Авторский блог Ирина Фотиева 17:05 1 ноября 2013

Потребительский фундаментализм

Основным поводом, побудившим меня взяться за перо, послужила статья Ю. Латыниной «Экологический фундаментализм», по ассоциации с которой и родилось название этой статьи. Не хочу оценивать ее журналистский уровень в целом, но имя на слуху, а это уже обязывает, тем более что она здесь явно претендует на аналитику

Новая «охота на ведьм»?

Основным поводом, побудившим меня взяться за перо, послужила статья Ю. Латыниной «Экологический фундаментализм», по ассоциации с которой и родилось название этой статьи. Не хочу оценивать ее журналистский уровень в целом, но имя на слуху, а это уже обязывает, тем более что она здесь явно претендует на аналитику. Итак: «Экологический фундаментализм, наряду с исламским фундаментализмом, является одной из самых опасных идеологий, угрожающих современному обществу… Его приверженцы… под видом международных соглашений типа Монреальского протокола … фактически продвигают идею мирового правительства, которое за нас будет решать, что и как мы можем производить. Будучи полностью встроенными в мировой бюрократический истеблишмент, владея мощным арсеналом для промывания мозгов, жесточайше преследуя любого, кто осмелится подвергнуть их критике, собирая миллионы пожертвований с “полезных идиотов”, они одновременно позиционируют себя как борцов против истеблишмента».

Да, далеко ушел этот мрачный и грозный символ «Мирового Правительства» от бледного образа то ли хиппи, то ли шукшинских чудаков, какими противники рисовали экологов еще в начале 2000-х! Поскольку я сама много лет работаю в эко-НКО, — я даже как-то возгордилась: оказывается, мы контролируем все мировое производство, а оппоненты и пикнуть не смеют. Глупости, но лестно. Но чем дальше, тем труднее становилось сохранять эту лестную иллюзию — по мере нагромождения неадекватных заявлений. Можно ли всерьез писать, что экологи утверждают отсутствие эко-проблем в древних цивилизациях? Что они ратуют за полный отказ от технологий и загоняют всех в пещеры? Ю. Латынина, видимо, вообще не знакома ни с активно развивающейся сферой «зеленой экономики», ни тем более с конкретными природосберегающими технологиями, совершенствующимися и дешевеющими с каждым годом. И в экологическом движении продвижение таких технологий – одно из важнейших направлений.

Возникает вопрос: о ком вообще статья Латыниной? Термин «фундаментализм» означает утверждение неких незыблемых основ вкупе с отрицанием прогресса. Но я и множество моих коллег во всей России подобных «фундаменталов»-экологов не видели. Возможно, Латынина где-то встречала или читала о таковых? Есть ведь всякие секты. Но нет, не вяжется. Ведь, по ее словам, это отнюдь не секта, но «…респектабельная идеология. Его приверженцы учат с кафедр университетов, проповедуют со страниц газет и имеют сильные позиции внутри международных и национальных бюрократий». То есть надо понимать, что университеты, редакции газет и международные бюрократии уже окончательно раздавлены пятой «мирового экологизма». А профессора, которые «учат с кафедр», — его приспешники.

Комментировать финальную часть статьи даже как-то неловко: «Я отнюдь не хочу сказать, что в мире нет экологических проблем... Но абсолютное большинство… имеет локальный характер и сосредоточено в нищих малоразвитых странах. А борются экофундаменталисты против глобальных выдуманных ими проблем». Вот так: все специалисты — либо недоучки, либо прислужники «фундаменталов»; ну, а гигантский массив данных о глобальном экологическом кризисе, полученных во всем мире в результате многолетних наблюдений, — можно попросту перечеркнуть одним взмахом пера Юлии Латыниной. Я не буду перечислять остальные ее «передергивания»; не буду и приводить контраргументы — их так много, что читатель найдет за несколько минут. (Интересующимся рекомендую, например, монографию ведущих российских специалистов «Перед главным вызовом цивилизации»)

Приведу лишь один штрих: редактор газеты «Лос-Анджелес таймс» Пол Торнтон принял решение не печатать писем читателей, отрицающих роль человека в изменении климата: «Моя работа заключается в том, чтобы в моей рубрике не было фактических ошибок… Слова “нет никаких свидетельств того, что люди вызвали изменение климата” не мнение, а фактическая ошибка»; — причем, добавим, убедительно опровергнутая. Так и хочется спросить: уважаемая г. Латынина, вы читали «Международные принципы журналистской этики», где на первом плане стоит требование достоверной информации (как, впрочем, и во всех российских кодексах)? Если нет – приходите к нам в АлтГУ на факультет журналистики, я прочту лично вам этот курс. А заодно и просвещу в сфере экологии.

Но Ю. Латынина, похоже, искренне убеждена в сказанном — сказанном не ею, а кем-то, кому она верит, чьи тексты только и читает. Тут и встает вопрос: кем именно и зачем? Кому нужна эта новая «охота на ведьм», изображение экологов как «Ока Мордора», угрожающего цивилизации?

«Он покусился на святое!..»

Наше поколение помнит фильм «Берегись автомобиля», где один из персонажей, выступая в суде, с дрожью в голосе восклицает, что Ю. Деточкин покусился на святое — на конституцию! Ведь там написано, что человек имеет право на частную (точнее, «личную») собственность! Тогда это звучало смешно, а сегодня — уже нет. Слишком внедрились в сознание многих людей «святость» собственности и «высшая ценность» безудержного потребления.

Поэтому такой шум поднялся в мире по поводу акции Гринпис. Не знаю, нарушили ли они какие-то законы; пусть юристы разбираются. Не хочу затрагивать и политические спекуляции: ясно, что такой масштабной акцией воспользовались в своих интересах самые разные «игроки на геополитическом поле». Меня удивило другое: как еще мало людей обратило внимание на главную — экологическую! — суть: на огромную опасность промышленного освоения Арктики. Как многих почему-то зацепила не эта проблема, а то, что Гринпис «покусился на святость» права Газпрома купить и использовать в своих целях все, что пожелает! Значит, сидит, как встроенный чип, в сознании людей приоритет собственности-потребления перед всем остальным. Перед живой природой — действительно, ведь живой! Посмотрите на гибнущих китов, дельфинов, архаров, снежных барсов; неужели не стыдно, неужели их меньше жаль, чем котиков, которым мы умиляемся в Интернете? Перед здоровьем своим, детей и внуков; перед собственным духовным развитием, наконец, — можно ли назвать личностью существо, лишенное сострадания и тонкости чувств?

Я читала комментарии в Интернете; многие люди, к сожалению, именно так «потребительски» и реагируют. И российские, и западные. Помню одно интервью: владелец какого-то судна в Питере сначала поддержал Гринпис, но когда его спросили, — что, если бы это была его платформа? — тут же сказал «нет». И не случайно сама Латынина буквально ставит знак равенства между цивилизацией и правом на частную собственность. Впрочем, если под цивилизацией иметь в виду современную, особенно западную, то это верно — не случайно ее же называют «потребительской». Мои знакомые американцы говорили, что в западных странах экологическая культура высока, но часто лишь на внешнем уровне — не бросать мусор на землю, не мыть машину в речке. Но как только специалисты напоминают, что глобальный кризис преодолим лишь при рациональном ограничении потребления (вещи ведь не «с потолка» берутся — это конечные ресурсы природы и ее конечные возможности переработки отходов производства!), — так сразу у большинства энтузиазм падает.

И поэтому многим людям крайне сложно поверить, что не только Гринпис, но и большинство экологов выступают в принципе против промышленного освоения Арктики, причем, неважно, какой страной и какой компанией («природа не знает границ»). Что и само «святое» право частной собственности должно быть жестко ограничено, причем, как можно скорее, – если мы хотим еще сохранить тот минимум живой природы, который необходим для нашего же существования. Нет, для инертного человеческого мышления куда проще и привычнее выискивать везде тайные политические мотивы. Это тем проще, что нам постоянно внушают: в мире нет ни умных, ни честных, ни бескорыстных людей – есть только «агенты», явные и тайные.

Вот именно, «чип», сознательно внедряемый. Кем? Ответ известен и очевиден, но почему-то еще слабо воспринят: тем, кому это выгодно, кому нужны не личности, а «массовые потребители», — крупным монополиям, транснациональным корпорациям. И, соответственно, им крайне невыгодна «смена ориентации» на экологическую: «Учёные продолжают наращивать базу доказательств в пользу антропогенной природы глобального потепления и изменения климата. Почему же общественность до сих пор не обращает внимания на то, о чём исследователи твердят вот уже двадцать лет? По-видимому, дело в дезинформаторах, которые представляют дело так, будто консенсуса по поводу этого вопроса нет… В действительности… эту гипотезу поддерживают около 97% специалистов… За дезинформацией стоит большая политика: как только народ поймёт, что большинство учёных разделяет именно эту точку зрения, он потребует решительных мер... Это, во-первых, не выгодно нефтегазовой и угольной промышленности, а во-вторых, не радует политиков, которые не хотят взваливать на себя ответственность по перестройке всей энергетической инфраструктуры».

И все же есть причины для оптимизма. Шила в мешке не утаишь; люди начинают понимать не только антиприродную, но и буквально антинародную сущность современной модели экономики и ее главных «носителей», монополий. Об этом говорит хотя бы растущее число массовых выступлений, причем, все чаще успешных. Вот всего несколько примеров: более 50 стран приняли участие в марше протеста против гиганта ГМО-продукции Монсанто; Федеральный суд Бразилии постановил остановить строительство ГЭС Belo Monte, которая должна стать третьей по величине гидроэлектростанцией в мире. Как сообщает Agence France-Presse, суд мотивировал свое решение тем, что ГЭС помешает рыболовному промыслу коренных народов Амазонии. И даже в традиционной Монголии растет влияние общественного «Движения рек и озер».

Как говорил еще герой Достоевского в ответ на пропаганду очередной антиутопии (с господством элиты над миллионами, типа современного «золотого миллиарда»), — «ведь не бараны же те-то; поди и не дадут себя резать».

* * *

… Закончила писать и тут же представила, что Ю. Латынина, небось, приписала бы мне какой-нибудь «францисканский фундаментализм», обвинив в призыве к полному отказу от вещей и к нищете. Ведь это один из известных манипулятивных приемов: довести тезис оппонента до абсурда. И в связи с этим напомню о блестящем аналитике потребительской идеологии, психологе и социальном философе Э. Фромме. Не случайно о нем сейчас мало говорят и пишут — ведь он подверг точнейшей и разрушительной критике патологическую «установку на «иметь». Попросту говоря, дело не в вещах, а в отношении к ним. Либо «вещи для человека», — либо «человек для вещей», и третьего не дано. И как только вторая установка берет верх и потребление становится сутью и целью жизни — человек и общество быстро деградируют. Не буду детализировать, лучше почитать самого Фромма.

Ну, а поскольку эта установка сегодня насаждается всеми возможными способами – то, перефразируя Латынину, надо четко зафиксировать: сегодня пора говорить о потребительском фундаментализме как об «одной из самых опасных идеологий, угрожающих современному обществу».

1.0x