Авторский блог Андрей  Яницкий 14:49 19 марта 2015

Пуп земли

Реальная, большая, полностью восстановленная Десятинная не нужна тем, кто из поколения в поколение прилагает максимальные усилия по стиранию национальной сакральной памяти народов, исконно проживающих и проживавших на этих землях. Они могут смериться с какой-то символической каплычкой, небольших размеров, с периодическими службами, с возможностью служить там разным конфессиям. Но с полностью восстановленной церковью УПЦ МП они согласиться не могут.

Сегодня уже не секрет, что некоторые ущемленные в амбициях внешние силы объявили войну против России. Уже мало кто задается вопросом, почему именно Украина стала камнем преткновения в разгорающемся мировом раздоре. Вокруг России множество других конфронтационных границ. Так почему же Украина?

Новый Иерусалим

Если следовать исторической справедливости, то Нестор Летописец четко определил – откуда пошла земля русская. На практике видно - точно так же как для евреев важно вернуться в землю обетованную и построить храм Соломона, так же для других исторически сформированных национальностей важно восстанавливать свои исконные святыни. И украинцы, и русские тут не исключение – так как представляют (по Нестору) одну народообразующую целостность. Сейчас в информационной атаке на Россию активировали такой эпитет, как агрессор. Давайте продолжил сравнительную аналогию. Например, государство Израиль – новосозданное или исторически восстановленное? Обращаемся к этому региону по факту слов пророка Иезекииля: «Так говорит Господь Бог: это Иерусалим! Я поставил его среди народов, и вокруг него — земли». (Иез.5:5). Если считать Крым и Новороссию оккупацией, значит, имеет место оккупация в 1948 году мирных палестинских земель и вторжение со стороны евреев, давно проживающих в других странах. Более точно, то оккупировали они территории Палестины еще в 11 в. до н.э. А если считать Израиль возрождением древнего государства, то даже сама древняя Киевская Русь историческое образование, достойное возрождения. И параллель эта не субъективно только мной обозначена, по каким-то особым симпатиям-антипатиям.

Во многих местах земного шара, где присутствует идея христианизации на государственном уровне – применена практика возведения Новых Иерусалимов, говоря проще – местного значения. Традиция пошла еще из Византии, где даже Золотые ворота при въезде в Константинополь венчал храм Богородицы, называемый Иерусалимом. Точно такая же образность была трансформирована и на новообращенный при князе Владимире Киев, как приемник Византии. Отсюда и, впоследствии, киевские Золотые Ворота и надвратный храм Благовещения Пресвятой Богородицы. Отсюда и проекция Иерусалима небесного на земной, географический, потом на византийский и через него – на киевский. В «Повести Временных лет» – закладка Десятинной сравнивается с постройкой Иерусалимского храма. Потому культ возвращения еврейского народа к первоистокам, ориентирую сугубо на географические символы.

Но вот еще один – не религиозный аспект иерусалимских параллелей. В самом Иерусалиме, чуть ли не со времен святой царицы Елены - великого спонсора христианских археологических экспедиций, стали указывать прямо напротив входа в пещеру Гроба Господня – место основания мира.

У многих народов мира есть такое к Родине, как к центру не только земли, а всего мироздания. Есть даже такой символ – как Пуп Земли. У Греков он находится в Дельфах – в храме Аполлона. На острове Пасхи – у древнего племени рапануйцев – это ритуальная площадка с конкретным камнем в центре. Инки считают своим центром Земли потерянный город Мачу-Пикчу. Для китайцев – гора Суншань. Для мусульман – это Черный камень внутри Каабы в Мекке. В Индии гора Кайласа в Гималаях. Для иудеев – гора Мори, где стоял все-тот же вожделенный для многих современных евреев храм Соломона и откуда, по преданиям, пророк Мухаммед был взят на небо. Хотя согласно истории об Авимелехе из Книги Судей Пуп еврейской земли расположен около города Сихема, на одной из священных гор, Геризим. А еще более прозаично определяли пуп земли древние итальянцы в Этрусской области, когда строили поселения. Рыли яму, прикрывали камнем и начинали в разные стороны прокладывать улицы.

Очень символично. Особенно, если не забывать авторитет летописи Нестора. Тогда Киев не просто «мать городов русских» и русский Иерусалим. Где-то тут заложен свой пуп земли для всех улиц, проложенных на просторах, как современной Украины, так и России и Белорусии. Но где? Мне ничего не известно о традиции культивировать свой пуп земли у первобытных древлян, полян, киммерийцев и сарматов…Хотя на бытовом уровне, пуп земли как малая родина, трактовался в буквальном смысле – когда зарывали в землю пуповину новорожденного.

Новорожденный во Христе Киев так же имеет сакральное место первого единения своих народов с божественным свидетельством. Для многих – это Днепр или сокрытая ныне речка Почайна, в водах которых принимали крещение новые христиане. Но воды текут, реки исчезают – а нам нужен камень основания – наш пуп земли, с которого Господь начал сотворение русского мира.

А на самом деле место это известно и отмечено в пока что не переписанных учебниках по истории как Десятинная церковь пресвятой Богородицы, заложенная и возведенная киевским князем Владимиром на древнем языческом капище и некрополе. Но, могут возразить - Десятинная не была первым храмом Киевской Руси. Еще княгиня Ольга возвела Никольскую часовню на месте захоронения Аскольда и Дира. Манипулируя историческими древностями – это место было заявлено, как первохристианское и по этому поводу отдано теперь греко-католикам. Странно, ведь княгиня Ольга католичкой не была. И в тот период, когда Ольга поставила небольшой храм в честь Николая – небесного покровителя христианского имени Аскольда, христианство было всего лишь одной из многих привнесенных религий на земли Киева. А Десятинная церковь закладывалась как главный храм великого княжества, утвердившего христианство в формате единственной государственной религии. Десятинную возводили византийские мастера, под руководством царевны Анны – образованной и набожной сестры Константинопольских василевсов. Именно она внедряла отношение к столице как образу Иерусалима – небесной родины на землях родины земной. По-другому на ее родине не было и не могло быть. Это именно та самая христианская традиция – ставить алтари на местах бывших языческих капищ и мощах первохристианских мучеников.

В основании Десятинной церкви чудесным образом сходятся все необходимые составляющие. Возвышенное место, социально значимый статус территории – княжеский детинец. Бывшее языческое капище, некрополь и место подвига первых христианских святых Руси – боярина Федора-варяга и сына его Иоанна. Приоритет варягам вместо правителей Киева Аскольда и Дира, пострадавших ранее (в 860 году) – предоставлен по логической линии: первых русских князей-христиан убили не столько за веру, а по мотивам политического захвата власти. А вот Феодор (983 год) отказался принимать общее языческое правило Киева конца Х века – предоставить своего сына в жертву обряду. За что и он и сын были убиты разъяренной языческой толпой на глазах у (тогда еще язычника)князя Владимира. Повторюсь, что византийская царевна Анна ехала на Русь не столько как влюбленная жена, а выполняла миссию просветительницы – кто, как не она подсказала место, которое сможет быть и основанием краеугольного камня, и символом покаяния для крестителя Руси. Все современные теории относительно того что, место жительства и захоронения отца и сына христиан-варягов было неизвестно – реальная правда только для тех, кто сегодня это говорит. Для жителей Киева того времени, обитателей княжеского детинца, для самого князя Владимира с момента убийства христиан прошло все-то 8 лет. Все прекрасно знали – где они захоронены и где был их дом.

Предпринятые недавно (2005-2011) раскопки десятинной Церкви подтвердили открытия предыдущих археологических миссий, ниже фундамента средней апсиды найдены остатки сруба Х в., который мог быть домом варягов-мучеников. В этот раз археологи углублялись в некоторых местах фундамента до 8 метров вглубь. Тогда же было отмечено, что в земле истлевает и бронза и дерево, а нижний сруб деревянного дома остался целым. К тому же именно средняя апсида является местом литургического главного Престола храма, в основание которого кладутся мощи святых. Были ли при закладке Десятинной положены мощи убиенных варягов точно не известно. Это было известно современникам Владимира и даже тем, кто через 100 лет причислил варягов к лику святых в земных православных святцах. Казалось бы, все необходимые факты для определения географического начала христианской Руси есть. Вот они, в основании святая святых Десятинного храма Пресвятой Богородицы, первого державного собора, ставшего церковной сокровищницей для сбора средств на развитие всей архитектурно-храмовой инфраструктуры государства. И пусть у других народов Пуп Земли это просто камень, разве ж это плохо? А вот в центре ойкумены Киевской Руси – это храмовый Престол. И слово – соответствующее.

Первопрестольная

Отвергнутый камень, не подходящий под общую кладку – был положен во главу угла Иерусалимской святыни. Он стал краеугольным, обретя в терминологии символическое значение основополагающего. При закладке храма так же происходит положение камня. Именно по чину освещения настоятель чертит конкретно на камне крест и, кладя в основание, говорит: «Основа и Вышний, Бог посреде его и не подвижится, поможет ему Бог утро заутра». Затем водружает крест на том месте, где будет святая Трапеза алтарный Престол. Потому на месте будущего каменного храма часто кладут мощи в специальное место, высеченное в камне основания. Мощи же совпадают по вертикали с расположением Престола. Собственно такой камень был положен и в основание первой соборной церкви Киевской Руси – Десятинной. Под престолом. Сама же церковь называлась первопрестольной.

Могут возразить, что нет уже того Престола. В вещественном смысле – вполне может быть. Никто не поднимал вопрос о поисках или обретении камня основания Десятинной церкви при многочисленных раскопках. Может где-то у археологов и есть. И действительно, со временем на Руси были возведены другие более величественные церкви – София Киевская, Успения Богородицы в Лаврском монастыре и далее на север, все новые и новые – до Москвы и дальше. Сама же Десятинная была разрушена при набегах Батыя в 1240 году и с тех пор не восстанавливалась в первозданном величии – только в новых архитектурных формах.

Однако, по преданию святых отцов и старцев, Ангел церкви не покидает даже разрушенный храм и служит там, на святом Престоле, запечатленном во времени и пространстве. Разрушенный храм или его основа остаются святыми. Священник может отслужить молебен, а миряне будут услышаны так же, как если бы помолились в храме действующем. На этом месте не может быть построено ничто другое – только снова – храм. Собственно, зная важность для России Десятинной, как матери русских церквей, многие государственные и церковные персоны регулярно ее восстанавливали. В 70-х годах 15 века киевский князь Симеон Олелькович - но не известно, в каком формате. Каждые новые реконструкции уменьшали площадь занимаемых территорий. В 33 году 17 века митрополит Петр Могила отобрал уже совсем небольшой храм Николая Десятинного у униатов и предпринял удачные поиски знаменитых саркофагов, в которых были захоронения князя Владимира, царевны Анны, и многих представителей княжеских фамилий. А после провел ремонт с установлением нового православного Престола с переосвящением, оставив его в существующем варианте Николая Чудотворца – так как это и был предел храма в честь святого. Но умирая – официально завещал на свой кошт восстановить Десятинную в былом величии.

Но уже к середине XVIII века и этот храм Николая Десятинного пришел в запустение, но княгиня Наталья Долгорукая – в иночестве старица Нектария – обновила храм. В конце концов, после длительных раскопок и обсуждений был утвержден архитектурный проект Василия Стасова. По решению Священного Синода завещание Митрополита Петра Могилы выполнили через 200 лет – возвели заново Десятинную в новом архитектурном стиле. И тогда в 1829 году церковь все еще называли Первопрестольной.

Путь домой

У многих на слуху такое именование Москвы. Это эпитет города в тот период, когда столица Росси была перенесена в Петербург. Но почему использовалось само слово престол? И тут параллели нас не покидают. Престол называется царским, если речь идет о царе земном, восседающем на престоле – тоже земном. Но в христианском православном храме так же имеется в виду Престол, предуготовленный для Царя Небесного. Этот момент буквально показан в картине Мела Гибсона «Страсти Христовы»: сделав достаточно высокий трапезный стол, неудобный для еды - Спаситель наглядно объясняет свой Матери для чего он предназначен, садясь на этот стол – обозначая Себя как Трапезу. Что и происходит на Литургии во время Проскомидии, когда вино и хлеб становятся Кровью и телом Христовым.

Знают ли про свое святое, Первопрестольное место наследники Киевской Руси – христиане, рассеянные по всему миру из киевских территорий? Москва – Третий Рим. Но Рим, при всем его мирском величии – не удосужился называться небесным, как Иерусалим. Не зря же в Подмосковье еще Никоном был создан российский Новый Иерусалим. Наверное, первостепенным есть факт географического Боговоплощения, что и подтверждает статус первопрестольности самой Иерусалимской церкви, основанной в День Пятидесятницы, в момент схождения Святого Духа на апостолов. Она и считается Матерью церквей, так как из Иерусалима Евангелие распространилось по всему миру. Как, собственно и Десятинная обоснованно называлась Первопрестольной для всех верных Русской Православной Церкви - самой крупной автокефальной поместной православной церкви в мире. Для справки - Русская православная церковь связывает свое возникновение с Крещением Руси в 988 году, когда Константинопольский патриарх Николай II Хрисоверг поставил Михапила митрополитом на новосозданную Киевскую мирополию Константинопольского патриархата, создание которой признал и поддержал киевский князь Владимир Святославович.

Характерно - во время одного публичного обсуждения ситуации по последним раскопкам Десятинной доктор исторических наук, профессор, заместителя директора Института археологии Национальной академии наук Украины Глеб Ивакин, жаловался: «Для меня, например, очень странно, когда было 1020 лет крещения Руси, приезжают патриархи, и места, откуда Православная церковь распространилась по Руси, никто даже не посетил, не посмотрел и, очевидно, о нем и не подумал. Они, возможно, не знают, но это говорит об их культурном уровне, не говоря уже о научном». Я немного уточню, что для Глеба Ивакина был важен не столько сакральный смысл Десятиной как камня основания всего русского Православия. Его более, как специалиста волновала на тот период его профессиональная работа, раскопки, создание заповедных и охранных зон Киева и других исторических центров Украины. Участвуя в археологических работах во всех важнейших святынях Киева – Лаврская церковь Успения, Подол, Михайловский златоверхий монастырь – он, учтите, отзывался о Церкви вообще: «церковь– это понятие и абстрактное, и символическое, и в то же время чересчур материальное. Так вот, материальная церковь – это политико-экономическая организация, которая играет далеко не всегда положительную роль, скорее отрицательную». И обращение его к русским патриархам, забывших о Десятинной – никак не связано с порывом религиозности. Все дело в ужасном финансовом положении, в котором находился институт археологии Национальной академии наук Украины и срочной потребностью хоть откуда добыть денег на соответствующее обеспечение раскопок. Они действительно проводились археологами под его кураторством героически. Финансирование проекта было заморожено на три года. Окончилось все тем, что каркас и само пластиковое покрытие фундамента Десятинной завалилось прямо на этот фундамент. Потому Глеб Ивакин рассчитывал хоть на какое-нибудь финансирование. Но только на археологические работы. На восстановление – категорически «нет».

«Десятинная – особый случай, - говорил он - потому что мы совсем не знаем, кроме восстановленных фундаментов… совсем не можем быть уверенными в том, как реально выглядел этот храм. То есть, если говорить о строительстве на этом месте нового храма, то это будет, очевидно, муляж. То есть что-то такое, что не может быть подтверждено никакими историческими данными. Иначе говоря, в каком-то смысле это будет грандиозная фальшивка. В то же время строительство на этом месте непонятно какого храма, без каких-либо исторических оснований, вызовет множество вопросов и возражений».

Да, соглашусь, что Десятинная особый случай. Ни один из реконструированных и восстановленных культовых и исторических памятников Киева, не вызывал столько сопротивления для возрождения в ней молитвенной жизни. Ни Михайловский Златоверхий, ни Богородицы Пирогощи на Подоле, отданные филаретовцам, ни храм Успения в Лавре, ни Золотые Ворота. А ведь все эти и многие другие святыни были разрушены в тот самый год, что и Десятинная, в 1240 - год разорения Киева Батыем. И даже некоторое время, когда они были вновь воссозданы и не однократно – о их первоначальном виде уже было мало что известно. Но они восстановлены. Конечно, можно дискутировать о результатах, но с завершением построек не случилось ничего страшного, что предрекают Десятиной. А именно: «Такое строительство изменит линию горизонта существующего городского ландшафта и может повлиять на визуальную целостность и выдающуюся мировую ценность объекта (буферной зоны Софии Киевской)». Это официальная позиция экспертов ЮНЕСКО и ИКОМОС (Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест). Может, находясь в Париже ИКОМОС что-то перепутал – это отсутствие Десятинной меняет линию горизонта, а не его присутствие. Могут ли ответить специалисты ЮНЕСКО - разрушенный в 70 г.н.э до основания Иерусалим– по каким свидетельствам он восстановлен? Даже храм Гроба Господня возведенный в 335 году, был неоднократно разрушен, перестроен и горел. Так какая линия горизонта будет доминирующей в головах специалистов ЮНЕСКО и ИКОМОС в этом случае?

И того мы имеем – ЮНЕСКО априори восстание авторитетов против фальсификата. Храм не может быть фальсификатом в принципе. Храм это святыня, какой бы фантасмагорической формы он не был. Храм не может быть фальшивкой – это оскорбление чувств верующих покруче, чем фокусы «пусси райт». Украинский историк и политолог Александр Палий еще серьезней проясняет причину нежелания восстановить храм: «Какое отношение Московский патриархат может иметь к церкви, построенной за полтора века до первого упоминания поселка Москва, за 300 лет до зарождения Московского княжества и за 600 лет до образования Московского патриархата»? Так вот оказывается, в чем дело. А мы то и забыли совсем – спасибо, что напомнили. А какой еще патриархат имел отношение к Десятинной церкви в 10 веке? Да и через полтора века, и за 600 лет до Московского княжества, и сейчас – патриархат не изменился. В «Уложенной Грамоте» 1589 года от имени Константинопольского Патриарха Иеремии II этот статус Москвы подтвердился и Московские митрополиты получили достоинство Патриарахов и формальное признание автокефалии от патриархов восточных. Так что единственным патриархатом, имеющим историческое право на наследие Десятинной (и не только Десятинной), как был, так и остается только один патриархат, и ни какой другой.

И корень нежелания некоторых персон восстановить первый соборный храм Великой Киевской Руси - кроется именно в отношении к УПЦ МП. Тем более загадочно прозвучали слова директора Института археологии НАНУ Петра Толочко о том, что лично ему Патриарх Кирилл высказал отношение к воссозданию церкви. "Если мы точно не знаем, какой она была, то восстанавливать ее не стоит, потому что это будет китч, а не памятник", - пересказал ученый слова Патриарха. Конечно, московские инсайдеры могли бы уточнить такое высказывание у первоисточника. Не слишком ли оно противоречит канону в отношении к постановлениям Священного Синода – выполнившего завещание Петра Могилы и восстановившего Десятинную по проекту архитектора Стасова? Это что получается, что вместе с руководством ЮНЕСКО и ИКОМОСОм, Патриарха записали в поклонник тех, кто разрушил Десятинный в 1936 году и выровнял таким образом линию горизонта, уничтожив по-ходу и «Стасовский кич»? Вы в это верите? А если вспомнить высказывания самого господина Толочко в отношении Десятинного монастыря. К примеру: «Такое впечатление, что нам для нашего украинского счастья не хватает отстроенной Десятинной церкви». Вспоминается Грузия и постройка в конце 90-х Цминда Самеба - кафедрального собора пресвятой Троицы в Тбилиси. Тогда многие приносили камни со своими выгравированными именами, что бы положить их в основание собора. Они закладывали свой новый Пуп Земли потому, что неоконченный восстановительный процесс по храму Баграти в Кутаиси (из-за ЮНЕСКО) рушил надежды грузин на единство их страны! В состоянии ли понять это Петр Толочко? В беседе на указанном в ссылке телеканале он постоянно повторяет, что «к счастью, каждый раз идея восстановить Десятинную откладывалась». Не знаю как для массы народа-наследника Киевской Руси (где бы он не был рассеян), а для Петра Алексеевича счастье - это отсутствие храма на месте храма. «Если хотите молиться – идите в Анлдреевскую»,- добавил он. Но Андреевская принадлежит Филарету. Однако заставляет задуматься – не правда ли?

Истина

И даже сейчас, когда ново-созданный, благословленные еще Блаженнейшим Владимиром мужской Десятинный монастырь никому не мешает, расположившись поодаль от руин фундамента, когда уже утвержден вариант воссоздания редкого по своей инновации синтеза музея и храма в одной постройке, все равно камнем преткновения остается патриархат.

Поясню: разработан и почти принят всеми - и ученными, и церковью вариант сохранения фундамента под специальным покрытием, которое и будет полом для возведенного храма. Причем предполагается покрытие такого характера и формата, что позволит над фундаментом создать цокольное храмовое помещение, которое и будет музеем. Все это будет держаться на сваях: 50 штук диаметром 80 см на глубину 14 м. "Мы, археологи, боимся, чтобы сваи не повредили фундамент» осторожно замечал в 2013 году Глеб Ивакин. Но на утвержденном им же (вместе с директором Института археологии НАН Украины Петром Толочко) проекте отмечены места, куда свои вбивать можно. Там где не допускается повреждение археологического слоя. Учитывая рьяное желание археологов музеефицировать остатки фундамента – теперь они формально не могут возражать против такого проекта. Автором является Юрий Лосицкий – заслуженный архитектор Украины, член-корреспондент Академии архитектуры Украины. Он уже воплотил проект Михайловского Златоверхого собора, благоустройство Контрактовой площади на Подоле с церковью Рождества Христова, несколько реконструкций домов в центре Киева. Он же опроверг и страхи кандидата геолого-минералогических наук Института геологии НАН Украины Вадима Рыбина о то, что «строительство на этом участке может изменить режим грунтовых вод и привести к подтоплению, из-за чего пострадают дома на Андреевском спуске». Во время проектирования нового музея учитывалось расположение старинного фундамента разной давности – X, XVII, XIX веков – все это будет в музейном саркофаге. И потому все коммуникации не будут касаться земли.

Так зачем же дело стало? Сейчас ситуация буквально зависла над фундаментом – в 2013 году (в процессе майдана)последней подписи не поставил начальник Главного управления градостроения, архитектуры и дизайна городской среды КГГА – главный архитектор Киева Сергей Целовальник.

Мне представляется довольно классическая схема по сохранению и доброго имени, и своих интересов среди тех, кто формально пошел на встречу инициаторам и разработчикам проекта, поставив не обязывающие подписи. На мой взгляд – желание ученых мужей сохранить незастроенными остатки Десятинной, связано с их любимой профессиональной деятельностью – обсуждать, выступать, писать статьи, ходить на передачи, еще раз раскапывать, еще раз защищать диссертации. Тогда им стоит честно заявить о причине своих уверток – Десятинная для них всего лишь археологичексий памятник № 1. Это расхожее обозначение фундаментов Десятинной в узкопрофессиональной среде. И на этом стоит зафиксировать внимание – именно важность объекта профессионалы прекрасно понимают, хотя и маскируют под псевдо обозначениями.

С другой стороны – филаретовцы предприняли недавно активную попытку начать застройку Десятинного переулка, над местом фундамента княжеского дома Владимира, рядом с Десятинной. Это предполагались хозяйственные постройки. Именно они возле храма создают инфраструктуру жизни церковного клира и общины. Таким образом, УПЦ КП пытаются создать все условия для функционирования будущего храма, который и возведен то будет всего за несколько месяцев при новейших технологиях облегченных каркасных конструкций. Вопрос - кем? И даже приостановка и этих строительств, не умаляет факта – и филаретовцы прекрасно отдают себе отчет в важности «археологичексого памятника № 1».

С третьей стороны – организованы регулярные пикеты неопределенных социальных групп против вообще какой-либо застройки.

Да, очень много заинтересованных групп, но последний росчерк пера за главным архитектором. А кто стоит за Целовальником? Не тот ли человек, кого называл Янукович как главного провокатора в период евромайдана? Поверьте, он заслужил свои преференции у новых украинских властей. И очень выгодный объект как разменная монета – Десятинная церковь. Стоит придержать в рукаве или как подарок для одних, или как взятку для других? И он тоже оценил важность «объекта №1».

Проблема еще в том, что реальная, большая, полностью восстановленная Десятинная не нужна тем, кто из поколения в поколение прилагает максимальные усилия по стиранию национальной сакральной памяти народов, исконно проживающих и проживавших на этих землях. Они могут смериться с какой-то символической каплычкой, небольших размеров, с периодическими службами, с возможностью служить там разным конфессиям. Но с полностью восстановленной церковью УПЦ МП они согласиться не могут.

В этом и есть истина – многие (принадлежащие разным партия, группам, конфессиям, тайным, явным и ложным), кто любыми путями не хочет восстановления объединяющей древний народ святыни – досконально и во всех аспектах знают ценность Десятинной для этого объединения народов. Они получили свой социальный статус и научные степени, изучив историю Киевской Руси и Византии по всем направлениям. Знают. Как знают и то, что только сила действительной Литургической молитвы на месте Первопрестольного Русского храма сможет возобновить единение не только народов и земель, но и Иерусалима Небесного с земным. И так же знают, что ни музей, ни филаретовская раскольническая организация этой действенной молитвы не дадут. И потому реальным выходом есть только заморозка проекта. В жертву можно принести все – и музей, и научную работу, и Филарета - только бы над камнем основания Десятинной, над пупом русской земли не звучала молитва о мире всего мира на церковно-славянском языке.

А знают ли значимость Десятинной те, кому в самом деле такое объединение нужно?

1.0x