Авторский блог Анна Скок 18:17 1 ноября 2013

Районы-кварталы

Спальные районы Москвы. Наверное, каждый москвич хоть раз бывал в них. Большинство же Первопрестольной там и живёт. Унылые виды, серость и безликость во всём. Застройка этих районов началась в 60-х годах прошлого века. «Подмосковные деревни: Тропарёво, Чертаново, Медведково, Беляево-Богородское, и, конечно же, Черемушки не подозревали о том, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметают с лица земли». Потребность в большом количестве жилья в городах к тому времени назрела уже давно, ведь на протяжении всего ХХ века шла массовая урбанизация населения страны. Первое время возводились 4-5 этажные дома, всем известные как «хрущёвки».

Спальные районы Москвы. Наверное, каждый москвич хоть раз бывал в них. Большинство же Первопрестольной там и живёт. Унылые виды, серость и безликость во всём. Застройка этих районов началась в 60-х годах прошлого века. «Подмосковные деревни: Тропарёво, Чертаново, Медведково, Беляево-Богородское, и, конечно же, Черемушки не подозревали о том, что обретают бессмертие в те грустные для них дни, когда их навсегда сметают с лица земли». Потребность в большом количестве жилья в городах к тому времени назрела уже давно, ведь на протяжении всего ХХ века шла массовая урбанизация населения страны. Первое время возводились 4-5 этажные дома, всем известные как «хрущёвки». А с 70-х, началось массовое возведение панельных домов высотой 9-22 этажа: Лианозово, Бибирево, Митино, Медведково, Строгино, Чертаново, Ховрино, Орехово-Борисово, Отрадное, Бирюлёво – именно эти районы Москвы с конца прошлого века принято называть «спальными», впрочем, это далеко не полный список. При строительстве таких районов, обеспечивалась только минимальная инфраструктура: магазины, школы, детские сады, поликлиники, библиотеки и, в редких случаях – кинотеатры. Добираться до этих районов от метро приходилось на автобусах или электричках; на работу, за покупками или в поисках культурных развлечений жителям приходилось ехать в центр города, ежедневно тратя уйму времени на дорогу и, таким образом, приезжая домой только чтобы поспать – отсюда, собственно, и название «спальный». Из-за отсутствия развитой культурно-досуговой инфраструктуры в таких районах активно развивалась преступность.

Сейчас многое изменилось: за последние 10 лет в «спальных районах» появились различные гипермаркеты, торгово-развлекательные центры, включающие большое количество магазинов, кафе, кинотеатров и т.д., во многие районы проложили новые линии метро. Но насколько изменилась внутренняя депрессивная обстановка?

Криминогенная ситуация в окраинных районах Москвы, в отличие от распространённого мнения, не слишком отличается от Центрального округа. Но при этом разные районы периферии, зачастую довольно сильно разнятся по этим и не только показателям.

В обыденном сознании укоренено мнение, что восточные и южные административные округа являются самыми неблагополучными и отсталыми. Во многом, это связано с логикой заселения данных районов: исторически в этих частях города располагались промзоны, а это влияет как на социокультурный состав жителей, и вытекающие из этого последствия, ведь, в основном, здесь селили семьи рабочих, и доля людей с высшим образованием в некоторых восточных районах в разы уступает западным, так и на экологию района. Северный и западный районы, в свою очередь, заселялись профессурой, преподавательским составом, творческой и рабочей интеллигенцией, чиновниками.

Но сейчас всё это не имеет такого значения: большинство предприятий вынесено за пределы города, да и социальная структура этих районов уже не претендует на однородность. Так почему же и сегодня горожане не стремятся в эти районы? Что заставляет риэлторов устанавливать здесь цены иногда чуть ли не на треть ниже, чем на западе города? И в чём различие разных краёв столицы и людей, их населяющих?

Причин может быть много, одна из основных – большое количество мигрантов, соседство с которыми вряд ли кому-то покажется особо привлекательным. Ведь, согласно данным МВД, 80% преступлений в Москве совершается приезжими. И если раньше этнические гетто располагались в центральных районах города, то сейчас произошло смещение на периферию - это объясняется и более низкими ценами на жильё, и меньшим контролем правоохранительных органов. А огромное скопление приезжих именно на юге и востоке города можно объяснить наличием там большого количества крупных рынков и общежитий не прикреплённых к ВУЗам. Таким образом, в этих районах сконцентрированы целые диаспоры, которые практически никак не ассимилируются, живут по своим законам и, зачастую, имеют отношение к этническому криминалу.

И всё же, рассматривая именно криминогенную статистику по конкретным районам, нельзя сказать, что в этой гонке «восток» заметно обгоняет «запад». Так, согласно сводкам Управления информации ГУВД в список самых опасных районов занесены: Гольяново, Измайлово, Коньково, Выхино, Кузьминки, Тропарево-Никулино, Люблино, Чертаново Северное. Самые же спокойные районы представляют: Восточный, Некрасовка, Молжаниновский, Внуково, Марфино, Метрогородок, Ростокино, Куркино, Капотня и Алтуфьево.

Экологическая проблема тоже никуда не делась и оказывает влияние на представления горожан о районах, ведь, несмотря на сокращение производств в черте города, воздух чистотой похвастаться не может ни в одном из округов, но восточные в этом плане антилидеры: тут и выбросов загрязняющих веществ в атмосферу больше, и жалоб на грязный воздух. Однозначно, ведущей по вредным выбросам является Капотня, в которой находится нефтеперерабатывающий завод. Также играют свою роль и западные ветра, несущие смог на восток столицы, и постоянные скопления автомобилей, заторы, вызванные несовершенствами дорожной инфраструктуры этой части города. Да и доля зелёных насаждений на условном востоке, пусть и не колоссально, но уступает западным округам.

Хотя, близость к крупным паркам, на деле, нельзя назвать исключительно благоприятным аспектом, ведь помимо более свежего воздуха, места для прогулок и семейных пикников, они таят в себе и опасность: ни для кого не секрет, что эти рекреационные зоны зачастую притягивают к себе бомжей, шумные компании или отдельных индивидов, желающих выпить, маньяков. Так, в полицейских сводках Москвы постоянно фигурируют Измайловский и Битцевский парки.

Также неоднородна столица и по электоральному признаку. Политические воззрения жителей разных районов значительно расходятся в зависимости от места проживания. Так юго-запад, вслед за центром, склонен поддерживать кандидатов от оппозиции; это проявилось и на прошедших выборах мэра Москвы, и на муниципальных выборах. В то время как юго-восточные спальные районы, такие как Капотня, Восточное и Западное Бирюлёво, Солнцево, Выхино-Жулебино, стабильно отдают голоса провластным кандидатам. Такая статистика, опять-таки, вытекает из различий в социальной структуре жителей. Проживающие в разных столичных районах, объединённых словом «спальный», зачастую, имеют разное образование, работу, доходы и интересы.

Поэтому сложно описать эдакого типичного жителя московского спального района: рядом могут жить менеджер среднего (а то и выше) звена и работник ЖЭКа, а соседями профессора ВУЗа может оказаться семья нелегальных мигрантов. И, нередко, единственным, что всех их объединяет, оказываются лишь «одинаковые лестничные клетки», окрашенные «в типовой приятный цвет».

1.0x