Владислав ШУРЫГИН, руководитель военной секции "Изборского клуба". На сегодняшний момент, по разным данным, в России находится от миллиона до двух с половиной миллионов (точных данных нет — они постоянно меняются) граждан Украины. Как минимум миллион из них — это беженцы. Но беженцы — понятие очень расплывчатое. Есть люди, которые не могут жить на Украине в силу определённых экономических и политических обстоятельств, но могут туда вернуться после окончания войны без угрозы для жизни, как, например, жители Донбасса. И есть целая группа людей, которые не могут вернуться на Украину ни при каких обстоятельствах, потому что находятся у новых киевских властей в розыске и под следствием. Последняя инициатива нашей ФМС, которая собирается ограничить сроки пребывания в России граждан Украины, угрожает их жизни и безопасности. ФМС сделало оговорку, что за скобки этих требований выведены жители Донбасса, хотя очевидно, что мигрантам из Донбасса менее всех угрожают по возвращении политические преследования. Россия не первая страна, столкнувшаяся с массовой политической миграцией. Можно вспомнить, как в конце 60-х почти миллион "черноногих" французов из Алжира пришлось принять Франции. Можно вспомнить, как почти 750 тысяч вьетнамцев после падения Сайгона пришлось принимать США. Был и отрицательный опыт приёма беженцев. Югославия в середине 90-х, принимая сотни тысяч сербских беженцев из Боснии, Краины и Косова, практически ничего не делала для их адаптации, и, в итоге, именно вчерашние беженцы стали детонатором последующего политического взрыва в Югославии, стоившего правительству отставки, а президенту Милошевичу ареста и выдачи в Гаагу. В России накоплен свой опыт работы с беженцами, когда сначала после распада СССР, а потом во времена кавказских войн сотни тысяч русскоязычных и не только жителей бывших советских республик потоком хлынули в Россию. Поэтому я хотел бы попросить коллег оценить проблему украинских беженцев и рассказать, что происходит с беженцами здесь?
Галина ЗАПОРОЖЦЕВА, руководитель организации "Союз матерей Украины". Сегодня ФМС озвучило цифру: 2,6 миллиона человек пересекли российско-украинскую границу с начала боевых действий в мае 2014 года до августа 2015 года. Одновременно с этим была озвучена цифра 5 миллионов — тех, кто постоянно здесь находился в качестве трудовых мигрантов, кто находился здесь ещё до событий 2013 года на Майдане. Но, если мы говорим о беженцах, то это юридический статус людей, вынужденных мигрировать в Россию в силу каких-то экстремальных обстоятельств. В российском законодательстве есть чёткие понятия: политический беженец, беженец, временное убежище, а также участник программы "Соотечественник" и "носитель русского языка". Статус "политический беженец" для украинцев сегодня неприменим, потому что в российском законодательстве чётко написано, что статус "политический беженец" может получить лишь гражданин страны, у которой с Россией нет договорённости о безвизовом режиме. Таковы требования. Поэтому украинцы, бежавшие сюда из Киева от политических репрессий или даже выпущенные из подвалов СБУ по обмену пленными, претендовать на статус "политических беженцев" не могут. Согласно российскому законодательству они могут получить статус беженцев. Если мы говорим о статусе "временное убежище", то данный статус получают люди, которые покинули территорию Украины как в силу экономических, так и социально-гуманитарных проблем, не будучи преследуемы. Если говорить о трудовых мигрантах, это те люди, которые при пересечении границы написали себе в миграционную карту, что они едут сюда на работу, это обязательное условие, и они обязаны приобрести патент для того, чтобы здесь устроиться на работу.
Также я бы выделила сейчас отдельную категорию людей, которые подпадают под программу "Носители русского языка" и "Соотечественники". К этой теме я бы хотела вернуться отдельно, потому что в данном случае законодатель определил, что люди, которые родились на территории России, имеют право приобретать российское гражданство автоматически. Мы изучили данную проблематику, и могу сказать, что есть конституционное решение и толкование Конституционного суда РФ ещё от 2005 года, которое предполагает, что человек, который не отказался в 1991 году от гражданства России или СССР, был рождён на территории России, имеет право получить паспорт гражданина РФ. Но на практике данная норма не работает. ФМС умалчивает данную форму права, которая даёт возможность людям, родившимся на территории РФ, приобретать российское гражданство.
Если же говорить о тех, кто получает статус беженца либо статус "временное убежище" (это, кстати, разные две книжечки, которые выдаются взамен украинских паспортов), то, несмотря на вполне ясно прописанные законны, ФМС России приняла целый ряд подзаконных актов, которые сужают права этих людей и вносят определённые проблемы в их легализацию. Например, для того, чтобы человек получил определённый статус, он должен не просто подать документы в ФМС, он должен ещё зарегистрироваться. Причём согласно Административному кодексу России, в течение первых семи дней пребывания на территории России нужно найти место, где ты будешь зарегистрирован. И тут начинается проблема: даже если человек подал документы не только на временное убежище, но и на статус беженца, и на разрешение временного пребывания (РВП), то нужно найти место, где тебе дадут это право, зарегистрировавшись там на три года. И с этой регистрацией очень большие проблемы. Тут вовсю работают различные коррупционные схемы, по которым чиновники зарабатывают деньги на тех людях, которые приехали и не знают, куда им деваться. Скажу откровенно: процесс легализации украинцев на территории России приобрёл стойкий бизнес-статус у многих структур. В ФМС негласно всячески стараются не давать статус беженца, потому что он предполагает определённые финансовые затраты, которые предусмотрены законодательством России. Мне рассказывали люди, что их заставляли прямо при выезде с территории Донбасса писать заявление о том, что они отказываются от статуса беженца, и предлагали получать статус "временное убежище", что снижает субсидии по отношению к этим людям. Мой собственный пример — я подала документы на РВП, мне пообещали, что в течение двух месяцев мне его дадут, но уже два месяца я сижу и жду ответа. Работать я не имею права. Хорошо, что у меня были с собой личные средства, я на них проживаю плюс получаю какие-то гонорары от статей. А без этого я просто бы не выжила! И тысячи украинцев оказываются в подобном состоянии. Такими ловушками беженцев, которые связываются с РВП, загоняют в тупик, чтобы они махнули рукой на статус беженцев и приобретали патенты.
Лариса ШЕСЛЕР, председатель Союза политэмигрантов и политзаключённых Украины. В России есть стойкая легенда, что российские власти приютили у себя миллионы украинцев. Но это не более чем пропаганда! Могу сказать, что максимально все летние лагеря беженцев 2014 года предлагали места где-то для 50 тысяч человек. При этом из Украины за шесть месяцев войны выехало примерно 600 тысяч человек. И большая их часть поселилась у родственников, знакомых и друзей. Но уже осенью 2014 года эти лагеря были закрыты, и беженцев разместили в пунктах временного проживания. При этом их ёмкость, я думаю, составляла не больше 20 тысяч на всю Россию. В сентябре этого года Следственный комитет озвучил цифру: 4 млрд. рублей Россия потратила на приём беженцев, а вся помощь украинцам, включая гуманитарные конвои в Донецк и Луганск, обошлась России в 11 млрд. рублей. 4 миллиарда, исходя из тех норм, которые тратятся на содержание и пребывание беженцев, — это примерно содержание всего 13 000 человек в течение года, согласно нормам, заложенным в законодательство. Вот что потратил российский бюджет на содержание всех беженцев! При этом в одной Москве, например, только с начала этого года трудовыми мигрантами из Украины получено около 400 000 патентов на работу, от чего московский бюджет получил 7,5 млрд. рублей НДФЛ, а всего от "трудов" ФМС в региональные бюджеты поступило более 24,2 млрд. рублей. Это к вопросу о "затратности" украинских беженцев для российского бюджета!
Но главная беда для беженцев, которые приехали в Россию, — это полное несоответствие ожиданий и реальности. Помните заголовки газет "Десятки тысяч беженцев разместили в благоустроенных лагерях", "В России беженцам из Украины предоставляют упрощённый путь получения гражданства", "В Москве приняли первых беженцев", "Москва предоставит беженцам временное жильё". К реальности это не имело никакого отношения. По всей России вся квота на временное проживание составляет 181 000 человек. В Москве это 1000 человек!!! Даже к родственникам сюда смогло перебраться лишь 10 тысяч человек! Почему так мало? Потому что российские законы ограничивают право на получение гражданства кругом родственных связей "вертикальной" лестницы прямого наследования: родители — дети, муж — жена. Всё!
Остаётся статус временного убежища или беженца. И с этим связана другая проблема беженцев: у них нет возможности сохранить свой общегражданский паспорт.Если ты подаёшь заявление на временное убежище, у тебя тут же забирают общегражданский украинский паспорт и выдают вместо него свидетельство беженца. И с этим свидетельством ты натурально оказываешься в резервации — с ним нельзя пересечь границу России. Если вы, например, приехали в Россию из Харькова, но у вас остались родственники в том же Донецке или Луганске, пересечь границу с ДНР и ЛНР вы уже не сможете. Даже встретиться с родными где-то на "нейтральной" территории — например, в Белоруссии — вы не сможете, так как российское законодательство запрещает беженцам покидать российскую территорию. А ожидание изменения статуса "временное убежище" на "временное проживание" может занимать неопределённый срок. Для большинства людей, у которых на Украине остались родственники, такое "крепостничество" неприемлемо. И поэтому люди сдают это свидетельство беженца, забирают обратно паспорта и тут же оказываются в той самой ловушке, о которой было сказано в самом начале!
Именно поэтому из 300 тысяч украинцев, получивших в России за эти полтора года статус беженца, таковых осталось меньше 100 000. Остальных отсюда просто выдавили! Но есть те, кому путь назад на Украину заказан, — это политические мигранты. Это люди, против которых возбуждены уголовные дела, их разыскивает СБУ, они выезжали все разными путями, многие просто скрывались от ареста.
Таким образом выехали из Украины тысячи общественных деятелей, политиков, политологов, историков, журналистов, подпольщиков. И трагическая участь Олеся Бузины и Олега Калашникова, которых убили радикальные националисты, говорит о том, что это не беспочвенные основания. По самым скромным подсчётам, число таких беженцев на территории России составляет до 4000 человек. И количество политических мигрантов постоянно растёт, потому что репрессии на Украине только усиливаются. Проблемы этих людей вообще никак не отражены в российском законодательстве! Большинство из них — это высокообразованные люди, большая часть — гуманитарии, которые сознательно выбрали путь политической борьбы с нацистским режимом в Киеве. И их не отправишь по квоте куда-нибудь под Ульяновск выращивать картофель или животноводом под Курск. Они готовы продолжать борьбу, и их ценность именно в том, что это сознательные и отлично знающие ситуацию профессионалы, но статус беженца и политическое убежище им получить невозможно. Приходится жить по украинскому паспорту, фактически в статусе трудового мигранта. И вот теперь именно эти люди могут стать потенциальными жертвами будущих депортаций! Люди — в розыске, и не могут ни при каких обстоятельствах вернуться на Украину. В России у многих из них семьи, которые вынуждены разделить политическую эмиграцию. И тут возникает целый ворох проблем. К примеру, в этих семьях вырастают дети. Им нужно получать паспорта. Но какие? Россия этим детям гражданство не предоставляет и, соответственно, паспорт не выдаёт, получается, что им необходимо получить паспорт Украины. Но как это сделать, если родители "невыездные" — отправить ребёнка одного на Украину? Где его, как сына или дочь "зрадныка" — предателя, могут в любой момент убить отмороженные нацисты? А если паспорт не получать вообще, то в любой момент при проверке документов наряд полиции может его задержать, как нарушителя паспортного режима, и передать в ФМС на депортацию! Тысячи детей оказались между небом и землёй. Как им сдавать ЕГЭ, если нет паспортов? Куда поступать без документов в вузы? ФМС всё это не волнует! И вот теперь ведомство Ромодановского потребовало от граждан Украины, находящихся сегодня в России, за 30 дней определить свой статус. Исключение милостиво сделали для украинских граждан, прибывших в экстренном массовом порядке из юго-восточных областей Украины. Но вся проблема именно в том, что оттуда как раз политических эмигрантов нет! Как бы там ни было трудно, но люди могут туда возвращаться и жить без риска быть арестованными и уничтоженными без суда и следствия! А большинство тех, кто действительно нуждается в том, чтобы получить право политического беженца и льготного проживания в России, выехали сюда из Харькова, Одессы, Львова, Киева и других городов, где жили и боролись. И именно этих людей инициатива ФМС фактически ставит вне закона!
Казалось бы, есть ещё одна лазейка — принятый в мае 2014 года закон о порядке получения российского гражданства для носителей русского языка. Согласно ему люди, которые родились на территории нынешней Российской Федерации, для которых русский язык родной, могут претендовать на российское гражданство. Знаете, сколько человек за год получили российское гражданство по этому закону? Триста человек! Причём ни одного с Украины! Почему? Да потому, что ведомство Ромодановского издало свои подзаконные акты, согласно которым, чтобы претендовать на такой статус, необходимо пройти собеседование по русскому языку. А запись на это собеседование сегодня ведётся уже на 2017 год!!! Мало того, в законе введена иезуитская норма, по которой человек, который претендует на гражданство как носитель русского языка, должен получить подтверждение от украинского МИД о том, что его… лишили украинского гражданства! При этом по украинской конституции это невозможно! Это норма нарушает 7-ю статью Международной конвенции о сокращении безгражданства, от 1961 года, согласно которой все государства должны исключать ситуации появления лиц без гражданства. И ни одна страна не даст подтверждения, что её гражданин лишён гражданства, до тех пор, пока не получит подтверждение, что этот человек уже является гражданином какой-то другой страны. Поэтому вместо того, чтобы открыть ворота своим русским соотечественникам из Украины и других стран, Россия ворота эти закрыла, замотала колючей проволокой, пустила по ней ток и повесила табличку "Заходите, пожалуйста!".
Мы создали организацию Союз политэмигрантов, которая принимает участие в различных мероприятиях, акциях, проводит "круглые столы". Нужно срочно создать комитет по вопросам политической миграции при Общественной палате, при Совете Федерации, при Госдуме и отобрать эту функцию у ФМС, которая выглядит уже как коммерческая контора по выколачиванию денег из мигрантов. Нужно срочно принимать закон о политических эмигрантах!
Алексей АНПИЛОГОВ, президент фонда "Основание", руководитель центра координации "Новая Русь". Я бы хотел поставить вопрос иначе: а зачем России украинская миграция, и что Россия может получить от этого процесса? Россия на протяжении 30 лет испытывает постоянные демографические проблемы, и все мы об этом знаем. Рождаемость в Российской Федерации после катастрофы 1991 года с трудом возвращается на уровень простого воспроизводства. Простое воспроизводство, напоминаю, это примерно два ребёнка на женщину. При этом нужно сказать, что невозможно сегодня принять постановление правительства, а завтра уже отправить детей в школу. Дети, которые в этом году пошли в школу, родились шесть лет назад. Демографическая пирамида Российской Федерации до сих пор выглядит ступенчатой, как ёлка, за счёт эха Великой Отечественной войны, которая нанесла непоправимый ущерб демографии. Эти "полные" и "худые" поколения, дети, внуки детей войны, правнуки детей войны. Россия, если она хочет в дальнейшем развиваться, столкнётся с недостатком трудовых ресурсов. Причём ресурсов качественных, которые невозможно возместить, импортируя любые количества молодёжи из Таджикистана, Узбекистана, Туркменистана и других среднеазиатских республик. Не потому, что там люди чем-то отличаются от нас, — просто они не получают в своих странах достойного современного образования, они не интегрированы в промышленные процессы, и их адаптация здесь возможна только в рамках низкоквалифицированного труда. Поэтому Россия должна быть заинтересована в качественной рабочей силе с Украины.
Сергей ЗАВОРОТНЫЙ, политолог, пресс-секретарь Комитета спасения Украины. Мы услышали моих коллег сегодня. По сути это крик отчаяния, крик души. "Русский мир" Украины, оказавшийся в вынужденном изгнании, сегодня споткнулся о позицию ФМС. Фактически сегодня украинские беженцы являются лишними людьми в России — стране, которая всегда провозглашала идеологию единого славянского союза русских, украинцев и белорусов и ратовала за создание особых условий развития трёх ближайших государств: России, Украины и Белоруссии. А на деле оказалось всё иначе. Поверившие этой пропаганде украинцы, убежавшие из захваченной нацистской хунтой Украины, оказались в России в очень тяжёлом положении. Они стали здесь настоящими "лишними людьми". И это вызов идеологии, вызов самому Русскому миру.
Я хотел бы напомнить, как решаются аналогичные вопросы в других странах. Например, в 2008 году поляки ввели "карту поляка". Для этого необходимо было наличие в прямом восходящем родстве поляка или обладателя польского гражданства (отец, мать, бабушка, дедушка либо двое из прабабушек или прадедушек), либо предоставление письменной справки от польской организации, подтверждающей активное участие в деятельности в пользу польского языка и культуры или польского национального меньшинства в течение по крайней мере последних трёх лет. По карте многие десятки тысяч людей с территории бывшего СССР смогли получить статус поляков и с ним неопределённо долго находиться на территории Польши без визы Шенгена, даже претендовать на получение там образования.
По примеру поляков — но уже не карту, а свои паспорта, — начала раздавать Венгрия. В целом ряде населённых пунктов вокруг Чопа этническим венграм были розданы десятки тысяч венгерских паспортов. И венгров нисколько не смущает то, что эти паспорта раздаются прямо на территории Украины! Потому, что и Польша, и Венгрия отлично понимают: получение в ряды граждан своей страны квалифицированной молодёжи — это огромное благо! Неужели Россия не может это сделать? Может! По Приднестровью, Абхазии, Южной Осетии такие решения принимались. И не только. Даже по Украине такое уже было! Давайте возьмём Крым — во времена Ющенко там начали массово раздавать российские паспорта в Севастополе, в Симферополе. Но с приходом к власти Януковича Украина обратилась к России с просьбой притормозить этот процесс, предложив найти взаимоприемлемые варианты и просто улучшить отношения между странами. Притормозили, договорились! Я веду к тому, что, когда есть желание, проблема решается на раз! А сегодня какой-то тупик.
Наталья ПАВЛОВА, журналистка. Мы с мужем — журналисты, после переворота в Киеве мы активно боролись против наступления нацистов на восток Украины и с 2014 года вынуждены были уехать в Россию, так как против нас были возбуждены уголовные дела и возникла угроза ареста. Я дополню по поводу регистрации: дело в том, что основной контингент приехавших — это семьи с маленькими детьми, которые спасали детей и вынуждены были уехать. В этих семьях чаще всего работает один человек, на небольшую зарплату до 20 000 рублей. 25 000 в Нижнем Новгороде считается за счастье. И одну-две тысячи рублей в месяц приходится платить за платную липовую регистрацию. Ещё 15 тысяч рублей надо отдать за съёмную квартиру, то есть на жизнь семье беженцев остаётся всего 8-10 тысяч рублей. Фактически это нищета! Притом, что нынешний механизм регистрации — это полнейшая профанация. Потому что подавляющее число беженцев зарегистрировано по липовым адресам и не могут зарегистрироваться по адресу съёмной квартиры. Хозяева просто боятся регистрировать и отказываются категорически. Повезло тем, кто нашёл знакомых, у кого есть родственники. Остальные эту регистрацию покупают! Хотя были предложения, чтобы регистрировали беженцев по какому-то муниципальному адресу, санатория или общежития, чтобы давали юридическую регистрацию по этому адресу, а место пребывания фактическое записывали со слов людей, чтобы они приходили просто отмечаться, подтверждать своё нахождение по указанному адресу. Это был бы реальный контроль. То, что сегодня — люди просто делают липовые бумажки и живут, и трясутся просто как зайцы, потому что знают, что в любой момент может прийти проверка, а их нет по указанному адресу, и тогда штраф хозяевам, а беженцам — вплоть до депортации за непроживание по указанному адресу…
Отец АНДРЕЙ (Новиков). Я — настоятель храма Живоначальной Троицы на Воробьёвых Горах в Москве, уже более года являюсь политэмигрантом. Год назад я выехал из Одессы. Хотел сказать о том, как непросто подтвердить статус беженца. Нужны доказательства того, что тебя преследуют. У нас есть такой известный протоиерей Олег Мокряк, которому никто не присылал, как и мне, повесток. Просто позвонили и пригласили в СБУ. Он спросил: "На каком основании я поеду в СБУ? Пришлите повестку". Повестка не приходит. Снова вызывают звонком. Второй раз не пришёл, после чего спецназ СБУ взял штурмом его дом , семью, детей — лицом в пол, обыск. Думаете, они после этого дали ему справку, что устроили обыск и погром? Да ничуть! Никто родным не даст никакой справки, если их отец, сын или брат будут арестованы. Людей просто "изымают". И люди при угрозе ареста, при первых звонках вынуждены бежать. А здесь им говорят: докажите, что вы беженец, а не гастарбайтер? Человек более-менее известный ещё хоть как-то может это доказать, но простые люди не могут. И это создаёт проблемы. Сам лично я прошёл путь натурализации — теперь я гражданин России. Это был нелёгкий путь, многие люди способствовали этому, писали письма в ФМС. Сначала приходили формальные отписки, хотя от имени патриарха просили, потом мне был предложен путь, прямо скажем, в обход закона — фиктивно через какую-то область сделать. Я отказался. И в итоге президент России Владимир Владимирович Путин своим указом обошёл все эти ФМС, предоставив мне и ещё 22 бывшим гражданам Украины российское гражданство. Но невозможно же всех проводить через именные указы президента. Нужно наводить порядок. Теперь скажу как пастырь. Сегодня у людей есть ощущение опасности, отчаяние и боязнь того, что после 1 ноября их заставят вернуться на Украину. Вот только что Госдума отклонила старый законопроект об упрощённом получении российского ражданства гражданами Украины, потому что это якобы ущемит права граждан других стран. Мне звонят и говорят: получается, Россия к нам относится так же, как к зимбабвийцам? Пусть Россия вообще определится, нужны мы ей или нет? Потому что если России не нужна братская Украина, не нужны лояльные и верные украинцы, то зачем тогда вся наша борьба? Иначе ты борешься за то, что никому не надо, в том числе и тому, за чьи интересы ты борешься…
Леонид ИВАШОВ, генерал-полковник, член Изборского клуба.
Я буквально несколько дней назад встречался с ребятами, которые из разных регионов Украины приехали сражаться за Донбасс. Сражались, получали ранения, награды. Но сейчас они оказались в тупике: на Донбассе сегодня добровольческие формирования распущены, а в новой регулярной армии ДНР и ЛНР далеко не всем нашлось место. И им просто жить негде. И тычутся они в России, а им предлагают: "Хотите получить российское гражданство — поезжайте в Сирию воевать или, увы, ищите себе другую Родину". И таких сегодня — сотни, если не тысячи человек. Главная проблема здесь в том, что власть в России коррумпирована сверху донизу. Уже говорили про ФМС, да везде бывают исключения, но за загранпаспортом я ходил сам получать и сталкивался с той же схемой: тебя будут гонять из очереди в очередь, но есть окошечко, зайди, заплати — и тебе дадут без очереди. Я профессор, преподаю в вузе. Теперь там со всех потребовали справки, что ты не был судим, а если был, то по какой статье? Выдают их по адресу Новослободская, 50 — езжайте туда, там очередь на четыре часа! Но за 18 000 рублей всё получите без очереди. Так устроена система жизни в России. Здесь есть два класса, и они находятся в антагонистическом противоречии. Это прозападный олигархический класс — и вот такие подвижники, которые сегодня рассказывают нам о своих бедах и проблемах. Я не знаю, что за систему создали в России, когда миграционные частные вопросы без Путина не решишь. Космические проблемы без Путина не решишь. Военные не решишь. И даже проблемы ЖКХ не решишь. Честно говоря, эта система совершенно недействующая, и проблему беженцев в её рамках решить крайне трудно. Опять нужно обращаться к Путину, чтобы он решил. Но куда мы так зайдём? Это же какое-то ручное управление страной!
Максим ШЕВЧЕНКО, политолог, член "Изборского клуба". При огромном уважении к вам, Леонид Григорьевич, я с вашим пессимизмом не согласен, потому что логика действий власти мне абсолютно понятна: власть просто использовала Украину в геополитической игре, посчитав, что для, условно говоря, выведения России в разряд региональной державы из ситуации абсолютной полуколонии, в которой она находилась, потребуется принести в жертву Донбасс и его героическое сопротивление, равно как и сопротивление Украины. Я с этим абсолютно не согласен, я считаю, что нельзя так разбрасываться таким бесценным человеческим материалом, такими героическими людьми, которых я видел на протяжении последних двух лет в ДНР и ЛНР, в Украине, в Одессе. Но то, что этот резерв будет использован именно так, было очевидно нам с вами ещё зимой 2014 года. И задача наша — не геополитические моменты обсуждать и ругать власть, а думать, что делать конкретно по тем тезисам, с которыми выступили наши товарищи-политэмигранты, как им конкретно можно помочь? Я обещаю со своей стороны, что подниму эту тему в программе "Точка" на НТВ. В рамках Изборского клуба мы обладаем определёнными экспертными возможностями, наши журналы и доклады читают на разных уровнях, нас слышат. Проблема беженцев с Украины — это не проблема плохой или хорошей ФМС, это вопрос государственный, вопрос стратегии государства по отношению к свои союзникам, к тем, кто борется за наши интересы.
Сегодня на самом верху идёт смена чиновников, ответственных за политику России на Украине, и, стало быть, ситуация бесхозная. Но с другой стороны новые кураторы, возможно, начнут, наконец, заниматься наведением порядка как в самих республиках, так и здесь, в вопросах миграции украинцев. И мы должны сделать всё, чтобы довести до этих людей реальную информацию о состоянии дел. Как можно надавить на ФМС? Как можно согласовать вопросы с ФСБ, которая очевидно является единственным органом, уполномоченным принимать решение: является человек политическим беженцем или нет? Это серьёзный статус. Мы должны сделать следующее: первый этап — это все украинские политические организации должны быть зарегистрированы на территории России как общественные некоммерческие организации. Надо найти российских граждан, готовых им в этом помочь и стать учредителями. Второй этап — это публичность. Пресс-конференции, репортажи, выступления. Я уверен, что президент не в курсе этой проблемы. Третий пункт — надо составлять списки политических беженцев. Сегодня таковых нет, и никто не знает точного числа политических беженцев. Политэмигранты, люди, которые находятся под преследованием, их не десятки тысяч, но много, и их списки хотелось бы знать. Чтобы идти в правительство, в Думу, в ФМС и сказать, что именно эти люди нуждаются в политическом убежище в России.
Георгий ФИЛИМОНОВ, директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН. В случае реализации наших планов по внесению корректировки в работу ФМС мы можем создать некую аналоговую модель механизма, который сегодня используется США. Я говорю о создании мощного лоббистского ресурса из диаспор. Это очень хорошая наработка, которую нужно использовать и клишировать для себя с учётом нашей специфики. Созданием некоммерческих организаций и регистрацией их в России создаётся сеть, которая окажет давление на чиновничий класс в России и выступит как инструмент внешнеполитического давления на украинский истеблишмент. Второй момент: мы не можем игнорировать наличие больших проблем, связанных с внутрироссийским восприятием этой тематики. В шоу Сергея Доренко был опрос: 83% выступили за то, чтобы беженцы из Украины покинули территорию России и лишь 17% — против. То есть это некий социальный срез. Мы не имеем права это игнорировать. К этому нужно прислушиваться. Необходимо создать привлекательную социальную и экономическую модель натурализации украинских беженцев. Привлекать льготами и материальным стимулированием селиться в Сибири, на Дальнем Востоке, в российской глубинке. Необходимо менять образ беженца с несчастного мигранта, который ничего не делает и лишь прозябает за счёт российского налогоплательщика в общаге для беженцев, на энергичный, динамичный образ энтузиаста, готового влиться в близкое ему по духу общество и приносить ему пользу.
Мурат ЗЯЗИКОВ, заместитель полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе. Проблема украинских беженцев мне близка и понятна. Мы расположены на границе с Украиной. Брянск, Белгород, Воронеж, Курск — это фактически приграничные города, и через Центральный федеральный округ прошли сотни тысяч беженцев. Многие осели у нас и строят новую жизнь. У нас учатся десятки тысяч школьников, студентов — дети и внуки беженцев. Поэтому заботы эти я знаю не понаслышке. И это не первая такая проблема в моей биографии. У нас в Ингушетии, во время тяжелых событий на юге страны с 1992 по 1996 год, было огромное количество беженцев. Почти вся Чечня прошла через Ингушетию и другие соседние с ней регионы. В 2002 году я лично, когда был региональным руководителем, столкнулся с тем, что на моей территории было 296 000 беженцев. А всё население Ингушетии тогда было 480 000. И мы смогли за три года решить этот вопрос! Вернуть домой тех, кто хотел вернуться, и расселить по регионам тех, кто решил покинуть Чечню совсем. Да, нам оказывали большую помощь федеральные структуры, но большую часть вопросов решали мы сами, на уровне республики. И что бы мы ни говорили об ответственности центральной власти, но если региональная власть не будет заниматься этим вопросом, то никакая ФМС ничего не сможет сделать. И мы постоянно требуем от региональных администраций держать вопрос беженцев на контроле. Я рад, что сегодня здесь присутствую, я многое узнал для себя, пометил, и мы эти вопросы будем решать. А нашим гостям, украинцам, которые сегодня здесь находятся, я бы хотел напомнить слова нашего президента Владимира Путина, что украинский народ был, есть и будет всегда для нас братским народом.
Олег РОЗАНОВ, ответственный секретарь Изборского клуба по региональной и международной деятельности. То, что мы собрались здесь именно сегодня, в день полного освобождения территории Украины от немецко-фашистских захватчиков, — это не простая случайность, видимо, так было угодно Богу. И ваша боль, украинские коллеги, нам близка и понятна. То, что государство наше несовершенно, мы хорошо знаем. Но и события на Украине никто не мог предугадать. И поэтому мы, как государство, не были готовы к этим событиям.
Я предлагаю провести повторный "круглый стол" с привлечением членов Совета Безопасности, Совета Федерации, депутатов Госдумы, подготовив к нему наши конкретные предложения. И на этом "круглом столе" обсудить их и отправить результаты во все заинтересованные ведомства. Необходимо, чтобы своё слово в защиту беженцев сказал и созданный недавно "Комитет спасения Украины" во главе с Николаем Азаровым.
Нам сейчас необходимо действовать активно. Отступать дальше некуда. Или вас начнут выдавать, или вы себя защитите. Это зависит сейчас от вас. Мы вам в этом верные помощники. Я не знаю ни одного гражданина России, который не сопереживал Украине, не сопереживал вам. Но сегодня проблема беженцев не вынесена в широкое общественное поле. То, что я сегодня услышал, для меня во многом явилось откровением.
Что касается ФМС. ФМС тоже разная. Если есть негативные факты — о них надо говорить, называть конкретные адреса и фамилии тех, кто вымогает, где вымогают. Не надо быть терпимым к тому, что у нас нарушается закон. Наш закон несовершенен, но он позволяет решать ваши проблемы.
И рассчитывайте на Изборский клуб — мы вам в этом верные помощники. Спасибо!
На фото: ФМС не слишком гостеприимна для беженцев с Украины