Авторский блог Сергей Синенко 09:30 13 декабря 2014

Промзона

В эти декабрьские дни исполняется 10 лет беспрецедентной по жестокости и масштабам акции устрашения в маленьком городке Благовещенске, что в 40 километрах от Уфы. В России об этом не слишком много знали, да и забыли. В Башкирии про «благовещенскую зачистку» вообще говорить нельзя. Операция проводилась с 10 по 14 декабря 2004 года. По результатам работы специальной комиссии центрального аппарата МВД, зафиксировано пострадавших – до 1000 человек, по неофициальным данным – в два раза больше. В ходе спецоперации задерживали мужчин, женщин, подростков, детей и даже инвалидов, многие из них были избиты и подвергнуты пыткам. Некоторые из девушек и женщин – изнасилованы. Есть примеры того, что после травм люди становились инвалидами на всю жизнь.

Могут ли русофобы руководить российскими регионами? Жизнь показывает – еще как могут! Поэтому, когда я слышу о массовом избиении русских на Украине, вольно или невольно вспоминаю события в Благовещенске. И там, и там – общий русофобский накал.

В эти декабрьские дни исполняется 10 лет беспрецедентной по жестокости и масштабам акции устрашения в маленьком городке Благовещенске, что в 40 километрах от Уфы. В России об этом не слишком много знали, да и забыли. В Башкирии про «благовещенскую зачистку» вообще говорить нельзя.

Операция проводилась с 10 по 14 декабря 2004 года. По результатам работы специальной комиссии центрального аппарата МВД, зафиксировано пострадавших – до 1000 человек, по неофициальным данным – в два раза больше. В ходе спецоперации задерживали мужчин, женщин, подростков, детей и даже инвалидов, многие из них были избиты и подвергнуты пыткам. Некоторые из девушек и женщин – изнасилованы. Есть примеры того, что после травм люди становились инвалидами на всю жизнь.

Устроение народной жизни

Итак, Благовещенск. Население – чуть больше 30 тысяч человек, более 4/5 – русские. Своим рождением город обязан трем людям: симбирскому купцу Матвею Мясникову, основавшему в 1756 году медеплавильный завод, и князьям Дмитрию и Андрею Дашковым, владельцам завода, больше всего сделавшим для его развития – открытия новых производств и рабочих мест, распространения образования и культуры.

Удивляло меня всегда, почему в этом медвежьем углу (а чем другим это место являлось 260 лет назад?), от которого хоть четыре года скачи до медных рудников – не доскачешь, купец Мясников основал «Потехинскую медеплавильную фабрику дощатой меди и полосового железа». Посудите сами, ей были отведены рудники и прииски в Белебеевском, Стерлитамакском и Оренбургском уездах, то есть, возили руду на расстояния в десятки и сотни верст, что и определило последующую судьбу предприятия – убыточность.

Как бы то ни было, место выбрали к северу от Уфы при впадении речки Потехи в Белую. Строительство началось с постройки плотины, рядом возвели Благовещенский храм. Благзавод стал в XIX веке большим поселком на 6-7 тысяч жителей со своей почтой и телеграфом, купцами, лавками и лабазами, больницей-амбулаторией и земским медпунктом, приставом и мировым судьей.

Среди жителей – много старообрядцев. Требовались рабочие руки, а при трудности найма управляющим пришлось сначала тайно, а затем явно принимать старообрядцев, переезжавших общинами. При строгом отношении к работе и трезвой жизни они с течением времени занимали ответственные должности, оказывали влияние на заводскую жизнь.

Завод неоднократно переходил из рук в руки: от Мясников к генералу Хлебникову, затем к помещице Полторацкой. В 1839 г. его хозяйкой стала Елизавета Васильевна, вдова Дмитрия Васильевича Дашкова, дипломата и юриста, государственного и литературного деятеля, которого Александр Пушкин называл своим другом – Дашков состоял членом литературного общества «Арзамас».

Князья Андрей и Дмитрий получили блестящее воспитание. К примеру, Дмитрий в молодости жил в Париже, много времени проводил в доме Бальзака, жена которого, Эвелина Ганская, приходилась Дашковым родственницей. И по связям с русской аристократией, и по положению отца перед братьями открывались двери блестящей карьеры, но то ли совесть, то ли характер сопротивлялись так удачно складывающейся биографии. Почему-то братья дали друг другу клятву на правительственной службе никогда не служить. Это было столь удивительно для того времени, что оказавшись в гостях у матери Дашковых, царь Александр II обратился к князю Дмитрию с недоуменным вопросом: «Почему ты не служишь?»

У братьев было свое отношение и к власти, и к бюрократии, и к дворянству. Бывая в Уфе, они не встречались с мундирными и фрачными людьми, не посещали дворянское собрание, не принимали участия в дворянских делах. Ходили в поддевках, как купцы или мастеровые, знакомство вели только с теми, кто занимался вопросами земства. Можно ли быть свободным в несвободным мире? Да, отвечали князья Дашковы, если организовать свое собственное хозяйство и жить своим миром, сторонясь несвободных людей.

«Я раз предложил ему вопрос – почему он не закроет завод, дающий убыток. Дмитрий Дашков ответил: – А что же будут делать рабочие, особенно старики, отвыкшие от крестьянского труда?» (Сергей Елпатьевский «Воспоминания за пятьдесят лет. Уфа»).

Князь Андрей в 1875 году стал первым председателем Уфимской губернской земской управы. Благодаря образованию и энергии ему удалось организовать в крае новые отрасли земского хозяйства: дорожное строительство, межевание земли, страхование, бухгалтерию, некоторые кустарные промыслам. Князь Дмитрий безвыездно проживал в Благовещенском заводе, видел главный смысл в «устроении народной жизни». Открыл производство сельскохозяйственных машин для крестьянского обихода. Завел конский завод для улучшения породы крестьянской рабочей лошади. Организовал сбор ягод, зря пропадавших в здешних лесах, и выделку из них ягодных вин. Открыл на заводе больницу-амбулаторию и медицинский пункт. Организовал в поселке общедоступную библиотеку и «аудиторию» – будущий Народный дом. Выстроил учительскую семинарию для подготовки сельских учителей ближайших губерний и оренбургского и уральского казачества.

Главное, чем братья жили, – идея земского самоуправления, понимаемого, как общины свободных людей, объединенных общим хозяйством. Зарисовки характеров жителей поселка оставил литератор Сергей Елпатьевский, находившийся в Уфимской губернии в ссылке и работавший в амбулатории при Благзаводе. По его наблюдениям, здешние люди, остатки коренного населения, выделялись из массы пришлых своей богатой и яркой речью – изобилием самобытных русских слов и знанием старинных песен, отличались характером сильным, свободолюбивым, без смирения и покорности.

Вниз по Седова – Дашковской

Первое впечатление – город тихий, уютный. Люди смотрят спокойно и прямо. Прохожих почти нет. Ловлю застенчивый, но внимательный взгляд девушки – приглушенный свет острых голубоватых глаз. И само собой получается, что не обмолвиться словом стало обоим нельзя. Ну что же, проверю, а знает ли молодежь, почему новостройки назвали «Инза»?

– Да, господин Дашков привозил сюда рабочих из Симбирской губернии, сейчас Ульяновской области, из местечка Инза, – с удовольствием отвечает Вера. – У нас иногда даже говорят: «мы из инзевских мест». А знаете, как улица Седова до революции называлась?

– Вот этого пока не знаю.

– Дашковская, в честь наших князей! – сообщает она, очень довольная ходом беседы.

По площади Ленина гуляют мальчишки из 6-й школы Данила, Денис и Женя. Заняты важным делом – стряхивают снег с елей у памятника вождю.

– Про Благовещенск рассказывать нечего, он у нас маленький, даже не город, а так, райцентр, – заявляет Денис. – Про школу лучше расскажу: есть хорошие учителя, а есть – так себе. Из лучших людей – Светлана Яковлевна, которая ведет русский язык, литературу, классный час и урок здоровья. Иногда нас специально смешит, а иногда становится строгой и двойки ставит, но по-честности. Вот наш Дом культуры, советую осмотреть.

Раз советуют, направляюсь туда. Знакомлюсь с сотрудницей ДК Еленой Антоновой, она проводит меня на сцену, где репетирует ансамбль русской народной песни «Уралочка».

– Чем ансамбль отличается от других? – задумывается Елена. – Редким старинным репертуаром, включающим малоизвестные казачьи песни. А еще тем, что в нем очень много мужчин, что для самодеятельных коллективов вообще редкость!

К молодым художникам, самым стихийным в мире людям, меня ведет замдиректора Детской школы искусств Наталья Лобова. Тема занятия – натюрморт. На рисунках гуашью зеленый кувшин, стручки перца и яблоко. Один рисунок резко выделяется – предметы те же, но кувшин – синий.

– Художник имеет право на собственный взгляд и собственное видение мира, – объясняет мне подкованный народ (а глаза, конечно, хитрые).

– И вообще, он имеет право быть даже дальтоником, мы этот вопрос сегодня уже обсуждали! – заявляет девочка с «художническим» именем Цветана.

От главной площади спускаюсь под горку. Вдоль улицы – дома частной застройки от рубленных изб деревенского вида до двухэтажных кирпичных коттеджей. На многих домах – деревянные кружева. Дорога ведет в сторону пруда мимо небольшой бревенчатой Благовещенской церкви.

Если «Инза» – новые микрорайоны, то старую часть горожане зовут – «низа». Граница проходит у дома Дашковых и заводских корпусов.

Старинное здание арматурного завода – памятник истории и архитектуры. Возводить его начали в 1856 году в честь 100-летия со дня основания предприятия. Рядом с заводским зданием – два княжеских дома, одноэтажный – господский дом князей Дашковых, здесь сегодня размещается городской музей. Соседнее двухэтажное здание – служебное заводское.

Рядом пруд, который питает речка Потеха. Об истории города напоминает дата основания Благзавода на чугунной решетке у пруда – 1756. Рядом с прудом, примыкая к пойме Потехи, начинается сосновый бор, посаженный князьями Дашковыми в 1890-е годы – место отдыха горожан, праздников и народных гуляний.

Зачем князьям семинария?

Дальше – улица Советская, бывшая Воскресенская. Самое интересное здание –педучилище, несколько соединенных между собой корпусов из красного кирпича, на одном дата постройки – 1873.

Была в старой России такая форма образования – учительская семинария. Здесь готовили учителей начальных школ. В Уфимской губернии первая такая семинария основана князьями Дашковыми аж в 1876 году. В программу обучения входил язык русский и церковнославянский, арифметика, геометрии, землемерное дело, история, география, черчение, пение, музыка, гимнастика и ремесла. Учащиеся получали стипендии, отдельный класс составляли стипендиаты Оренбургского казачьего войска. С появлением учительской семинарии на Благзаводе полностью изменилась жизнь – она стала духовным и культурным центром поселка.

В советское время учительскую семинарию преобразовали в педагогические курсы, затем в училище, выпускники которого славились на всю Башкирию. Но у входа я вижу свеженькую табличку «Благовещенский многопрофильный профессиональный колледж». Оказывается, недавно педколледж соединили с техникумом, который готовит литейщиков, судоремонтников и технологов.

Некоторые из жителей города этим просто возмущены. Лидия Александровна из старинного рода Силиных, коренных жителей Благовещенска, училище хорошо знает.

– Лучшее в Башкирии педучилище угробили непонятно зачем, – она очень рассержена. – Его выпускницы были нарасхват, за ними в очередь становились. Сильнейший педагогический коллектив, а какие традиции! Знаете, настоящие учителя, из того века, не хочешь – зауважаешь.

– Правда? Не преувеличиваете?

– Нет, помню, летом работала воспитателем в пионерском лагере вместе с девочкой из этого педучилища. И я ей восхищалась: чего только она не знала, чего только не могла, чем только детей не завлекала! Потому что на сильных традициях учебное заведение возникло – все от учительской семинарии шло, в том ключе и молодых педагогов воспитывали. И вот, насильно объединили – будем так говорить…

В общем, вопросов много у жителей города. Разрушить традиции легко – чиркнуть на бумаге в начальственном кабинете и все, старинного училища нет. Только вот так же легко создать традиции не удастся, для этого нужна большая культура и череда поколений.

От Советской в сторону Белой ведет улица Бельская. На той стороне реки – остров Благовещенский или Большой, пристанище рыбаков и любителей дикой ягоды. Останавливаю прохожего.

– Сейчас дымка мешает, а в ясную погоду отсюда видны огоньки уфимских заводов, – говорит Алексей. – При южных ветрах, бывает, вонь идет напрямую по пойме.

Завернув за старый сарай, идем с Алексеем в сторону речки Потехи. От основного оврага отходит овражек-тупик. Крутой склон обвалился, обнажив корни, а стволы деревьев склонились друг к другу. Неподалеку черные срубы.

– Вот здесь с друзьями в дровянике прятался, когда спецоперацию проводили, – вспоминает Алексей. – В эти же самые дни, в декабре…

Десять лет назад дремучая сила, управляющая движением жизни, привела в действие механизмы, рвущие в клочья достоинство и судьбы людей. Руководитель республики на выборах в президенты набрал в Благовещенске меньше голосов, чем графа «против всех». Русский город, несмотря на все выборные фокусы, фактически полностью проголосовал против Муртазы Рахимова.

– Может, это и было главной целью зачистки. Поставить город на колени, – комментирует Алексей.

Хроника спецоперации

Два русских города Башкирии наказали за неповиновения почти одновременно, Благовещенск и Белорецк. И тот и другой на выборах проголосовали «не так». Белорецк, как говорят его жители, «превратили в аул» – закрыли домны, остановили выплавку стали, разобрали железную дорогу, связывающую огромную территорию Белоречья, управление передали кипрским оффшорам…

Благовещенск наказали по-байски, как лошадь. Только вместо плети использовали ботинок, подбитый гвоздями, резиновую дубинку и автоматный приклад.

По официальной версии, в городе проводилось профилактическое мероприятие, вызванное разгулом преступности. В спеоперации участвовал личный состав ГРОВД Благовещенска (130 человек) и сотрудники ОМОНа (около 20 человек). В период с 10 по 14 декабря сотрудники милиции «проверяли притоны, квартиры, где проживают неблагополучные семьи, общежития, общественные места, в том числе дискотеки, бары, рюмочные, закусочные».

Операция продолжались на протяжении четырех дней и захватила не только город, но и окрестные села Бедеева Поляна, Верхний Изяк, Ильино-Поляна и Удельно-Дуваней. Вот некоторые из событий хронологически по данным СМИ.

10 декабря. Отряд ОМОНа прибыл из Уфы, начальником ГРОВД создан оперативный штаб спецоперации. Проведены облавы в микрорайоне ГАЗ. Среди задержанных и избитых 4 подростка. Оцеплен городской рынок. Людей строили в шеренгу, били дубинками, заставили отключить мобильные телефоны, затем грузили в фургоны. Ближе к вечеру милиция стала зачищать территорию возле улицы Седова (центр города), затем – рабочие окраины.

11 декабря. Проведен рейд по общежитиям: «речников» № 2 и БВК. Вечером облава в районе ул. Седова. С 20:00 оцеплено село Бедеева Поляна, проведена операция в селе Верхний Изяк, оцеплено село Ильино-Поляна, оцеплен Дом культуры в селе Удельно-Дуваней. Подростков на сельских дискотеках избивали, отнимали деньги, драгоценности и мобильные телефоны, затем везли в подвал ГРОВД. Там экзекуции продолжались. Одну беременную женщину били в живот. А.С. Шатанов после двух задержания, чтобы избежать третьего, вскрыл себе вены.

18-летний Саша Кулаков рассказывает: «Люди стояли вдоль стен в фойе, коридорах и даже на лестницах. Нас отвели в подвал и тоже поставили лицом к стенке Человек лбом упирался в стенку, ноги строго на ширине плеч, на расстоянии метра от стены, спина максимально изогнута, руки за головой».

Дениса Соколова увезли на «скорой» – держался до последнего, потерял сознание во время избиения. Алексея Расчесова избили в автобусе так, что пробили мочевой пузырь. В дежурку волокли за волосы и тут же увезли в реанимацию. По утверждению оперировавшего его доктора, парень останется инвалидом на всю жизнь.

12 декабря – зачистка в микрорайонах Инза и ГАИ, центре города, далее в селах. В селе Верхний Изяк жестоко избили ученика 10-го класса Вилю Ахметянова. Издевательства в подвале ГРОВД продолжились. По свидетельствам очевидцев одному мужчине сломали ребро, у другого отобрали зарплату и стали избивать.

13 декабря – выборочные рейды по городу. Жестоко избит близорукий ребенок-астматик Олег Дьяконов. Повторная облава в кафе города и близлежащих селах. Задержанных заставляют подписывать пустые бланки и кричать «я люблю милицию» как это было в предыдущие дни. По утверждению СМИ, есть факты и свидетельства, что в одной из комнат РУВД насиловали девушек. Пишут про ведро, наполненное презервативами.

14 декабря – единичные факты задержания. В 12:00 милиция стала избивать на улице подростков 12-14 лет. Сына вступившейся за детей женщины силы порядка также забрали, а ее саму избили дубинкой. Вечером ОМОН уехал. «Активная фаза» завершена.

«Я легла поперек стола…»

По поводу изнасилований. Рассказывает корреспондент «Новой газеты» Марат Хайруллин:

«Изнасилованных в Благовещенске девочек не убили и они молчат. Но есть те, которые готовы говорить!.. Я многое видел в жизни, но когда слушал ЭТО – плакал. Такое нельзя прощать.

…Девушка сидит чуть отвернувшись. Эти девушки очень стесняются. Предложил чай – отказалась. От водки как обезболивающего – тоже.

– Сколько их было?

– Два-три.

– Что было сначала?

– Человек в маске…

– Ты помнишь какие-то отличия?

– Он был в маске, но когда меня вели по коридору… Нас было трое, заставляли почти бежать, у него пистолет висел прямо на груди… Большой пистолет… В комнате — человек, там света почти не было. Мало света. Он говорит… Или это… или оформим как преступницу. Я легла поперек стола… Маленький стол, из светлого дерева… Очень острые края, больно было очень… Потом вывели через черный ход вниз по лестнице, во двор, хлопнули по затылку и сказали идти…

Полностью эту диктофонную запись я хотел дать прослушать министру Нургалиеву. Но после приезда проверяющего генерала Блинова в Благовещенск понял всю глупость своих мечтаний.

А сегодня несколько парней в Благовещенске и окрестных деревнях готовятся к 14 февраля… Это – Всемирный День любви. Только они готовятся мстить за свою поруганную любовь.

– Я до этого не очень к своей девушке… не знал жениться… нет… Не знал, – парень мнется, – а теперь знаю… Она у меня единственная… Но эти… Заплатят!!!

Вот так и живет сегодня Благовещенск».

Реакция властей

На первом этапе башкирские власти попытались полностью блокировать Благовещенск – вокруг города выставили посты, идущая в город почта перлюстрировалась, телефонные переговоры прослушивались, по домам пострадавших ходили милиционеры и угрожали. Официальная версия много раз менялась в зависимости от того, сколько информации просачивалось за пределы Благовещенска и Башкирии. Но общий смысл был один – разгул преступности, нападение на милиционеров, профилактические мероприятия.

30 декабря 2004 г. после вмешательства Генеральной прокуратуры РФ прокуратура Башкирии возбудила уголовное дело по фактам превышения должностных полномочий сотрудниками милиции. Основанием для этого явились «заявления граждан в прокуратуру Благовещенска о причинении им различных телесных повреждений при так называемой профилактической операции». Обвинения прозвучали в адрес прокурора Благовещенска, который в тот же день уволился из органов.

Местная пресса, как водится, молчала в тряпочку. Ситуацию не удалось «замять» только благодаря общероссийским СМИ. Спецоперация характеризовалась ими как «массовые расправы», «облавы», «акция массового наказания в целях устрашения». Были собраны многочисленные свидетельства избиений граждан дубинками и прикладами автоматов. Людей вынуждали длительное время находиться в неудобных позах и подписывать заявления об отсутствии претензий к милиции, а также незаполненные бланки протоколов задержания. У потерпевших изымались денежные средства и ценные вещи, которые присваивались. В городе на время зачисток фактически действовал комендантский час – писали столичные газеты.

«Почему к таким изданиям никто претензий не предъявляет? Надо и здесь наводить порядок, привлекать к ответственности», – заявил тогда президент Башкирии Муртаза Рахимов. Он предложил МВД по РБ подать иск в суд за оскорбление чести и достоинства.

Салават Кусимов, заместитель председателя Курултая – Госсобрания республики вторил этому: «Пресс по отношению к милиции продолжается. Есть случаи, когда… милиционер уже боится выйти на улицу».

После этого благовещенские милиционеры написали письмо, в котором заявили о намерении провести голодовку в знак протеста против нарушения их гражданских прав: «…идет специально организованная кампания, в которой нас изображают настоящими монстрами, насильниками и убийцами. Сотрудников МВД в Благовещенске открыто оскорбляют, криминальные элементы делают что хотят, а мы не может пресечь их незаконные действия без того, чтобы не услышать крик о нарушении прав человека».

Курултай – парламент Башкортостана признал, что допущены факты превышения сотрудниками милиции своих полномочий, но проведенную в Благовещенске милицейскую операцию посчитал обоснованной. (Замечу, что по количеству жалоб на нарушения прав человека на тот момент Башкирия из российских регионов уступало только Чечне).

Наконец, 28 января 2005 г. Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин охарактеризовал спецоперацию в Благовещенске как самый вопиющий факт беззакония, с которым ему пришлось столкнуться за последние 8 лет. Он также подчеркнул, что ответственность должны нести руководители беззакония, а не одни только «стрелочники».

Судебные разбирательства

По результатам работы специальной комиссии центрального аппарата МВД было признано – в ходе спецоперации в Благовещенске с 10 по 14 декабря пострадали до 1000 человек. (По неофициальным данным, как минимум, в два раза больше). После длительных проволочек прокуратура возбудила уголовное дело, потерпевшими был признан 341 человек.

Однако, как заявил прокурор Башкирии Александр Коновалов, «значительная часть сотрудников милиции, в частности, сотрудников отряда милиции особого назначения, которые, в основном, и причиняли вред гражданам, остались неустановленными, так как спецоперацию они провели в масках».

В результате под суд пошли всего 8 человек. Им предъявили обвинения в превышении должностных полномочий (ст. 286), в отдельное производство были выделены дела двух участковых, обвиненных в служебном подлоге (ст. 292) и злоупотреблении должностными полномочиями (ст. 285). Заседание суда много раз переносили – тянули время.

В это время пострадавшие массово писали заявления отказного характера, заявляя – дали показания под влиянием эмоций. Газеты писали, что правоохранительными органами оказывалось массированное давление – тех, кто отказывался забирать заявления, и даже их родителей, увольняли с работы. Благовещенская журналистка Вероника Шахова заявила, что давление на пострадавших оказывал глава администрации Анфас Нуратдинов; по домам ходили некие лица, предлагавшие деньги за отказ от претензий.

Вот образец одного из «отказных» заявлений: «Я сгоряча дал показания о том, что меня четыре раза ударили дубинкой когда шум перевалил за границы нашей республики мне стало стыдно за мой поступок я хочу сделать чистосердечное признание что первый раз я написал объяснительную поддаваясь эмоциям. Второй раз я не придавал серьезности моего объяснения тоже… Прошу вас принять во внимание мои чистосердечные признания… Надеюсь оно поможет в справедливости этого вопроса».

В марте 2006 г. Благовещенский райсуд вынес решение о возврате материалов дела со стадии судебного разбирательства в прокуратуру. Все это время большинство обвиняемых продолжали исполнять свои прежние должностные обязанности.

Наконец, в марте 2010 г. бывшие начальник городского РОВД Ильдар Рамазанов и заместитель командира первой оперативной роты ОМОН МВД Башкирии Олег Соколов были признаны виновными в превышении должностных полномочий, а заместитель Рамазанова Олег Мирзин – в злоупотреблении должностными полномочиями. Они были приговорены к разным срокам лишения свободы условно. Им на три года запретили занимать должности в органах власти. До того судом были признаны виновными ещё семь сотрудников милиции. Один из них, оперуполномоченный уголовного розыска Айдар Гильванов, в 2008 г. был приговорен к четырем годам лишения свободы. Все остальные осужденные получили условные сроки...

Кому выгодно разделять людей?

Русские в Башкирии – самый многочисленный народ. Но и самый терпеливый. Видимо, это стало причиной того, что хамское отношение к русским стало для некоторых представителей местных властей повседневной практикой, чуть ли не частью региональной политики.

За примерами далеко ходить не надо. Последний яркий пример – объявление о строительстве в Покровской слободе, историческом центре Уфы, религиозного комплекса «Муслим-сити» на участке в 20 гектаров. 29 декабря этого года, всего через пару недель, состоится аукцион по сдаче земли в долговременную аренду.

Духовным управлением мусульман РБ заявлено, что в мусульманских кварталах будут действовать свои законы и определенный дресскод. «Разработан проект мусульманского комплекса, который составит единый архитектурный и функциональный ансамбль со строящейся Соборной мечетью, – рассказывает муфтий Нурмухаммад Нигматуллин. – В него входят бизнес зона, состоящая из административно-офисных зданий и предназначенная для проведения деловых встреч и конференций на самом высоком уровне, гостиница и апарт-отель, работающие по принципам мусульманских традиций, семейные кафе и рестораны, торговые ряды, инфраструктура для семейного отдыха, учитывающая потребности и пожелания мусульман».

Этот проект имеет четко выраженный провокационный характер, так как в зоне застройки оказывается самый старый из храмов Уфы – Покровская церковь. «Нельзя смешивать ислам и православие, – убежден протоиерей о. Евгений (Шерышев), настоятель Кафедрального Свято-Сергиевского собора в Уфе. – Мы за равенство всех конфессий, но строить такое сооружение в непосредственной близости от территорий православных церквей неправильно. Да и название «Муслим-сити» некорректно звучит в контексте местности, где исторически располагались православные храмы. По заявлению авторов проекта, комплекс призван символизировать толерантность и межконфессиональное согласие. На мой же взгляд, поощряя создание в исторически православной части города мусульманского квартала, городские власти выказывают предпочтение одной религии перед другой».

Православные миряне, священнослужители и просто жители Башкирии не согласны с проектом строительства в Уфе мусульманского центра «Муслим-сити», предлагаемого ДУМ РБ, считают его антиконституционным, направленным на разжигание межнациональной и межконфессиональной розни. Жалобы направлены во все инстанции, под ними подписи сотен людей.

Если суммировать мнения граждан по проекту, несогласие есть по двум ключевым позициям.

Согласно законодательству РФ «предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг». Законом не предусмотрена специфическая мусульманская, христианская, буддистская и т.п. предпринимательская деятельность. Предпринимательская деятельность может быть только законной или незаконной, других критериев в законе нет.

В соответствии со ст. 14 Конституции РФ, ст. 13 Конституции РБ, а также ст. 4 Закона о свободе совести и о религиозных объединениях: «Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Отсюда вывод, что проект ДУМ РБ на строительство и функционирование особого мусульманского делового центра противоречит основному закону государства.

«Что же получится, если каждая религиозная организация будет претендовать на выделение своей зоны по религиозному признаку? Территория города Уфы будет расчленена на зоны? Будет ли это способствовать межконфессиональному миру и согласию?» – задают вопросы граждане республики.

Неизвестно, на какие именно суммы ориентирован проект «Муслим-сити», но уже ясно – средства потребуются огромные, а предполагаемые инвесторы, напрямую или через посредников, это компании с Ближнего Востока. Называют страны из числа ближайших союзников и сателлитов США.

Так какую же реакцию можно ожидать от жителей Уфы и Башкирии? Многими заявление о строительстве «Муслим-сити» воспринято как провокация в трудный для России момент – удар в спину. Когда представители руководства многонационального и многоконфессионального региона, где все этносы давно коренные, публично принимают одну из сторон, их следует рассматривать как провокаторов. Это касается не только Башкирии, но и Башкирии тоже.

1.0x