"Атака титанов. Фильм первый: жестокий мир" (Япония, 2015, режиссер — Синдзи Хигути, в ролях: Харума Миура, Кико Мидзухара, Каната Хонго, Сатоми Исихара, Нанами Сакураба)
"Мы все здесь люди будущего!"
х/ф "Блондинка за углом"
Деятели искусства — заслуженные и не очень — редко балуют нас рассказами о прекрасном и спокойном будущем человеческой цивилизации. Чаще всего с безграничной фантазией, заслуживающей лучшего применения, нам предрекают всевозможные ужасы, катастрофы и неисчислимые беды. В большинстве случаев постапокалиптические прогнозы выглядят малоубедительно и невольно заставляют вспомнить хрестоматийную ремарку Льва Толстого: "Он пугает, а мне не страшно". Но вот создателям японского фильма "Атака титанов. Жестокий мир" удается напугать зрителя по-настоящему.
Дело обстоит так. В некотором, не слишком далеком будущем на земле произошла вселенская катастрофа. Планета подверглась нападению титанов. Но не старых добрых античных существ. А истинно японских — бесполых, уродливых, дебилоподобных пупсов-гигантов, пожирающих людей. Человечеству удалось спастись, укрывшись от этой нежданной напасти за циклопическими стенами. Более ста лет люди пребывают в этом своем крайне суженном, но более-менее благополучном мирке, так что некоторым наивным юношам и девушкам даже начинают приходить в голову еретические мысли: мол, никаких титанов не существует вовсе. Но как только эту мысль озвучит главный герой — непоседливый рассерженный молодой человек по имени Эрен (Харума Миура), как сразу же титаны пробьют в стене лазейку и начнут злобствовать на территории своеобразного человеческого заповедника. С непосредственностью умственно неполноценного ребенка эти гигантские создания будут пожирать своими разорванными чудовищной улыбкой ртами напрасно суетящуюся людскую мелкоту. В кровавой мясорубке Эрен потеряет свою любимую девушку Микасу (Кико Мидзухара), но обретет цель и смысл жизни. Подобно герою культового романа Бориса Виана он найдет свое призвание в нелегком деле, именуемом "уничтожить всех уродов". Вместе со своим старым другом Армином (Каната Хонго) он запишется в отряд смертников-диверсантов, который должен направленным взрывом завалить злосчастный пролом в городской стене и устроить не знающим ни стыда, ни совести монструозным людоедам заслуженный Холокост.
"Атака титанов" — первая часть большого цикла — снята по нашумевшей манге, издающейся с 2009 года, и породившей многочисленных фанатов, в том числе и в нашей стране. Понятно, что поклонники анимационного сериала 2013 года, созданного по ней же, остались заведомо недовольны результатом — сектантам крайне сложно угодить. Но зрителям, свободным от навязанных безумными островитянами штампов, повезло значительно больше. У них появилась долгожданная альтернатива голливудскому мейнстриму — кустарная, варварская, но предельно живая в современном мире киноизлишеств. Как в другом японском кинохите "Легенда о динозавре", загадка рождалась в трении кинопленки о кинопроектор, так и главный механизм воздействия на зрителя в "Атаке титанов" заключен в топорности компьютерной графики и диковатой режиссуре, рождающими на экране поражающий воображение бедлам. При минимуме внешней драматургии, картина поражает смысловыми кодами. Здесь и история Зигфрида, омывшегося в крови дракона, и аллюзии на падение Берлинской стены, и гомеровские намеки на других мифических людоедов-циклопов, воссозданных на экране гением Рэя Харрихаузена в незабвенных "Синдбадах". Не случайно и то, что режиссер ленты Синдзи Хигути занят в данное время постановкой очередного фильма про Годзиллу — героя, символизирующего собой краеугольный камень японских техногенных катастроф. А в том, что миру уготован именно подобный финал, сейчас уже, похоже, не сомневается никто.
Безусловно, состоявшийся цивилизационный выбор дает мало предпосылок для мыслей о будущем, исполненных безудержно-радужным оптимизмом. Какую смертоносную напасть уготовило для нас "прекрасное далеко" — сказать сложно. Японские предсказатели обещают нам уродливых гигантов, пожирающих, по выражению одного из героев фильма, "загнанных, подобно скоту, в стойла безопасности" людей. И только равнодушные ко всему происходящему на планете орлы будут парить в своем безоблачном небе в ожидании пиршественных останков разрушенных городов...