Авторский блог Игорь Бойков 14:35 8 апреля 2013

Развитие, а не делёжка!

Кричать сегодня на площадях: “Отнять и поделить!” – значит, приветствовать силы деградации и регресса. Не “Отнять и поделить!”, а “Отнять, поставить на учёт и в национальное развитие вложить!”. Социализм, если кто забыл, это не грабёж и делёжка, а строжайший учёт и контроль. И не надо, пожалуйста, ссылаться на какую-нибудь Саудовскую Аравию, в которой каждый подданный местного короля при рождении получает на личный банковский счёт приличную сумму денег (свою долю от нефтяных доходов королевства)

В нынешнюю постмодернистскую эпоху торжества имитаций, когда распознать что-то действительно натуральное и живое среди сонмища симулякров становится всё труднее и труднее, ценность каждого действия, каждого политического, общественного или культурного начинания, в основе которого лежит некая ценность в полном смысле этого слова, возрастает неимоверно. Наше общество и так уже за двадцать лет предельно утомлено бесконечными кривляниями и симуляциями что в сфере политики, что в сфере культуры. Потому степень ответственности тех, кто претендует на подлинность, а не на пародийность, на искренность, а не на шутовство, возрастает многократно. А где ответственность, там и спрос. Причём, принципиальный.

Кампания за пересмотр итогов приватизации, запущенная “Другой Россией” в федеральном масштабе 5 апреля (http://drugoros.ru/news/3330.html), вызывает у меня смешанные чувства. И искреннего одобрения, и….неподдельного недоумения.

Да, публичное требование дезавуировать результаты “Большого хапка” (то есть, кардинально изменить социально-экономический базис российского общества, без чего невозможно ни остановить надвигающейся общенациональной катастрофы, ни запустить хотя бы один из проектов развития), выдвинутое Эдуардом Лимоновым несколько месяцев назад и нашедшее теперь воплощение в конкретных уличных действиях активистов его партии, можно и нужно приветствовать. Лимонов – политик очень упорный, и превращать собственные задумки в длительные кампании федерального масштаба умеет (вспомним хотя бы “Стратегию - 31”). Но вот лозунг, под которым другороссы начали выходить на акции по стране – “Всё отнять и поделить!” – бьёт совсем даже не в яблочко (то есть, сердце коллективного политического оппонента, коим является класс “прихватизаторов”). Он бьёт в сердце самого стрелка, который, вопреки провозглашённой цели (борьба с олигархами и новыми собственниками), невообразимым образом упёр боевую стрелу в свою собственную грудь. По сути, в данном случае на знамя отрицания приватизации парадоксальным образом возводится главный принцип той самой приватизации Чубайса и Гайдара, которая, как известно, к этому и сводилась: отъёму собственности и дележу.

Говоря о том, что сегодняшнее другороссовское “Отнять и поделить!” не имеет принципиальных – подчёркиваю, принципиальных – отличий от “Отнять и поделить!” двадцатилетней давности, я ничуть не преувеличиваю и не сгущаю краски. Повторюсь, сама идея о кардинальном изменении отношений в области собственности абсолютно правильна. Но вот то, что выдвигается таким лозунгом в качестве программы действий…

Итак, в 90-е годы российские приватизаторы путём различных махинаций (например, ухищрений с залоговыми аукционами) изъяли из общенародной собственности и захватили в свои руки колоссальные богатства. Причём, отъём производился не у кого-то там и где-то, а натуральным образом у нас с вами, ибо в соответствии с той самой Конституцией, которую Ельцин преступно расстрелял в октябре 1993 года, все мы являлись сособственниками всех средств производства в масштабах страны. Богатства эти и по закону, и по совести являлись общенациональными, поскольку были созданы многолетним и титаническим трудом нескольких поколений советских людей, постепенно превративших лапотную Россию с сохой в величайшую сверхдержаву с космическими спутниками и самой современной инфраструктурой. Несмотря на жульническую перестроечную и постперестроечную тресоктню о благе частной собственности, подавляющее большинство наших приватизированных предприятий было ограблено и разорено новыми собственниками буквальным образом дотла, в результате чего за какие-то двадцать лет Россия оказалась ввергнутой…нет¸ не обратно, не в архаичное крестьянское состояние, а в чудовищную, беспрецедентную в истории воронку управляемого и направляемого регресса. Куда, как в прорву, сегодня ухает всё: промышленность, производство, сельское хозяйство, образование, культура, демографические ресурсы, интеллектуальный капитал.

Эта страшная воронка, упрямо засасывающая Россию в небытие, возникла главным образом потому, что новые собственники (представители преступного класса, по выражению С.Кургиняна) обрели собственность не благодаря, а вопреки всем законам развития классического европейского капитализма. То есть, не в результате кропотливого труда трёх-четырёх поколений рачительных и бережливых буржуа, а в результате почти мгновенного по историческим меркам разорения целой страны, когда к собственным согражданам новоявленные колонизаторы начали относиться почти так же, как европейские колонизаторы когда-то относились к туземцам своих заморских колоний. И всё равно, несмотря на более чем двадцатилетнее культивирование вроде бы капиталистических отношений, никакого подлинного капитализма сегодня даже на горизонте не вырисовывается, хоть ты его обшарь весь в самый сильный бинокль. Сформировавшаяся в результате “большого хапка” компрадорская “элита” по определению не может ничего по-настоящему производить и развивать. Потому что она – компрадорская. Её качество было определено самим характером обретения собственности – глубоко неэкономическим и, по сути, преступным. Такая “элита”, разделив национальные богатства между собой, вот уже двадцать лет их натуральным образом прожирает и проматывает, время от времени цапаясь за жирные куски (привет нынешней официальной антикоррупционной кампанейщине!). И будет прожирать и проматывать, покуда в стране найдётся, что ещё пограбить. Как закономерный итог - разгромленные предприятия, разваленная наука, падающие спутники, вымирающее, озлобленное население, преступным образом отчуждённое от своей собственности двадцать лет назад. Вот он, результат гайдаровской делёжки, воплотившей мечты люмпена Шарикова с поистине барским размахом!

И вот теперь нам в качестве идеи национального спасения предлагается новая делёжка. Не многовекторное развитие, не повторная индустриализация, не вложение изъятых у олигархов средств в специальные государственные фонды, из которых они будут направлены на возрождение всех тех сфер, без которых ни одно государство первого мира существовать попросту не может, а примитивный “чёрный передел”?! Ну, как говорится, приехали!

Прежде чем вбрасывать в оппозиционное движение странноватый лозунг “Отнять и поделить!” пусть его глашатаи нам внятно объяснят: чем отъём собственности у олигархов и её передел между остальными гражданами страны (а “чёрный передел”, практиковавшийся в русской деревне, означал раздел земли между членами общины по числу едоков – и только!) принципиально отличен от того, что двадцать лет назад сделали сами олигархи? Повторяю – принципиально.

Какая, в конце концов, разница, какое количество людей будет проматывать и прожирать национальное богатство: несколько тысяч человек, входящих в разнообразные элитные списки сверхбогачей, или сто сорок миллионов изголодавшихся? Здесь главную роль играет не число участников раздела, а сам принцип: прожирать и проматывать при такой гипотетической делёжке всё равно будут! Напоминаю, раздел и развитие – совсем не одно и то же. Характер гибельной воронки регресса в подобном случае нисколько не изменится, она просто многократно увеличит свои размеры. Наши современные граждане – не русские крестьяне столетней давности, землю пахать они не умеют, не приучены и не будут. А при отсутствии реального проекта возрождения простое раздробление крупных кусков собственности на миллионы мелких кусочков приведёт к ровно тому же самому результату: к проеданию, проматыванию, разбазариванию. И только!

Пропагандистская кампания времён перестройки, лживо выдававшая стихийный народный клич: “Грабь награбленное” за официальную экономическую политику большевиков, нанесла нашему общественному сознанию огромный урон. Хотя уже давным-давно приведены истинные высказывания Ленина по этому вопросу (“…после слов: “грабь награбленное” начинается расхождение между пролетарской революцией, которая говорит: награбленное сосчитай и врозь его тянуть не давай, а если будут тянуть к себе прямо или косвенно, то таких нарушителей дисциплины расстреливай...” (В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. Т36, с.270), миллионы людей в России по-прежнему послушно повторяют перестроечную ложь про массовый грабёж и управляющих государством кухарок как якобы искомую цель социалистического строительства. Для того, чтобы реабилитировать в их глазах социализм, требуется неустанно и повсеместно бороться с прежними искажениями трактовок, а не плодить новые. Так зачем же сегодня ещё более усугублять этот болезненный вывих сознания, ударяя по нему эмоциональной, но абсолютно неуместной кричалкой: “Всё отнять и поделить!”?

Подобный лозунг, помимо своей экономической и политической несостоятельности, неприемлем ещё и по причинам морально-нравственным. При всей своей патетичности и кажущейся справедливости, он взывает к тёмным, эгоистическим началам человеческой натуры: не трудиться засучив рукава, сообща выбираясь из ужасающей ямы, а примитивно хватать и рвать на куски. Подавляющее большинство русского общества заинтересованно не в том, чтобы просто отнимать у богатых и архаично делить отобранное среди бедных “по числу едоков”, а совсем в ином – в скорейшем преодолении губительного регресса, в обуздании разбуженного перестройкой “гунна”. Не зря ведь Ленин говорил: “Врозь тянуть не давай”. Потому как отлично понимал: тянуть врозь жаждет гунн, а большевики же добиваются принципиально иного: построения нового социалистического общества, в котором гунну с его грабительскими инстинктами места не будет.

Кричать сегодня на площадях: “Отнять и поделить!” – значит, приветствовать силы деградации и регресса. Не “Отнять и поделить!”, а “Отнять, поставить на учёт и в национальное развитие вложить!”. Социализм, если кто забыл, это не грабёж и делёжка, а строжайший учёт и контроль. И не надо, пожалуйста, ссылаться на какую-нибудь Саудовскую Аравию, в которой каждый подданный местного короля при рождении получает на личный банковский счёт приличную сумму денег (свою долю от нефтяных доходов королевства). Саудовская Аравия – государство не только предельно архаичное, но и – самое важное! – в силу своих религиозных особенностей принципиально отвергающее всякое развитие. Государство, принявшее религиозные и социальные воззрения VII века в качестве официальной доктрины. Но то, что приемлемо в Саудовской Аравии, застывшей, по-видимому, на уровне раннесредневековых социальных отношений, совершенно губительно для России. Нас и без “Отнять и поделить!” усиленно вгоняют в новое средневековье. Так зачем же своими руками усиливать сей гибельный процесс?

Европа с её развитыми социальными программами, которые в своё время местные богачи вынуждены были развернуть из страха перед красной революцией и соблазнительным примером СССР? Но этот путь стократно хуже, чем пресловутая позднесоветская “уравниловка”. Буквально за три-четыре десятилетия европейские страны вырастили у себя целые поколения профессиональных трутней, принципиально не желающих по-настоящему работать. Европейский собес с его нескончаемыми пособиями развивает в людях паразитизм похлеще любого, самого гнилостного брежневского застоя. К чёртовой матери такие эталоны!

Ещё раз обращаюсь к товарищам-другороссам. Я написал данную полемическую заметку не с целью попрекнуть кого-то политической незрелостью или же интеллектуально самоутвердиться за чей-то счёт. Я говорю о вещах совершенно очевидных, не говорить о них нельзя. Лозунги, которые, как известно, являются образным и метафорическим обрамлением любой общественной кампании, надо формулировать правильно. Они должны бить в самую суть, а не лукаво уводить в сторону. Неверно сформулированный лозунг способен загубить и дискредитировать на корню любое, самое правильное начинание. Поэтому давайте крепко думать, прежде чем кого-то к чему-то столь радикальным образом призывать.

1.0x