Авторский блог Леонид Масловский 19:35 6 января 2015

Приёмный сын о И. В. Сталине

О беседах Сталина со своими детьми, его дне рождении, театре, участии в боях детей Сталина и детей других высших государственных служащих, моральном облике Сталина, патриотизме и пр.

Мы пишем о И. В. Сталине, как о великом государственнике. Без сомнения, это правильно. Сталин принял Россию в самый трудный исторический период и обеспечил не только защиту от всех врагов, но и создание сверхдержавы. При нём в мире возникла вторая сверхдержава – СССР.

Но, по-моему, имеется необходимость рассмотреть Сталина, как гражданина и отца.

После смерти своего погибшего друга и соратника Сталин взял в свою семью его сына Артёма Фёдоровича Сергеева, рассказы которого, а также свидетельства других, работавших и живших со Сталиным современников, положены в основание настоящей статьи.

Приёмный сын Сталина А. Ф. Сергеев рассказал, в частности, следующее: "После того как мы посмотрели с Василием (сыном Сталина - Л. М.) пьесу "Дни Турбиных", Сталин нас спрашивает:- "Что вы там видели?". (Это было в 1935 году, во МХАТЕ. Кстати, Сталин частенько посы­лал нас с Василием в театр.) Я сказал, что не понял: там война, но красных нет, одни белые, но почему-то они воюют, а с кем - не знаю. Сталин говорит: "А знаешь почему? Ведь красные и белые - это только самые крайности. А между красными и белыми большая полоса от почти красного до почти белого. Так вот, люди, которые там воюют, одни очень белые, другие чуть-чуть розоватые, но не красные. А сойтись друг с другом они не могут, поэтому и воюют. Никогда не ду­май, что можно разделить людей на чисто красных и чисто белых. Это только ру­ководители, наиболее грамотные, сознательные люди. А масса идёт за теми или другими и часто путается и идёт не туда, куда нужно идти". Так Сталин объ­яснял Артёму и Василию суть произведения М. А. Булгакова «Белая Гвардия».

«Когда у Сталина было настроение неваж­ное, он ставил пластинку с песней "На сопках Маньчжурии" со старыми словами:

Белеют кресты далёких героев прекрасных,

И прошлого тени кружатся вокруг,

Твердят нам о жертвах напрасных.

Обе песни о "Варяге" любил. Когда слушал слова:

Миру всему передайте, чайки, печальную весть:

В битве врагу не сдалися, пали за русскую честь.

нам с Василием говорил: "Вот так-то, ребята".

Изучению русского языка и литературы Сталин уделял особое внимание. Он гово­рил детям, зная, что они решили посвятить жизнь служению родине: "Вы будете военными. А какой предмет для воен­ного самый главный?" Мы наперебой отвечали: математика, физика, физкультура. Он нам: "Нет. Русский язык и литература. Ты должен сказать так, чтобы тебя поняли. Надо сказать коротко, часто в чрезвычайных условиях боя. И сам ты дол­жен понять сказанное тебе. Военному выражаться надо ясно и на письме, и уст­но. Во время войны будет много ситуаций, с которыми в жизни ты не сталкивался. Тебе надо принять решение. А если ты много читал, у тебя в памяти уже будет подсказка, как себя вести и что делать. Литература тебе подскажет".

Книги Сталин выбирал сам. Он просматривал и прочитывал огромное количест­во литературы. Комиссар артиллерийского управления Георгий Савчен­ко написал, что Сталин в день просматривал около 500 страниц. А. Ф. Артёмов в своих воспоминаниях подтверждает информацию комиссара.

Сталин воспитывал в детях уважительное отношение к чужому труду, к хлебу. Василию он говорил, что хлеб всему голова и его надо беречь и уважать. Для самого Сталина основным занятием был труд на благо трудящихся СССР. Он выкраивал время для работы даже в праздники, в свой день рождения. Но, конечно, в этот день Сталин не только работал, но и отдыхал.

Сергеев вспоминал: «Даже в 1934 году, когда Сталину 55 лет исполнялось, не было особых при­готовлений, не чувствовалось организованного праздника… Много смеялись, пе­ли, немного плясали. Там для пляски места не было, чтобы разойтись… Был, как всегда, Будённый. Он играл на гармошке или баяне. Жданов играл на рояле. После того как он стал приезжать, на даче поставили маленький кабинетный рояль красного дерева. Он и сейчас там стоит. Пели песни и кавказские, но главным образом пели наши народные, русские песни - "Коробейники", "На Муром­ской дороге", песню ямщика. Танцевали тоже кавказские и русские народные тан­цы. Кстати, говорят, что "Сулико" была любимой песней Сталина. А вот "Сулико" я там ни разу не слышал". Ещё Сергеев говорил, что Сталин любил "Прощание славянки".

Поведал он нам и о том, что "Сталин блестяще знал историю… Нам с Васи­лием были даны задания. Каждому выдана книга - учебник истории Илловайского и Бельярминова, нужно было прочитать и ответить на вопросы, выполнять зада­ния… И когда Сталин нам эти книги дал, мы их положили на терраску, где с Ва­силием и жили. А терраска открытая. Убежали на соседнюю дачу играть в волей­бол. Возвращаемся и издалека видим, что этот наш взгорочек, на котором нахо­дится дача, усеян белыми пятнами, по нему ходит Сталин, нагибается, подбирает что-то. Мы поняли: что-то случилось. Подбегаем, видим, что Сталин собирает листы. Оказывается, налетел ветер, его порывом учебник (а это был тот, что достался мне) разметало, и вот Сталин собирал разлетевшиеся листы.

Увидев нас, Сталин сказал пару серьёзных слов в мой адрес… Потом очень спокойно объяснил, что в этой книге описаны тысячи лет истории, что она дела­лась потом и буквально кровью сотен людей, которые собирали факты, записыва­ли, другими способами передавали, переписывали, хранили эти сведения. А потом учёные историки десятки лет перерабатывали эти сведения, чтобы дать нам пред­ставление об истории человечества. А ты?! Велел нам взять шило, нитки, клей и привести книгу в порядок… Работу мы выполнили аккуратно и с большим усер­дием. Показали починенную книгу Сталину, он сказал: "Вы хорошо сделали. Те­перь, вы знаете, как надо обращаться с книгами"… По ходу разговора Сталин объяснял многие вещи так просто и ясно, что запоминалось на всю жизнь".

Нам сегодня трудно даже представить степень народности советского государства, уровень равенства в вопросах служения родине между простыми людьми и самыми высокими руководителями государства, уровень не показной, а действительной демократии, существовавшей в стране в сталинское время. Чтобы не быть голословным приведу примеры из воспоминаний А. Ф. Сергеева о детях членов правительства и заслуженных лиц государства.

Дочь члена Политбюро Н. М. Шверника во время войны работала в военном госпитале. Сын старого большевика Ф. Н. Самойлова, инженер, с началом войны ушёл на фронт в звании младшего лейтенанта, в конце 1941 года погиб.

Сын члена Политбюро, секретаря ЦК партии А. А. Андреева всю войну воевал с немецкими захватчиками в АДД бортинженером дальнего бомбардировщика.

Сын Сталина Яков, окончивший артиллерийскую академию, с началом войны ушёл на фронт, воевал, погиб в немецком плену.

Сергеев считает, что погиб в бою, так как нет ни одного доказательства, что Яков попал в плен – одни немецкие фальшивки, включая фотографии. Он достаточно обоснованно считает, что немцы у убитого Якова забрали документы и устроили «игру» с нашими соответствующими службами.

Второй сын Сталина Василий закончил Качинское военное лётное училище. Вступил в войну с самого начала лётчиком, был тяжело ранен в бою, после лечения вновь вернулся в боевой строй. Награждён помимо других наград двумя орденами Боевого Красного Знамени.

Оба сына С. А. Микояна служили в авиации, оба были лётчиками-истребителями. Один был тяжело ранен, другой в возрасте 18 лет погиб в сентябре 1942 года в воздушном бою.

Погиб в бою сын М. В. Фрунзе Тимур.

Один сын секретаря Московского комитета партии М. М. Кулькова Саша в бою потерял ногу, второй сын Борис пропал без вести.

Сын начальника главного управления авиационной промышленности П. И. Баранова Юра погиб во время войны. Сын первого заместителя наркома лесного хозяйства Рудакова Игорь погиб в бою.

Племянник Ворошилова Коля Щербаков погиб на фронте.

И ведь погибли молодые ребята, вчерашние школьники. Вечная им память.

Мной перечислены только дети руководителей, живших рядом с А. Ф. Сергеевым, которых он помнил и спустя 60 лет после окончания Великой Отечественной войны. Вот таких героев воспитывал Сталин, члены правительства и все советские люди.

Примеры воспитания детей И. В. Сталиным приведены с целью, показать, какие ценности тогда культивировались в государстве, как оценивались отдельные исто­рические события, какими методами проводилось воспитание, как относился Ста­лин к сироте.

Разъясняя детям "Дни Турбиных", Сталин открывается нам, как че­ловек гуманный, понимающий и готовый простить заблуждения другому человеку.

Глубоким пониманием очень русской и эпохальной песни "На сопках Маньчжурии" Сталин видится человеком, постигшим самые сокровенные уголки русской культу­ры.

Переживание гибели "Варяга" и поражения в 1904 году на Дальнем Востоке показывают Сталина истинно народным вождём, заботящимся об интересах государ­ства и народа.

Отношение к русскому языку и литературе говорит о высокой куль­туре Сталина, отношение к хлебу и русской песне, пляске - о народности Стали­на.

Естественно, что воспитание детей страны в определённой степени соответ­ствовало воспитанию детей Сталиным. Культивировались самые благородные поступ­ки и вечные ценности; прежде всего русские национальные ценности, как государственно образующей нации.

В то время хорошо понимали, что западная культура не пойдёт на пользу вос­питания детей России. Вероятно поэтому когда, как пишет Сергеев, А. С. Сванидзе принёс на день рождения семилетней дочери Сталина Светланы заграничные немецкие подарки, в том числе кукол, отец Светланы очень возмутился, сказал: "Что ты привёз?! Зачем это? Надо свои игрушки производить и покупать, на чу­жих игрушках не надо воспитывать детей". Велел ему забрать эти игрушки и ухо­дить. Так сказал мудрый Сталин. Что бы он сказал сегодня?!

Разумный патриотизм Сталина проявлялся во всём. Когда во время войны был выпущен удачный отечественный легковой автомобиль "ЗИС-110", Сталин сел в не­го и уже постоянно в нём ездил. Как говорил Сергеев, "Сталин всегда пользовался вещами отечественного производства, а импортными только в том случае, если у нас это не производили".

Вкусы Сталина сформировались классической традицией, и она являлась основой воспитания населения страны. Надо сказать, что сталинские вкусы соответствовали эстетическим взглядам большинства советских людей того времени.

По радио постоянно звучала музыка русских композиторов, зачитывались отрывки из произведений русских классиков, читались стихотворения Пушкина, Лермонтова, Тютчева, Фета. Воспитание населения проводилось в духе уважения к культурному наследию страны. Также постоянно проводились всесоюзные мероприятия, посвящённые памяти выдающихся деятелей культуры народов СССР и выступления танцевальных и вокальных коллективов народов страны. Широко прославлялись и советские писатели, такие как М. А. Шолохов, Л. М. Леонов, А. Н. Толстой, К. А. Федин и другие. Большое внимание уделялось театрам и музеям.

Никогда ни до 1940-х, ни после второй половины 1950-х годов так талантливо не ставились пьесы наших великих драматургов, не исполнялись оперы отечественных и зарубежных классиков в большинстве случаев на русском всем доступном языке, не пленил зрителей своими постановками балет. Это было время триумфа русского классического театра.

А. Рыбин в своей книге «Рядом со Сталиным» писал, что после премьеры оперы «Поднятая целина» Сталин попросил его пригласить в аванложу главного дирижёра Большого театра С. Самосуда и автора оперы, композитора И. Дзержинского. Он привёл их, невольно слушая через портьеру весь разговор.

«Вдруг Сталин спросил Дзержинского:

- Как вы относитесь к классике?

- Критически! – без колебаний ответил композитор, тогда ещё студент Ленинградской консерватории…

- Вот что, товарищ Дзержинский, рекомендую вам закупить все партитуры композиторов-классиков, спать на них, одеваться ими и учиться у них, - мягко посоветовал Сталин.

- Слушаюсь! – по-военному отчеканил Дзержинский.

А Самосуду он тоже спокойно, без всякого приказа сказал:

- Большой театр – святая сцена классического искусства…

В результате некоторые оперы современников затем перенесли в филиал на Пушкинской улице, в нынешнее помещение театра оперетты.

Однажды партию Игоря исполнял молодой грузин. Характерные особенности его лица, бурный темперамент и явный акцент противоречили облику смелого, доброго князя Игоря. Пригласив Самосуда Сталин кивнул на сцену:

- Кто это такой?

- Очень перспективный солист, недавно окончивший Тбилисскую консерваторию! – гордо признался главный дирижёр.

- Князь-то русский. Значит, и облик его должен быть русским, - ещё раз напомнил Сталин, внимательно следивший за тем, чтобы сценические образы всегда соответствовали исторической правде.

А судьбу новичка решили просто:

- Пускай он поёт в Тбилиси.

И. В. Сталин всемерно заботился о Большом театре. Хорошо разбираясь в искусстве, особенно вокальном, Сталин давал много дельных советов и сдерживал «революционную ретивость» некоторых служителей искусств.

Народная артистка СССР В. Барсова и народный артист СССР М. Михайлов имели основания называть Сталина сорежиссёром всех оперных постановок в Большом театре. В частности, только в опере М. И. Глинки «Иван Сусанин» И. В. Сталин настоял на исполнении «Славься» и предложил сократить сцену, в которой дочь Сусанина Антонида и его приёмный сын Ваня оплакивали на площади смерть отца. Сталин признал, что это – тяжкое горе, но оно личное. В целом же весь русский народ одержал победу. Следовательно, пусть ликует, как победитель!

«В нравственном отношении вождь был чист, как никто другой… Противник неравных браков, он часто высмеивал маршала Кулика, который женился на восемнадцатилетней подруге своей дочери. Завидев его, Сталин подмигивал: «Смотрите, жених ковыляет… Как бы не шлёпнулся на ровном месте».

Леонид Петрович Масловский. 06.01.2015 г.

1.0x