"Cо мною вот что происходит" (Россия, 2012, режиссёр — Виктор Шамиров, в ролях: Гоша Куценко, Виктор Шамиров, Олеся Железняк, Александра Петрова, Александр Робак, Маргарита Шубина, Мария Порошина, Николай Чиндяйкин).
В российский прокат вышел новый фильм Виктора Шамирова. Само название ленты ненавязчиво отсылает нас к рязановскому еженовогоднему угощению. Только теперь перед нами отнюдь не комедия. А грустная — как и вся российская жизнь — история, произошедшая в канун Нового года. А потому ещё более пронзительная.
Из города Волгограда в Москву приезжает немолодой провинциал Валентин (Виктор Шамиров). Он гостит у своего успешного брата Артёма (Гоша Куценко) — офисного работника, мечтающего продвинуться по служебной лестнице. Но аккурат 30 декабря братья узнают, что их отец неизлечимо болен. В расстроенных чувствах Валентин опаздывает на поезд — вмешиваются московские пробки. А ему нужно срочно попасть домой к Новому году, так как он обещал отметить праздник с родителями. И привезти к ним своих детей. Артём обещает брату билет на самолёт, а сам готовится к новогоднему корпоративу, где должен спеть известную песню "Со мною вот что происходит". Начальник Артёма, большой любитель фильма "Ирония судьбы", организовал конкурс вокализов своих работников. У каждого из них своя личная цель — произвести впечатление и выделиться из толпы. Но благодаря всё той же иронии судьбы ночь перед вылетом превращается в бессонный марафон — соседи за стеной устроили ссору. Братья вынуждены были приютить у себя их дочь — внутренне одинокую и никому не нужную девочку-подростка Алёну (Александра Петрова). В результате они проспали свой рейс. В канун Нового года ситуация окончательно выходит из-под контроля, и братья в компании Алёны, преодолевая столичные пробки, начинают печально двигаться к полному крушению своих надежд.
"Со мною вот что происходит" недавно взял Гран-при на фестивале Русского кино в Онфлере (Франция). Российская премьера также прошла с аншлагом. Но в силу различных причин, вызванных современным кинопрокатом, об этой ленте вряд ли узнает широкий зритель. Предыдущая блестящая картина Шамирова "Упражнения в прекрасном" стала предметом искреннего восхищения у кинокритиков и заядлых киноманов. Но отсутствие рекламы сделало её скорее раритетом в мире тотальной безвкусицы, нежели народным достоянием. Без всякого подвоха искренняя история о том, "из какого сора" растёт актёрская профессия, высветила изнутри артистический мир амбиций и гастролей, творческих мук и постоянного соперничества. Сам кинематографист знает всю эту кухню не понаслышке.
Виктор Шамиров начинал как театральный режиссёр, сумевший раскрыть актёрский потенциал Гоши Куценко, которого в то время совершенно перестали воспринимать всерьёз. Первым кинематографическим опытом нашего героя стал сериал "Чай, кофе, потанцуем…" (2003) с Ингой Ильм и Оскаром Кучерой, в котором сразу же проявился фирменный шамировский стиль разговорного кино, чьи приёмы в современном российском кинематографе практически утеряны. Затем был вольный римейк "Три плюс два" под названием "Дикари" (2006). И феерическое "Упражнение в прекрасном".
Являясь автором сценариев всех своих фильмов, Шамиров умудрился занять свою нишу, избегая как душного воздуха отечественного артхауса, так и накатанных дорожек мейнстрима. Сам он впервые появился на экране в фильме Владимира Хотиненко "1612". Затем была роль в нашумевшем фильме Александра Прошкина "Чудо". Но по-настоящему Шамиров раскрылся в своём собственном "Упражнении в прекрасном". И судя по всему, он не собирается останавливаться на достигнутом. Его роль в картине "Со мною вот что происходит" — пример филигранного мастерства. И большой актёрской школы. А творческий тандем с Гошей Куценко творит на экране редкую химию чёткого попадания в образы и какой-то невероятной правдивости происходящего. Прекрасные диалоги — сценарий написан в соавторстве с Куценко — в принципе и являются сутью этого фильма, отличающегося отсутствием ярко выраженного сюжета. Действие здесь вторично. Главное — умение обозначить болевой порог современного мегаполиса, не скатываясь при этом в откровенную "реалистичность", свойственную творцам вроде Алексея Мизгирева ("Кремень", "Бубен, барабан", "Конвой"), которые видят любой социальный процесс в чёрных тонах глубокого пессимизма.
Несмотря на то, что сложно представить себе более мощную антитезу рязановской интонации, в которой героям, несмотря на очевидное предательство, даётся шанс на обретение счастья, Шамиров снимает кино о том, что иногда полезно приобрести жизненный опыт полнейшего отказа от всех иллюзий. В такой ситуации знаменитые мелодии Таривердиева, звучащие в фильме, обретают новую — куда более трогательную — жизнь. И воскрешают в памяти невероятные японские ансамбли — такие действительно есть — играющие эту музыку на народных инструментах. Ещё одно свидетельство об инородности этих странных островитян, явно прилетевших в наш мир из открытого космоса.
Но герои Шамирова и Куценко, к счастью, лишены столь парадоксальной загадки. Несмотря на очевидную безжалостность этой ленты, её мир спасает именно доброта. Без всякой фальши. В сущности, это кино про хороших людей, которым очень не повезло под Новый год. Но праздничный салют примиряет их с действительностью. Ведь давно уже было подмечено, что любой стоящий фильм просто обязан показать большой фейерверк. Что бы ему ни предшествовало.