Я весь день под впечатлением этой страшной вести.
Последнее время, когда Олесь бывал здесь, мне мерещилось что-то страшное, клубящееся вокруг него. Он приезжал из огненного, ненавидящего Россию Киева и здесь проповедовал братское чувство между русскими и украинцами. Он заслонял украинцев от множества резких нападок со стороны нас, изумлённых, и защищал русских от чудовищных, русофобских выпадов на Украине. В этом была его миссия.
По своему мировоззрению Бузина был очень интересным человеком. Он был писателем, талантливым, плодовитым, который очень успешно издавался. Он был историком, который блистательно знал историю всего русского мира, историю большой России. Олесь не был самостийным, местечковым националистом, он высказывал идею общего русского мира вплоть до Тихого океана, но в этом русском мире оставлял за Украиной право первородства.
Он был за сохранение огромного царства со столицей в Киеве. Он считал, что именно из Киева, из матери городов русских, хлынул Божественный свет на все остальные пространства. Здесь появились первые русские святые, здесь возник Киево-Печерский монастырь. Бузина говорил, что Киев – это светоносный град, откуда распространялась великая общерусская сила и красота. Всё это было мне понятно и импонировало на фоне разделяющих нас тенденций, идей и суждений.
Он приезжал сюда, в Россию, и совершал подвиг, не давая распасться единому славянскому миру. Олесь прекрасно знал, что за это его накажут, потому что проповедовал единство уже после чудовищного крематория в Одессе, после бомбардировок Луганска и Донецка, после арестов в Харькове. Он знал, но все равно проповедовал. Поэтому я считаю, что он мученик. О мучениках, которые проповедовали мир и любовь, в Нагорной проповеди сказано: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное».
Его кончина ужасна, это трагическое, чёрное пятно, которое будет продолжать расползаться и причинять страдания огромному количеству добрых людей.
На Украине развязан террор. Террор по отношению ко всему, что благосклонно к России, благосклонно к братству украинцев и русских. До этого прошла череда самоубийств политиков, среди которых быть может были и убийства… Не дай Бог нам оказаться сейчас в Киеве, потому что сам воздух там пропитан ядом и смертью.
Олесь Бузина был настоящий проповедник, мыслитель, и пуля пронзила именно его мировоззрение, его взгляды, его идеологию. Видимо, о таких, как он, в своё время Пастернак написал:
Я не держу. Иди, благотвори.
Ступай к другим. Уже написан Вертер,
А в наши дни и воздух пахнет смертью:
Открыть окно, что жилы отворить.