"ЗАВТРА". Михаил Геннадьевич, за последний месяц российское общество получило множество возможностей лицезреть, как наша "властная вертикаль" справляется — вернее, не справляется — с реальными государственными проблемами. С чем это, на ваш взгляд, может быть связано?
Михаил ДЕЛЯГИН. Как писал Наум Коржавин, "А кони все скачут и скачут, / А избы горят и горят..."
Дикая ситуация с Крымском, как уже видно, никого и ничему не научила. Поневоле жаль Путина, который приехал туда и обнаружил, что чиновный аппарат способен только на распилы и откаты, а в остальном находится не просто в параличе, а в состоянии принципиального отказа от каких бы то ни было полезных для народа действий. Даже если это насущно необходимо и является не только требованием "снизу", но и прямым указанием "сверху". Думаю, президенту было не слишком приятно обнаружить, что его распоряжения за две недели никто и не думал исполнять.
Насколько можно судить по этому и другим эпизодам, нынешняя "вертикаль власти" существует не для блага народа и даже не для управления им, а всего лишь для личного обогащения образующих ее многоклеточных. Им глубоко плевать даже на собственное начальство: у них уже виллы в фешенебельных странах и вид на жительство, если вообще не гражданство.
"ЗАВТРА". Нет, ну все же некоторые меры в том же Крымске были приняты…
М.Д. Согласен! При тушении лесных пожаров позапрошлым летом на волонтеров, как правило, просто не обращали внимания, а сейчас их, насколько можно судить, берут под жесткий контроль.
А чего стоит намерение разработать и принять закон об уголовном преследовании уже не только за "клевету" (в понимании современной бюрократии — констатацию самоочевидных, но неприятных для нее фактов), но и за "паникерство"? Надо полагать, по будущему закону мэр Крымска, предупреди он горожан о надвигающейся катастрофе, сел бы на несколько лет, и никто не требовал бы у него признания вины в обмен на выход из СИЗО.
"ЗАВТРА". Самое страшное по итогам катастрофы в Крымске — отсутствие, несмотря на очевидную и катастрофическую необходимость, даже разговоров о полной проверке и ремонте всех других гидросооружений страны…
М.Д. Ну, о какой проверке идет речь, о каком ремонте! Думаю, быстро выяснится, что Неберджаевское водохранилище, которое, похоже, и стало виновником катастрофы в Крымске, тщательно проверяли и ремонтировали все его оборудование… А с другой стороны — честная проверка и честный ремонт гидротехнических сооружений в целом, как и модернизация инфраструктуры страны, означают для коррупционеров бесхозяйственное разбазаривание средств: ведь деньги, реально потраченные на ремонт, уже нельзя украсть!
Да что там проверка?! Насколько можно судить, до сих пор не решен вопрос о том, в чьем ведении находятся многие гидротехнические сооружения! Меня умиляют попытки представить Неберджаевское водохранилище объектом чуть ли не муниципального ведения, — что просто невозможно, так как у городского бюджета в принципе не может быть достаточно средств для поддержания его в порядке.
Игры вокруг этой проблемы показывают, какой чудовищной фикцией была и кампания по "разграничению полномочий между бюджетами разных уровней" (аукнувшаяся в том числе людоедской "монетизацией льгот" 2005 года), и полная инвентаризация гидротехнических сооружений, якобы законченная в 2003 году. Напомню, тогда выяснилось, что плотина, в зоне затопления которой находилось 90% одного из областных центров Европейской части России, принадлежала давно обанкротившемуся заводу и, будучи бесхозной, разрушалась. В ходе инвентаризации было обнаружено около 300 подобных бесхозных сооружений повышенной опасности, но это было почти 10 лет назад, и решать проблему в изнемогающей под грузом праздной бюрократии стране, похоже, просто некому.
"ЗАВТРА". Но ведь это касается не только гидротехнических сооружений — это касается всех сфер жизни страны! Чего стоят лесные пожары, охватившие этим летом почти всю Сибирь?!
М.Д. Совершенно верно: Сибирь горит. Почти весь июль ее города покрывает мгла от дыма лесных пожаров. Задыхаются города Ханты-Мансийского АО, Томской области, Красноярского края, где 89 пожаров, часть из которых перешла в "верховой пал", тушит чуть более тысячи человек. Сильное задымление фиксируется в городах Кемеровской, Новосибирской, Омской областях и Алтайском крае. Многие города, как, например, Нижневартовск 21 июля, испытали подлинные газовые атаки, как и Москва в 2010-м. Но реакция государства стала заметна лишь в конце месяца. И никто не смеет даже заикнуться о том, что повторение трагедии 2010 года вызвано государственной политикой, — тем, что наша "властная вертикаль" не подумала устранить главную причину массовых лесных пожаров — коммерческий, по сути, Лесной кодекс, который "в интересах бизнеса" практически уничтожил лесную охрану, да и институт лесников как таковой (юридическим доказательством можно считать факт, что лесные пожары, как по волшебству, остановились на границе Белоруссии: там просто было кому и зачем их тушить).
Когда в середине 2000-х принимали этот обслуживающий интересы олигархии кодекс, эксперты подробно объясняли, к чему он приведет. Естественно, безрезультатно: как "с натуры" отмечал еще Маркс, нет преступления, на который не пошел бы капиталист ради 300% прибыли. Лесной кодекс, насколько можно судить, принес олигархам разных мастей значительно больше.
Когда в 2010 году обещанная катастрофа произошла, причём в значительно более масштабном виде, чем можно было себе представить, только ленивый не кричал благим матом о порочности олигархического Лесного кодекса.
Но кому дело до лесов и людей, умирающих в городах от химических атак, когда речь идет о деньгах, причём больших? И государство повторно проигнорировало голос здравого смысла, а сейчас игнорирует его уже в третий раз подряд.
"ЗАВТРА". Но аналогичные закономерности проявляются и там, где, вроде бы, никаких коммерческих интересов нет. Несколько лет назад Кремль пошел на уход с военных баз на Кубе и во Вьетнаме, а теперь уже открыто признается, что их восстановление — это первейшая необходимость для обеспечения не какого-то там "глобального влияния", а простой безопасности России!
М.Д. Да, Лурдес и Камрань — незаживающие раны российской внешней политики. Прекрасно помню, как тогдашний начальник Генштаба Квашнин вещал, что Лурдес не нужен, потому что радиоэлектронную разведку в Западном полушарии будет вести спутниковая группировка, которую вот-вот развернут… Понятно, что, как только Россия ослепла в отношении США, разговоры об этой группировке прекратились, как по мановению волшебной палочки…
Хорошо, хоть какое-то понимание важности зарубежных баз начало возвращаться. Хотя в Ливии и Сирии мы увидели, какие титанические усилия готовы приложить западные друзья привластных российских либералов, чтобы не допустить сохранения у России даже скромных технических пунктов обслуживания флота.
И это происходит в то самое время, когда Россия давно уже превращена в основной транзитный пункт для НАТОвской группировки в Афганистане, под прикрытием которой — давайте называть вещи своими именами — производится героин, буквально выкашивающий нашу страну. Это наркотический геноцид, но дальше констатации фактов на международных конференциях наше руководство пока не идёт.
Более того — чего стоит пресловутый "транзитный центр", или, говоря по-русски, база НАТО под Ульяновском?! Официальные лица закатывают истерики о том, что никакой базы нет, не было и не будет, а Интернет забит фотографиями ульяновских девчонок-"нашисток" в обнимку (хорошо хоть, пока не в койках) с довольными американскими морпехами!
"ЗАВТРА". Так чем же, по-вашему, можно объяснить такую политику в федеральном Центре и на местах?
М.Д. Поведение и система ценностей любой социальной группы во многом определяются ее происхождением. Изучение этого вопроса обычно позволяет снять основную часть недоуменных вопросов, связанных с якобы "иррациональным" и "непредсказуемым" поведением данной группы. Не является исключением и правящая Россией "элита".
Во избежание недоразумений и пустого морализаторства следует сразу уточнить, что с управленческой (в отличие от этической) точки зрения "элиту" образует отнюдь не наиболее высокоморальная часть общества. Элита — это "всего лишь" его часть, непосредственно участвующая в выработке значимых для него решений либо являющаяся образцом для массового подражания, так как последние влияют на массовое поведение не меньше, чем те, кто определяет формальные нормы поведения.
"Элита" современной России формировалась в жесткой конкурентной борьбе на фоне интенсивной и вполне осознанной деятельности по разграблению и уничтожению нашей страны.
Ключевым словом этой характеристики является "осознанной": прекраснодушные диссиденты и "демократы первой волны", не способные видеть дальше собственного носа, либо быстро перековались в циничных беспощадных хищников, либо были безжалостно отброшены от "кормушки", как правило, вообще не сумев понять, что вокруг них происходит.
Не очень умных людей в российском государстве почти не осталось — по той же причине, по которой в нем почти не осталось людей не очень богатых. Те члены элиты, которым не нравился ее образ действий, ее отношение к своей стране и своему народу, либо покинули ее сами, не в силах примириться с ее убийственной политикой, либо вели конкурентную борьбу за захват новых позиций с недостаточным энтузиазмом, умеряемым совестью. В результате они терпели поражение и выталкивались из элиты или, как минимум, перемещались на ее периферию.
Таким образом, с точки зрения общественных интересов, современная российская "элита" — продукт длительного, жестокого и продолжающегося и по сей день отрицательного искусственного отбора. Разумеется, в ней присутствуют определенные, а в иных сферах и весьма заметные исключения но пока, насколько можно судить, нет значимых оснований говорить о том, что российская "элита" служит чемуто-ещё, помимо своего обогащения за счет циничного и массового разграбления страны и общества.
"ЗАВТРА". Всё это безусловно верно по отношению к ельцинской эпохе, к "лихим 90-м", по крылатому выражению Михаила Веллера. Но потом вроде бы пришли иные времена…
М.Д. Завершение правления Ельцина, после которого произошло резкое изменение персонального состава элиты, не привело к каким-либо качественным изменениям в её характере. Переход от частной, коммерческой олигархии, присваивавшей государственную собственность и государственные деньги извне государства, к олигархии силовой, действующей изнутри государства и дополнившей арсенал своего обогащения поборами с частной олигархии, нисколько не оздоровил российское государство.
Разграбление советского наследства (или, если угодно, "освоение трофейного пространства") и сегодня остается, насколько можно судить, основным содержанием деятельности российского государства, создавшего высокоэффективную модель теневой приватизации общественного достояния, вывоза его в фешенебельные страны и легализации там в качестве личных богатств.
"ЗАВТРА". Но появилась новая риторика, слово "патриотизм" уже не ругательство — он, слава богу, стал нормой.
М.Д. К сожалению, "исправление слов", по Конфуцию, не продолжилось "исправлением дел".
Принципиально важным для понимания современной российской "элиты" представляется ее абсолютная, рабская зависимость от фешенебельных стран. Для мусульман это понятие включает некоторые исламские государства, для тюрков — Турцию, но для основной части "элиты" оно исчерпывается развитыми странами Запада. Несколько попыток диверсифицировать направления вывода капиталов из России, предпринятых в "нулевые" годы, сопровождались меньшими или большими (вплоть до полной потери эвакуированных средств) неудачами, вызванными прежде всего культурными различиями.
Таким образом, российская "элита" не является самостоятельной: будучи всецело зависимой от Запада, она вынуждена выражать его коллективную волю. Именно поэтому более правильно называть ее не "элитой", а "тусовкой", свободной от ответственности перед своей страной и своим народом и в силу этого обладающей уникально высоким уровнем безответственности.
"ЗАВТРА". Но правящая верхушка России сегодня не едина. Ее сотрясает и разрывает бесконечная ожесточенная борьба. Невозможно, мне кажется, говорить о каком-либо единстве, например, Медведева и Сечина, Волошина и Виктора Иванова, Кудрина и Бастрыкина…
М.Д. Разумеется, "элита" не однородна — это же не манная каша. И ее разрывают отнюдь не только коммерческая борьба за те или иные "наиболее сладкие куски России", но и глубокие идеологические, ценностные противоречия.
Одна ее часть, искренне считающая, что смысл жизни человека заключается в материальном потреблении, образовала клан "либералов", подчиненный "фешенебельным странам" всецело и безоговорочно. По сути дела, это "штурмовая пехота" глобального управляющего класса, сейчас яростно атакующая вторую часть "элиты" — "силовиков", объединенных не столько общим происхождением (в ней достаточно и сугубо гражданских людей), сколько пониманием важности не только материального, но и символического потребления, публичного самоутверждения. В результате, если "либералы" подчиняются Западу безоговорочно и всецело, "силовики", подчиняясь, постоянно огрызаются на своих хозяев и самоутверждаются за их счет, что, с учетом деградации западных элит, вызывает у тех вполне естественное раздражение.
Однако никогда не следует забывать, что эти непримиримо враждующие группировки объединены общей государственной моделью разграбления России. Их счета лежат в одних и тех же западных банках, их жены и семьи живут в соседних (а то и одних и тех же) домах, не говоря уже о городах, их дети "учатся" в одних и тех же престижных западных университетах.
Вместе с тем, конфликт между ними вызван не только разной идеологией, но и разрывом, наметившимся внутри западной элиты. Начало их формирования на рубеже 90-х и 2000-х годов сопровождалось бурным подъемом глобального управляющего класса — совокупности международных бизнесменов, политиков, деятелей спецслужб, объединенных единым транснациональным образом жизни и диктуемыми им ценностями. Именно в то время глобальный управляющий класс, отмороженно либеральный по своей идеологии, окончательно возобладал над национальными бюрократиями, даже таких стран, как США.
"Либералы", потерпев поражение во внутрироссийской политике, сохранились благодаря безоговорочному обслуживанию интересов глобального управляющего класса. "Силовики", по старинке ориентируясь на национальные бюрократии, балансировали между США и стремительно, как всплывает атомная подводная лодка, поднимающимся Китаем.
Однако развитие глобального кризиса изменило мировую конфигурацию сил. Как справедливо отмечает Михаил Хазин, основная часть глобального управляющего класса, понимая неизбежность разделения мира на макрорегионы, взяла курс на контроль будущих отношений между ними и на форсированное освоение главного неконтролируемого ими сейчас макрорегиона — Китая. При этом старые конкурентные конфликты отодвинуты на второй план — об этом свидетельствует, в частности, символическое объединение части капиталов семей Рокфеллеров и Ротшильдов.
Противостоящая им группа американских финансистов, чьим основным ресурсом был контроль за эмиссией доллара как мировой резервной валюты, стремится не допустить разделения мира на макрорегионы, так как это приведет к резкому сужению сферы обращения доллара, падению их влияния и глубокой дестабилизации США.
"ЗАВТРА". И как же реагирует на эти тектонические изменения наше руководство?
М.Д. Для сознательной реакции надо думать и прогнозировать, а у нас углублённое изучение систем управления Запада прекратилось, насколько могу судить, со смертью Сталина.
Поэтому данная реструктуризация — как, впрочем, и предыдущие — застигла российскую правящую "тусовку" врасплох. В настоящее время оба ее основных клана пытаются действовать по принципу "ласковое теля двух маток сосет", что в принципе представляется вполне разумным. Однако в перспективе, насколько можно судить, "либералы" будут вытеснены под контроль американских финансистов, выдаивающих из обессилевшей ФРС последние капли былого могущества. "Силовики" же, ориентированные на сотрудничество с Китаем, перейдут под контроль и покровительство глобального управляющего класса, и назначение Сечина главой "Роснефти", ведущей переговоры с ExxonMobil об обмене активами, представляется в этом смысле весьма значимым.
"ЗАВТРА". Давая в начале нашей беседы характеристику российской "элиты", вы говорили не только о разграблении, но и о уничтожении ею России, и это до сих пор вызывает у меня внутренний конфликт. Не слишком ли сильный образ?
М.Д. А это не образ — это констатация факта.
"Уничтожение" в данном случае является не только естественным следствием "разграбления", но и самостоятельным, хотя и не афишируемым (а часто и вовсе не осознаваемым) направлением деятельности. Ведь для безнаказанности воровства надо в первую очередь надежно подавить саму возможность сопротивления этому воровству со стороны ограбляемых. А для этого, в свою очередь, надо всемерно ослабить, раздробить и дезориентировать их, уничтожая тем самым общество и страну. Именно в этом, в частности (а отнюдь не в личных склонностях президента России, как приходится иной раз читать в разного рода пропагандистских статьях), заключается стратегическая причина курса на последовательное уничтожение всех и всяческих институтов гражданского общества.
Политика не только разграбления, но и уничтожения для создания наиболее выгодных и безопасных условий грабежа ведет к тому, что, украв на копейку, российские "эффективные собственники" часто уничтожают общественное достояние на рубль. Это вызывает протест даже в их собственной среде, где за четверть века развития рыночных отношений выросло множество высококвалифицированных управленцев. Не сознавая разрушительного и противоестественного характера деятельности своей социальной группы в целом (ибо для этого надо посмотреть на нее со стороны, что им практически невозможно), ее наиболее компетентная часть все более явно бунтует против разрушительного характера присвоения "советского наследства". Это является основным противоречием внутри современной российской "элиты".
"ЗАВТРА". Но ведь "советское наследство" уже практически вычерпано до дна!
М.Д. Совершенно верно. И это вынуждает господствующую социальную группу ужесточать давление на все остальные (достаточно вспомнить снижение реальных доходов основной части населения в 2011 году при почти 40%-ном росте мировой цены на нефть).
Отсюда можно сделать вывод о неизбежности и близости раскола "властной тусовки". Ее относительно молодая часть, удерживаемая в положении помощников и исполнителей, восстанет против ключевых бенефициаров сложившейся модели, опираясь при этом на массовый народный протест (и, естественно, всеми силами раздувая его).
Поскольку материальный источник существования современной российской "элиты" — "советское наследство" — будет исчерпан, это приведет отнюдь не к переформатированию "элиты" в рамках современной модели российской государственности. Последствия будут глубже: слом самой этой модели и, вероятно, оздоровление государства, возвращение его на естественные для него (и русской культуры, в которую оно погружено) позиции служения стране и обществу.
Однако путь к этому, как обычно в нашей истории, будет хаотичным и жестоким.