«Святую Русь бранит, дивится,
Как можно жить в её снегах,
Жалеет о Париже страх…»
А.С.Пушкин «Граф Нулин».
Словосочетание «пора валить», увы, знакомо каждому. Во всяком случае, в наших интернет - джунглях (а ещё точнее, в интернет - помойках) эта формула обозначает только одно – пора валить из дикой России (из Рашки, конечно же) в цивилизованную, чистенькую и толерантную ко всем творческим поползновениям Европу. Там никто не обижает хрупких, трогательных геев и никто не лезет в заповедную privacy, там не привлекают к уголовной ответственности за похабные танцы в храмах, да и вообще, в Париже даже быдло говорит на французском языке. Поэтому валить, так валить…
Есть в Живом Журнале одноимённое сообщество, пользующееся не то, чтобы скандальной, но, во всяком случае, неоднозначной, репутацией. Скажем так, в топы оно попадает с завидной и устойчивой регулярностью. Если проанализировать ситуацию, то выяснится, что статьи (по ЖЖ-терминологии «посты») в этом community бывают трёх типов – «эта ужасная Россия», «эта прекрасная Европа» и, наконец, самый парадоксальный тип – «эта ваша прекрасная Европа ничуть не лучше ужасной России». Так сказать, тонкому, нежному и гуманитарно-настроенному сапиенсу плохо везде – хоть в Саратове, хоть в Сорренто. Нет, конечно, есть и четвёртый тип постов – эти касаются формальностей отъезда - приезда и прочих тонкостей проживания на новой Родине. Носят они информативный характер и никаких толп к себе не привлекают.
Итак, тема под названием «пора валить» имеет спрос, она популярна, скандальна, а иной раз, попросту неприлична. Так, один из блогеров счёл для себя нормальным заявить, что…его ботинки гораздо меньше изнашиваются в «цивилизованных» странах, нежели в «немытой России». Человек задаёт риторический вопрос: «Почему на подошве за два года нет никакой грязи? И почему точно такие же ботинки на территории России, надо постоянно чистить, мыть, и выкидывать раз в сезон?» Пост был снабжён фотографиями улиц, а также изображением обуви - в фас и в профиль… Я понимаю – наболело. В комментариях к постам данного сообществу часто мелькает мыслеформа, что из России всегда валили лучшие. Причём, как правило, поминают Солженицына и Бродского, которые, собственно, не собирались никуда валить – Александр Исаевич был выслан из СССР, а Иосифа Александровича поставили перед выбором: немедленная эмиграция или дальнейшие преследования. Так что кумиров себе надо выбирать более тщательно. Итак, краткая история явления.
В принципе, иконой стиля для всех валящих должен считаться князь Андрей Курбский, который не просто сбежал в «цивилизованную» Литву, но и писал оттуда царю-батюшке прочувствованные письма. «Во странстве пребывающе и во убожестве от твоего гонения…», так сказать. Другим легендарным «свалившим» был небезызвестный Александр Иванович Герцен, ненавидевший не только самодержавие, как таковое и лично Николая I, но, кажется, и самоё Россию. Вы читали внимательно «Былое и думы»? А ведь там – чёрным по белому. «Ошибка славян состояла в том, что им кажется, чтоРоссияимела когда-то свойственное ей развитие...Россияникогда не имела этого развития и не могла иметь. Чтобы сложиться в княжество, России были нужны варяги. Чтобы сделаться государством - монголы. Европеизм развил из царства московского колоссальную империю петербургскую». Повторюсь, что это не «Миф XX века» Альфреда Розенберга, а вещь, которую до сих пор считают исповедью умного и совестливого человека. Ну, и на десерт – о жизни в России: «…Тяжелая русская жизнь давила их, давила - пока продавила грудь…».
Не секрет, что Александр Иванович от души радовался смерти ненавистного императора и проигрышу России в Крымской войне. Впрочем, автор описывает своё тогдашнее состояние достаточно живописно и красочно: «He помня себя, бросился я с "Теймсом" в руке в столовую, я искал детей, домашних, чтоб сообщить им великую новость, и со слезами искренней радости на глазах подал им газету... Я велел подать шампанского, - никто не думал о том, что все это было часов в одиннадцать утра или ранее. <…> На берегу Темзы играли мальчишки, я подозвал их к решетке и сказал им, что мы празднуем смерть их и нашего врага, бросил им на пиво и конфекты целую горсть мелкого серебра».
Разумеется, тут же вспоминается эмиграция первой волны (так называемая «белая эмиграция») – толпы аристократов, негоциантов и деятелей искусств бежали от большевиков. Не из России, а от хаоса, от революции, которую не могли понять, принять и пережить. Некоторые вернулись. Другие сделались шофёрами и официантами в Париже. Дамам повезло чуть больше – многие из них, обладая природной красотой и грацией, заделались ведущими манекенщицами домов моды Лелонга, Вионне, Ланвэн и Пату. Историк моды Александр Васильев посвятил этим изысканным прелестницам целый фолиант – «Красота и изгнании», где подробно рассказал о русских дворянках, работавших «живыми манекенами» у парижских кутюрье. Многие из этих барышень даже смогли удачно выйти замуж – так, шикарной аристократке Натали Палей настолько повезло, что она стала женой модельера Люсьена Лелонга. Что же, прекрасная карьера для девушки из русского бомонда… Правда, прекрасная Натали, в конечном итоге, бросила портняжку и устремилась на поиски приключений.
Кадр из кинофильма «Бег».
Сразу вспоминается героиня Алексея Толстого - Зоя Монроз - русская балерина, белоэмигрантка, холёная куртизанка и циничная авантюристка. А ещё – роман Владимира Набокова «Машенька» об уныло-сером, беспросветном существовании эмигрантов в Берлине. И, разумеется, булгаковский «Бег». Классика. Безусловно, нельзя осуждать всех этих людей – реальных или выдуманных авторами – за то, что они рванули в Париж, в Шанхай, в Берлин, за то, что танцевали в варьете и шоферили, обивали пороги богатых домов или даже становились «манекенами» и альфонсами. Их вынудили покинуть Россию – она уже не была в их понимании Родиной. У них была безрадостная и, в общем-то, бесперспективная дилемма – большевистская пуля или таксомотор в Париже...
…Как все помнят, эмиграция 1970-х годов была не столько идеологической, сколько…этнической – евреям разрешили покинуть СССР с целью отъезда на историческую родину. Правда, многие из них потом оказались почему-то в Соединённых Штатах Америки... Известный писатель Сергей Довлатов красочно описывал все перипетии эмигрантской жизни в своих многочисленных романах и рассказиках. «Местных жителей у нас считают чем-то вроде иностранцев. Если мы слышим английскую речь, то настораживаемся. В таких случаях мы убедительно просим:
- Говорите по-русски!»
Конечно же, на Брайтон-Бич оказывались не только евреи, но и русские – к примеру, в романе «Иностранка» повествуется о взбалмошной, избалованной дочке номенклатурных работников, которая, исчерпав все доступные ей в Союзе развлечения, эмигрировала в США…просто от нечего делать.
«- Зачем ты уехала, да еще с малолетним ребенком?
- У меня было плохое настроение.
- То есть?
- Мне показалось, что всё уже было...»
В начале 1980-х годов в советской прессе промелькнуло интересное, хотя, и ныне забытое, стихотворение Михаила Владимова «Перекати-поле». В нём повествуется о некоей семье, которая уехала в Париж – видимо, в поисках буржуйской дольче-вита. Но глянцевый рай обернулся для них чистым, беспримесным адом. И, разумеется, кромешной нищетой. «И русскими буквами строки косые / С плакатика, воткнутого в газон: «Сбор средств – помогите вернуться в Россию!» И дождиком редким - монет перезвон...» Стихотворение не особо талантливо и чрезмерно пафосно – с какой стати «русскими буквами»? Кто их поймёт в Париже, кроме дожившей до преклонных лет эмигрантки первой волны, которая оттрубив своё в модельном бизнесе, доживала долгий XX век на мансарде? Зато в этих строках была правда.
Нам это прочла учительница на политинформации, и мы поняли – красивые каталоги и неоновые рекламы - это всего лишь вывеска, витрина, а правда – вот это: «А дети уснули. И, может, им снится / Костёр пионерский, салют над Москвой...» Впрочем, в конце 1980-х – в начале 1990-х, когда всё советское, да и русское тоже, стало принято замазывать грязью, тема отъезда сделалась, как никогда, популярной. Участницы девичьей поп-группы «Комбинация» пронзительно голосили: «Американ-бой, уеду с тобой!», а вся страна рыдала над нелепой судьбиной валютной дивы Таньки Зайцевой, которая вроде бы удачно вышла замуж за шведа, но так и не обрела простого, бабьего счастья…
Кадр из фильма «Интердевочка».
Итак, почему же сейчас так популярна, точнее – так громко и противно звучит позиция «пора валить»? Позиция Мальчиша - Плохиша, который, собственно, хотел вкусно жрать и ни черта не делать. Никакой идеологии, ничего личного, и даже никакого бизнеса. Почему же «…лишь один Мальчиш - Плохиш захотел идти в буржуинство»? Потому что там была бочка варенья да корзина печенья. Там было сытнее. Сейчас модно исповедовать принцип: «Рыба ищет, где глубже, а человек – где…рыба». Лучше всего, уже приготовленная и политая соусом. Большинство кричащих «пора валить!» совершенно искренне полагают, что в Европе и в США они, наконец-то, заживут, как люди – в их драгоценную privacy не будут вторгаться ни государство, ни соседушки, да и газон перед уютным домиком будет стричься как-то сам собой.
Дети будут расти свободными, но при этом не разболтанно - бесцеремонными, а воспитанными и невероятно умными. Полисмены будут козырять, соседи-англичане звать на чай, продавцы в бутиках – ненавязчиво и тонко предлагать элитный товар за полцены. Основной рефрен – здесь всё так плохо, а ведь будет ещё хуже, поэтому надо бежать, роняя тапочки! «В России, как не было, так и нет свободы (оказывается!), да и вообще, недаром ещё Лермонтов писал: ‘Прощай, немытая Россия’. Гений всё ж таки».
Только потом возникает интереснейшая ситуация – искомой свободы там, у них, в Амстердамах и прочих Осло оказывается куда как меньше, чем в «немытой России», и детей может запросто отобрать всесильная «ювеналка». Тут вы их шлёпаете за изгвазданные штаны и двойки по математике, а там… А там – ни-ни. Какая-такая privacy?! Ни для кого не секрет, что в высокоразвитой и толерантной Европе приняты более чем странные методы воспитания подрастающего поколения. Итак, читаем пост от 25 августа под названием «Рассказ россиянки Инги Эйкевог, сбежавшей из Норвегии от норвежской ювеналки». Вот лишь одна из фраз: «И если раньше причиной для изъятия детей являлось физическое насилие, то в настоящем используются любые поводы, от ‘эмоционального насилия’ или его возможности до самых пустяковых и абсурдных: слишком много или слишком мало игрушек, грустный взгляд у ребёнка, ребенок отводит глаза в разговоре со взрослыми, ребёнок ‘как-то не так’ смотрит на мать, мама не дала сладкого перед обедом и т.д.».
Если же вам повезло и ваше чадо (несмотря на грустный взгляд) избежало внимания со стороны органов опеки, то его ждут другие, не менее ошеломляющие открытия – в учебных заведениях его будут учить «творческому подходу» и «креативному мышлению», а также толерантности. Иной раз вместо физики-математики. Так, одна «свалившая» слёзно жаловалась, что её сын в свои 14 лет понятия не имеет, что такое десятичные дроби, но при этом регулярно рисует какие-то «проекты». Как в детском саду.
Зато секс-просвет – прямо начиная с детского сада! И не дай Бог вам грубо вмешаться в образовательный процесс со своими дремучими установками! Так, недавно в ряде интернет - сообществ обсуждался арест немца, который не желал, чтобы его дочь ходила на уроки сексуального воспитания. Но это только начало. Потом начинаются метания, сбегания, жалобы, стенания. И - новый круг в сообществе «пора валить», но только уже о пропащей, развратной, бездуховной Европе, чей закат скрупулёзно описал ещё Освальд Шпенглер. Разумеется, классическое напоследок: «Ну, тупыыыыые!» А, может, тупой кто-то ещё? Кто-то конкретный. Тот, кто всю жизнь считает, что ему все должны – Россия, Европа, Америка,…Галактика? Тот, кто ищет чистенькие места, вместо того, чтобы просто не гадить самому. Тот, кто рассматривает Европу, как место, куда можно сбежать от проблем.
…Что ещё представляется важным? Почти забытое понятие «патриотическое воспитание». Разумеется, в ряде школ оно – несмотря ни на что - наличествует. Кому-то повезло с родителями – они расскажут. Но в целом оно, увы, отсутствует. Да, о патриотизме сейчас говорится очень много, но чаще всего, только говорится. Любовь к Родине чаще всего звучит этаким книжным оборотом из соцреализмовской повести. Зато «пора валить!» раздаётся громко и отчётливо. И нагло. И вот, что противно-то... Они валят, потом – плачут и, побитые, возвращаются. Чтобы опять ныть и сучить ножками. Там – плохо. Здесь – плохо. Остановите Землю – я сойду. Пора валить – это психология типичного паразита, который меняет места по принципу «куда бы присосаться». А может их не пускать обратно-то? Пусть сражаются там с ювеналкой, прививают себе толерантность, учатся в свои 30 лет секс-просвету вместе со своими детьми? А? Как вы считаете?