"Омерзительная восьмерка" (США, 2015, режиссёр — Квентин Тарантино, в ролях: Курт Рассел, Сэмюэль Л. Джексон, Дженнифер Джейсон Ли, Уолтон Гоггинс, Тим Рот, Майкл Мэдсен, Брюс Дерн, Ченнинг Татум, Майкл Паркс, Демиан Бишер)
Оу, я уехал бы в Вайоминг,
Но это был бы не мамонинг!
Оу, я уехал бы в Вайоминг,
Если б это был бы не мамонинг!
Не надо, не надо, не надо!
Не надо…
Не надо, не надо, не надо!
Не надо…
Пётр Мамонов
И это действительно "Оу!". Несколько лет как отгремела Гражданская война, а общество все еще живет по законам расистского противостояния. Заснеженный штат Вайоминг демонстрирует холодный фронт и ледяные коридоры. Затерянный в пути дилижанс пытается обогнать надвигающуюся бурю и приехать в местечко Рэд-Рок без потерь. Попутчики — охотник за головами Джон Рут (Курт Рассел), суровый парень по прозвищу Висельник и его пойманная жертва — не менее брутальная преступница Дейзи Домерго (Дженнифер Джейсон Ли) — за ее голову обещана награда в десять тысяч — и которую по прибытии в город ожидает петля закона. Но на своем непростом пути дилижанс встречает двух отщепенцев — бывшего солдата армии янки, а ныне ниггера-наемника Уоррена (Сэмюэль Л. Джексон) и будущего шерифа Рэд-Рока, южанина Криса Менникса (Уолтон Гоггинс). Пассажиры находят пристанище от снежной мглы в галантерее Минни — перевалочном пункте, который облюбовали себе в качестве укрытия еще несколько незнакомцев. Это мексиканец Боб (Дэмиан Бишер), оставленный уехавшими хозяевами за главного, новый палач Рэд-Рока Мобрей (Тим Рот), ковбой Гейдж (Майкл Мэдсен) и генерал армии конфедератов Смитерс (Брюс Дерн). Джон Рут понимает, что кто-то из присутствующих не тот, за кого себя выдает. И цель обманщика — освободить Дейзи Домерго. А вместе с тем суровый Вайоминг берет гостей галантереи в ледяное кольцо. Запертые климатическим несовершенством в дому, злые, как пауки в банке, "бешеные псы" рискуют не дожить до следующего утра.
В прологе — занесенное снегом распятие, которое долго и внимательно изучает камера Роберта Ричардсона Роберта РиРо под оригинальную музыку Эннио Морриконе. Прямой намек на реальность, в которой нет Бога, а есть только озверевшие люди, не ценящие значения человеческой жизни и забывшие о душе. Недаром в оригинале название фильма — The Hateful Eight — несет в себе более точное прилагательное "ненавистная". Используя вестерн как предлог, в своем восьмом фильме Тарантино погружает зрителя все три часа экранного времени в герметический детектив, где разговаривают куда больше, чем пускают в ход по прямому назначению револьвер.
Используя "Великое молчание" Серджио Корбуччи как эликсир вдохновения, а "Джанго, стреляй!" Джулио Куэсти как эталон по эстетике насилия в жанре, Тарантино впервые за долгое время создает не компиляцию кинематографических стилей и чужих наработок, а углубленное исследование своих собственных ранних скрижалей. По сути, происходящее на экране — это театр-гиньоль, где есть и драма, и черная комедия, и детективная интрига, и ставшая сегодня вновь актуальной развёрнутая дискуссия о "ниггерах" и конфедератах. Несмотря на очевидную композиторскую заявку вначале, режиссёр избегает соблазна использовать красивые проигрыши везде, где ни попадя — на этом музыкальном приеме, к примеру, был построен его предыдущий фильм, "Джанго освобождённый", — и движется в совершенно противоположном направлении.
Сдержанный саундтрек не мешает сосредоточиться на разговорчиках, изредка прерываемых пальбой — нет лучше средства от холода внутри и снаружи, нежели извечная добротная кровавая баня. И пускай немногие находят этот душ освежающим, иронии здесь на порядок меньше, чем в откровенно пародийном "Джанго", а вот издевательств над предвзятым зрителем хоть отбавляй. Кому-то это кажется вторичным и скучным, но все эти пули-упреки "Восьмерка" готова переварить в своём чреве без особого ущерба. Поскольку адресована она в первую очередь тем, кто еще помнит, как в темноте кинозала "теплым ламповым звуком" оживала и рассказывала увлекательнейшие истории широкоформатная плёнка, а не ее цифровые заменители.