Минобороны объявило тендер на разделку более 400 военных самолетов и вертолетов.
Как сообщают «Известия», уничтожению подлежит первый образец опытной серии «ядерного» самолета Ту-160, с которого в 1984 году началась эпоха сверхзвуковых дальних бомбардировщиков с ядерным оружием на борту. Именно этот экземпляр в качестве нового бомбардировщика проходил государственные испытания и сейчас хранится в подмосковном Жуковском на базе ЛИИ имени Громова.
Под разделку попал один из первых серийных бомбардировщиков Ту-22М, построен в 1970-х годах. Всего было построено десять таких машин, до нашего времени дожила только одна из учебного фонда ныне расформированного Иркутского военно-авиационного инженерного института. Эта машина сейчас находится на аэродроме в поселке Среднем Иркутской области и также, по мнению Минобороны, подлежит утилизации.
Помимо этих уникальных машин, в список на уничтожение попала специальная модификация Ан-26, используемая для настройки систем посадки военных аэродромов. Сейчас в ВВС осталось меньше десятка таких машин. Утилизируют Ан-26РТ – самолет радиотехнической разведки, созданный для перехвата радиосообщений противника и наблюдения за радиолокационными средствами. Ан-26РТ и Ан-26, подлежащие утилизации, сейчас находятся на читинском аэродроме.
Среди вертолетов, списанных на слом, – первый Ми-24А «Крокодил», ставший впоследствии основным боевым вертолетом России, уникальный вертолет-разведчик радиохимического заражения Ми-24Р, оснащенный специальным манипулятором для анализа грунта, а также один из последних экземпляров «крылатого» транспортного Ми-6.
Всего за ближайшие два года планируется разрезать 283 самолета и 139 вертолетов. Это истребители МиГ-21 и МиГ-23, истребители-бомбардировщики Су-22М, стоящие на вооружении ВВС истребители МиГ-29, Су-27 и бомбардировщики Ту-22М3.
Больше всего порежут бомбардировщиков Су-24 (103 машины), учебно-тренировочных Л-39 (28 самолетов), Ан-2 (28) и высотных перехватчиков МиГ-31 (23), а также 51 вертолет Ми-24 и 87 – Ми-8 различных модификаций.
При этом эксперты предупреждают, что в ближайшие 10 лет в России не появятся самолетов, способных заменить Ту-160, Ту-22М и Ту-95.