Авторский блог Ирина Жежерун 20:44 6 ноября 2013

Россия и Москва

о причинах ненависти россиян к Москве. Последняя полная версия статьи, публиковавшейся фрагментарно в 2004 и 2010 гг.

РОССИЯ И МОСКВА

или

что стоит за конфликтом между Страной и её Столицей

«Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…», - написал Александр Сергеевич Пушкин. Неужели ошибался великий русский поэт? Но и отцы, и деды наши говорили: «Велика Россия, а отступать некуда – за нами Москва». Они тоже понимали, что такое для русского человека – Москва.

А что же теперь? Почему по всей огромной стране нашей такая, мягко говоря, нелюбовь к Столице и ее жителям?

Большинство россиян отделяет себя от Москвы, как бы вычеркивает Москву из России, мол: Москва – сама по себе, а Россия – сама по себе. Можете представить, что: Франция отмежёвывается от Парижа (при этом честит его, на чём свет стоит), Италия – от Рима, Англия – от Лондона, и т.д.? -Трудно? А у нас - очень даже легко: мы – Россия, - Святая Русь, а Москва, столица наша, – «вавилонская блудница»!

Всем известно выражение: «Родина – мать». Если развить эту тему, логическое завершение можно выразить определением: «Москва - сердце нашей Родины-матери»! Ну и что, казалось бы, подумаешь, сердце, - просто «красивые слова». Подумаешь-то, подумаешь, да вот только без сердца живой организм превращается в труп. Что же это за духовное самоубийство, не говоря уже о таком противоестественном отношении организма (страны) к своему главному, жизненно важному органу?

Оправдание своей нелюбви к Москве и москвичам обычно находят в стереотипных утверждениях-противопоставлениях: в Москве жируют - мы бедствуем, там все живут богато - у нас нищета, туда стекаются все деньги, вся страна на них горбатится, всё только для них, - а мы получаем копейки. И пенсии у них выше, и дотации разные (и неважно, что цены в Москве в разы выше цен, не только на периферии, но и в самых дорогих столицах мира, и что дотации москвичам выплачиваются не из федерального бюджета, а из московского, т.е. не за счёт всей страны, а за счёт самих же работающих москвичей). Дальше переходят от общих обвинений Москве к личным – уже самим москвичам: и высокомерные они, и наглые, над всеми превозносятся, ведут себя по-хамски, (список можно продолжать до бесконечности).

Как-то корреспондент одной очень популярной газеты обратилась к приезжей женщине с вопросом: почему она выбрала автобусную экскурсию? В ответ услышала: когда мы собирались в Москву (впервые – авт.), нас предупредили: москвичи все злые, недоброжелательные, спросишь что-нибудь – отправят в другую сторону

То есть, эта женщина, никогда не бывавшая в Москве и не встречавшая москвичей, нисколько не усомнилась в том, что ей было сказано о москвичах, и даже придумала, как оградить себя от общения с ними!

Откуда же такое чудовищное восприятие москвичей? Где их видели в таком количестве, чтобы судить обо всех обитателях многомиллионной Столицы, да и все ли встреченные москвичи «соответствовали» всему тому, что о них принято думать и говорить? И где же приезжие могут встретить стольких москвичей: – на рынках, на вокзалах и на оживлённых улицах и проспектах, известных всем приезжающим в Столицу? Судят-то они о москвичах по вокзальной, улично-транспортной и магазинно-рыночной толчее, где, видя вокруг себя огромное количество самых разнообразных людей, почему-то твердо уверены в том, что все они – непременно москвичи. Кстати, подмечен удивительный феномен: частенько в Москве приезжие вдруг начинают вести себя иначе, нежели у себя дома, и это «иначе» меняется совсем не сторону улучшения, что тоже относится на счёт москвичей.

Впрочем, помимо стереотипов и вызванного ими стойкого предубеждения, что можно отчасти отнести к заблуждению, частенько негатив к москвичам объясняется банальной завистью. Как иначе можно объяснить тот факт, что вчерашние хулители, поселившись в Москве, начинают на вопрос «откуда?» с гордостью говорить, что они «с Москвы». Но не в том, беда, что «говорят», а в том, что под названием москвичей, везде, где только появляются (на отдыхе ли, в путешествиях, в армии, – повсюду, и, конечно же, в самой Москве), начинают себя вести соответственно их представлениям о том, какими должны быть москвичи, тем самым замыкая порочный круг мистификации и обмана. Кстати, именно им принадлежит знаменитое «понаехали тут», - это не московский говор, москвичи так не говорят. Тут хочется пояснить, что может значить сие: вчера – сами приехали, а сегодня - «понаехали тут». Это видимое противоречие объясняется просто: «вчера» вожделенная Москва досталась нелегко, но – свершилось: можно именоваться москвичами. И очень хочется оградить свой новообретённый статус, чтобы не обесценился большим количеством тех, кто тоже его может получить. Это как раньше в магазине: вчера она – из очереди, как все, а сегодня – «королева прилавка»: «вас много, а я одна».

И вот, что ещё удивительно: встречая у себя дома приезжих, их, никоим образом, никто не относит к себе, в Москве же – все встречные становятся москвичами. Но там, где, в основном, бывают приезжие, москвичи-то, как раз, бывают крайне редко, в лучшем случае, - проходом, и в таком процентном отношении к общей массе, что количество их почти равно нулю. Да чего уж – магазины и вокзалы! В своё время в роддоме (обычном районном), а потом в парках и дворах, среди порядочного количества молодых мам, я встретила, может быть, двух или трех москвичек, остальные – те, кто приехал в Москву с разных частей нашей страны. И, кстати, могу сказать, что чаще всего, это нормальные, вполне успешные люди, сумевшие после окончания учёбы в Столице найти себе здесь хорошую работу, обзавестись семьёй и жильём. Многие из них даже не претендуют на звание москвичей, рассказывают – откуда они приехали, и даже хотели бы вернуться домой, но невозможность реализовать себя там не оставляет им выбора.

Ещё в недавнем советском прошлом многие коренные москвичи уехали по комсомольским путевкам строить и благоустраивать Россию, в основной массе не вернувшись в Москву. Кто же приехал на их место? Не такие же ли русские, да и не только русские, люди, как и ныне населяющие всю нашу огромную страну, приехавшие со всей России и ставшие москвичами?

Факт то, что среди нынешних обитателей Столицы совсем не так уж много коренных москвичей. Каких же тогда москвичей так не любят в России?

И, наконец, совершенно непонятно, как можно презирать и не любить несколько миллионов совершенно незнакомых людей, по одному только определению их места жительства?!

Но едут в Москву со стойким предубеждением против москвичей, и тут уж – хоть пляши, хоть пой, хоть на голове стой. Плохие мы, – и все тут! -Аксиома.

Ну, да ладно, пусть их, москвичей, но - чем же сама-то Москва так плоха?

Москва всегда славилась своим гостеприимством. Радушная, по-домашнему уютная, даром что столица, она встречала и привечала всех приезжавших в нее, многие становились москвичами, полюбив этот красивый старинный город, освященный великим множеством пребывающих в нём святынь. Но о тех, кто своим трудом и талантами послужил во славу России и на благо родной Столицы, ставши достойными чадами Москвы на деле, а не только назвавшись москвичами, сейчас речь не идет. Теперь в Москву едут не за тем, чтобы послужить отечеству, да и новым хозяевам та, старая, Москва уже не нужна.

В Москву съезжаются со всей страны те, кто хочет чего-либо достичь (правдой ли, нет ли – это другой разговор). Это и понятно, – Столица, всё же, - здесь есть все возможности для достижения своих целей. Сюда же стекаются огромные средства, материальные блага – только к москвичам ли?

Много строится в Столице элитного жилья, - сколько в нём живет москвичей? Москва, изначально умещавшаяся в пределах Кремлёвской стены, затем в пределах садового кольца, а теперь уже вырвавшаяся за пределы окружной дороги, поглотив при этом многочисленные свои пригороды и деревеньки, продолжает застраиваться новым жильём. Но до сих пор многие коренные москвичи живут в коммуналках, а если и в отдельных квартирах, то часто в условиях, еще худших. Почему? По тому количеству жилья, что построено за всё послевоенное время, уже, наверное, не то, что каждая семья, а и каждый москвич мог бы иметь отдельную квартиру, но едут и едут в Москву ищущие столичной жизни. Москва всех принимает, дает работу и кров. При Советской власти за работу по лимиту уже через несколько лет давали квартиру, получив которую большинство уходило с непрестижной малооплачиваемой работы, а на их место шёл и шёл бесконечный поток из провинции. Столицу заполнила «лимита», успешно переселяясь из разных городов и весей страны - в общежития, а из общежитий – в отдельные квартиры. Коренные же москвичи до сих пор ждут своей очереди на жильё. Медленно двигалась эта очередь раньше, а теперь - и говорить нечего. А много ли коммуналок в других городах (о Питере речь не идёт, - там своя проблема)?

Кто-то до сих пор вспоминает, что при Советской власти в Центр собиралось всё со всей Страны, и уже потом распределялось, по усмотрению этого самого Центра, никак не могут забыть знаменитые «колбасные поезда». Но разве Москва виновата в этом, и уж тем паче москвичи (давайте предположим, что столица перенесена в другой город, хоть - в тот же Санкт-Петербург, - что, петербуржцы станут виновными во всём, что будет делать хозяйничающая в новой столице власть?). Кстати, ту же самую колбасу (и прочие «дефицитные» товары») приезжающие и увозили, причём в гораздо больших количествах, чем покупали сами москвичи, которые отстаивали при этом огромные очереди. И заметьте, - не возмущались при этом, что приезжие растаскивают Москву, хотя, - почему бы и нет? - У уезжающих гостей – огромные сумки со всякой всячиной, а в магазинах – пустые прилавки, или же – жуткие очереди, когда хоть что-то путное на этих прилавках появляется.

Что ещё раздражает в Москве? Блеск золотой клетки, в которой задыхается Столица? Ее буквально оккупировали предприимчивые заезжие нувориши, некоторые из которых, не удовольствовавшиеся обретённым богатством, пожелавшие власти и дорвавшиеся до неё, с ходу принялись хозяйничать в Москве, изменяя облик Столицы на свой вкус. Им-то что за дело до «исторической Москвы», зачем им это «старьё». Им надо жить в «европейской столице», светящейся рекламой, огнями ночных клубов, ресторанов и казино. Они обезобразили Москву чуждой ей архитектурой и монументальными «произведениями искусства», уничтожив, под шумок, ее чудные старинные дома, уютные дворики, бульвары и сады. Где уж тут увидеть подлинное её лицо? Оно сокрыто под вызывающим бесстыдным блеском неоновой мишуры, и впрямь, - почти блудница.

Но это всё внешнее. А то, чего не видно со стороны, сокровенное, её душа, из которой так стараются они вытравить русский дух, но над которой им не дано власти, - не увидеть в магазинной и вокзальной толчее. Тогда – где?

Например, в Московских монастырях и храмах, куда они приносят свою лепту, часто – отрывая от себя и своих семей, для пересылки в те города, где случались несчастья и катастрофы. Или очереди в пунктах приема крови после каждой трагедии с жертвами, и не обязательно произошедшей в Москве. А ещё - в больницах, школах, музеях, всевозможных учреждениях… - да мало ли где работают москвичи, разве что торговля и сфера обслуживания теперь – удел приезжих! В общем, работают, - как и все.Потому, что мы, москвичи, - такие же люди, как и все в нашей стране, с теми же проблемами, как материальными, так и духовными, и отношение к людям у нас исключительно общечеловеческое – не важно, откуда приехал человек, главное – с чем он приехал и что из себя представляет. И поймите, для нас, москвичей, абсолютно всё равно - столица Москва, или не столица. Это наш родной город, наша малая Родина, а потому и нет в нас «столичной спеси», в которой нас обвиняют. Во многих местах России мне довелось побывать, и всегда я относилась с почтением к этим местам и к их жителям, со многими из которых у нас сохранились добрые отношения. И нигде, - ни я, ни мои друзья и знакомые не выпячивали своей «столичности», - так это постыдно и не умно!.

Чем ругать москвичей, подумайте, каково им приходится. Они давно перестали быть хозяевами в своём доме. Да и гости, к тому же, их не жалуют, а порой ведут себя настолько бесцеремонно, что хоть из дому беги. Представьте себе, что к вам каждый день, круглосуточно, приезжает огромное количество самого разного люда (не исключая аферистов и преступников всех мастей), нежданных и незванных гостей, многие из которых едут с одной целью, во что бы то ни стало, поселиться в вашем доме, иногда даже за ваш счет. При этом не любят и ругают вас, но претендуют на все, что есть в вашем доме. И вот, ваш дом – уже совсем не ваш.

Поймите, Москва москвичам не принадлежит, как, впрочем, Россия теперь не принадлежит русским! Они в ней оказались не в роли хозяев, а, скорее, в роли приживалок. Мешают жить новым хозяевам - и из Центра, видите ли, не хотят уезжать на окраину, оставляя родные места, где, порой, прошла вся жизнь, иногда не одного поколения, и пытаются протестовать против бесцеремонного уничтожения всего, что дорого сердцу каждого москвича.

Вот и уезжают москвичи из пленённой Столицы, как и прежде, восстанавливать и обустраивать умирающие деревни, доведенные до последней черты продажностью чиновников, пьянством и воровством живущих на этой земле потомков тех, кто вершил «Великую Октябрьскую» Но Москва ведь не пустеет?

Поймите, что ненависть к Столице и ее жителям культивируется врагами России. Вырви у неё сердце, и не будет её. Стервятники расчленят и растащат по кускам безжизненное тело.

Кому-то сказанное в этой статье покажется обидным и слишком жёстким, - возможно, но это – от боли, от боли за поруганную мою Москву, дорогую нашу Столицу. И болит душа за любимый город, когда видишь, во что его превращают, терпишь, терпишь, да и выскажешь в сердцах.

PostScriptum. Как-то у меня с одной актрисой областного театра зашел разговор о двух столицах. Не жалуя Москву, она вдруг сказала: когда в юности я впервые попала в Москву, то пришла в ужас, меня поразила мысль – да ведь это большая деревня! Но ведь, столица – лицо страны. Так, что же из себя должна представлять столица почти стопроцентно аграрной страны, каковой была до недавнего времени Россия? Думается, этим нелестным, но в корне верным высказываем, можно поставить точку в вопросе о Москве – истинной столице России, и потому, неотъемлемой её части.

Заключение, которое можно не читать,

поскольку далеко не все принимают то, о чём я хочу напоследок сказать, а мне бы не хотелось никому ничего навязывать, раздражая «миссионерствованием».

Потому и обращаюсь, в первую очередь, к людям верующим:

Есть ещё и высшее предназначение Москвы, определяемое постулатом: «Москва – Третий Рим, а четвертому – не бывать». Это значит, что Промыслом Божиим на Москву возложена великая миссия духовной столицы православного мира, из которой, как от «светильника, поставленного на свещнице», свет Православия должен сиять всему миру, свидетельствуя ему об Истине, как маяк, указывать спасительный путь среди мрака последнего, апокалипсического времени. В связи с этим хочется напомнить еще одно, старинное, даже не название, а – величание Москвы: Первопрестольная! Как дорог должен быть в очах Божиих этот город!

Вчитайтесь в названия московских улиц, тезоименитых стоявшим на них храмам, великим своим числом давшим еще одно наименование Москве – «Златоглавая»: Никольская, Пречистенка, Варварка, Ильинка, Покровка, Знаменка, Дмитровка, Якиманка… - долго ещё можно перечислять. А в самом центре – Кремль – святое сердце Москвы. Каково сердце, таков и человек, ибо из сердца исходит и хорошее и дурное, - так учил Господь. А у Москвы сердце – святое, сумевшее сохранить в себе самое дорогое – Русь Святую, веру Православную. Подумайте: Кремль пережил в октябре 1917 года жесточайший расстрел, снос многих своих храмов и монастырей, стал местом обитания безбожной власти, но – по-прежнему в самом его центре, на Соборной площади, стоят Колокольня Ивана Великого и три дивных собора, – Успенский, Благовещенский и Архангельский. И само число этих Соборов – 3 - как утверждение над всем Кремлём власти Пресвятой Троицы

Москва – не «вавилонская блудница», а - Третий Рим.

Падет Третий Рим, – с ним придет конец и всей истории человечества.

А еще своей ненавистью к Москве грешит Россия против заповеди Божией: «почитай отца своего и мать свою» и «кто злословит отца своего и мать свою, смертью да умрет» (Мк.7, 10), навлекая на себя страшное проклятие: «Проклят злословящий отца своего или матерь свою» (Втор.27, 16).

Москва моя родная, мне жаль тебя до слез!

Тебя поработили жестоко и всерьез.

Скорбишь под тяжким игом, и избавленья нет.

Сыны твои повсюду плюют брезгливо в след.

В безумии гордыни они презрели мать,

Позволили пришельцам главу твою попрать.

Твой благородный облик жестоко изменить –

Прекрасную царицу – в блудницу обрядить.

Любить тебя, жалеть тебя сегодня не в чести,

Одной тебе придется весь скорбный путь пройти.

Но над душой своею им власти не давай

И прегрешенья чад своих позором искупай.

И за твое смиренье Бог не оставит нас,

Позорного плененья пробьет последний час.

И узрят твои недруги величие твое,

И царское достоинство Господь вернет тебе.

1.0x