Для патриотической общественности нынешняя президентская избирательная кампания поставила много неожиданных и острых вопросов. Многие видные деятели патриотических сил предпочли поддержать на пост президента В.В. Путина, хотя ранее они резко критиковали и его, и его ближайшее окружение. При этом претензии к курсу исполнительной власти по всему спектру стратегических вопросов и базовых направлений политики практически не изменились. В денежно-кредитной сфере и валютном регулировании сохраняется приверженность доктрине Вашингтонского консенсуса в интересах международного капитала, произведенный демонтаж социальных гарантий не может быть компенсирован простым наращиванием социальных расходов, взлет цен на тарифы после разрушения РАО ЕЭС не может быть остановлен усилиями антимонопольных служб, провоцируемая разлагающим влиянием телевидения пандемия наркомании и алкоголизма не может быть прекращена усилиями медиков и спецслужб. Россия остается финансовым донором и сырьевым придатком Запада, олигархи по-прежнему наживаются на эксплуатации ее богатств. Вывозимые ими сотни миллиардов долларов вкладываются в зарубежные футбольные клубы, газеты, дворцы, в то время, как русский народ продолжает деградировать, спиваться и вырождаться. Тем не менее, значительная часть патриотов делает свой выбор в пользу В.В. Путина, рассчитывая на кардинальное изменение политики государства под его руководством. И это мотивируется весьма серьезными обстоятельствами.
Во-первых, резко изменился международный контекст, в котором находится Россия. Резко возрастает давление на нашу страну со стороны Запада, прежде всего США. Здесь и выдавливание нас из постсоветского пространства, провоцирование грузинской агрессии, выращивание антирусских режимов и прежде всего на Украине, инспирирование «контрреволюций» на Ближнем Востоке и подготовка войны против Ирана и Сирии, после чего настает черед Кавказа.
Во-вторых, Путин сделал несколько важнейших шагов в направлении консолидации российских позиций на постсоветском пространстве. Созданы Таможенный союз и Единое экономическое пространство с Белоруссией и Казахстаном, подписано многостороннее соглашение о зоне свободной торговли в СНГ.
В-третьих, В. В, Путин сумел в значительной степени подавить сепаратистские тенденции в различных областях нашей необъятной Родины, и в первую очередь, на Северном Кавказе. Не маловажно и то, что он не поддался на провокационное давление со стороны американского руководства и влиятельных агентов его влияния в России, которые пытались сломать его возвращение к президентской позиции.
В-четвертых, В.В. Путин реализовал ряд принципиальных требований народно-патриотических сил: путем восстановления экспортных пошлин и введения налога на добычу полезных ископаемых государством сегодня изымается основная часть природной ренты. Благодаря этому формируется половина доходов федерального бюджета.
В-пятых, Путиным взят курс на модернизацию и диверсификацию нашей экономики, ее перевод на инновационный путь развития. И хотя на эту тему пока много заявлений и меньше, чем хотелось бы, реальных дел, созданы такие необходимые для его проведения предпосылки, как институты развития, налоговые стимулы, госкорпорации, увеличены ассигнования на финансирование научных исследований, поддержку инновационной и инвестиционной активности. Есть и обнадеживающие результаты коммерчески успешного распространения новых российских технологий на мировом рынке — от компьютерных игр до электронных микроскопов.
В-шестых, В.В. Путин освободил нашу страну от долговой зависимости, которая позволяла вашингтонским международным организациям навязывать нам самоубийственную, но очень выгодную США политику привязки эмиссии рублей к покупке долларов. Следование политике «вашингтонского консенсуса» делало российскую экономику сырьевой колонией Европы и финансовым донором США, лишало нашу страну возможностей самостоятельного развития. И хотя некоторые ее проводники продолжают руководить ключевыми экономическими ведомствами, Путиным взят курс на восстановление экономического суверенитета страны, создание условий для ее самостоятельного развития. Это было отчетливо видно по антикризисной политике Правительства, в ходе которой денежные власти отошли от привязки эмиссии рублей к покупке иностранной валюты, а также по принятым им решениям о создании институтов развития и госкорпораций, по ряду принимаемых мер стимулирования инвестиционной и инновационной активности.
В-седьмых, следует признать определенные объективные результаты социально-экономического развития страны за последнее десятилетие: прирост ВВП на 52%, прирост рождаемости на 36%, увеличение средней продолжительности жизни на 3, 3 года, более чем двукратное снижение уровня бедности, рост реальной зарплаты в 2, 4 раза, денежных доходов населения в 2, 2 раза и другие позитивные признаки подъема после предыдущего десятилетия свободного падения в пропасть.
Несомненно, весомую роль в достижении этих результатов сыграло конъюнктурное повышение цен на экспортируемое из России сырье, и далеко не все возможности использования нефтедолларов для целей развития экономики были использованы. Но если бы не принятые В.В. Путиным меры по централизации значительной части этих доходов и восстановлению государственного контроля за нефтегазовой отраслью, то не было бы и роста бюджетных доходов, и нечем было бы финансировать ни национальные проекты, ни повышение зарплат и пенсий. Эти сверхприбыли осели бы на оффшорных счетах олигархов так же, как их приватизационные доходы в 90-е годы.
Перечисленные выше позитивные изменения в политике государства еще весьма неустойчивы. Для того, чтобы они образовали мощный восходящий поток социально-экономического развития государству необходимо вновь овладеть инструментами соответствующей политики, которые были выбиты из его рук за два десятилетия проведения политики Вашингтонского консенсуса. Первый из них — самостоятельная денежная политика, исходя из потребностей экономического роста. Привязка эмиссии рублей к приросту валютных резервов лишила государство возможности управлять развитием экономики. Эмитируя рубли почти исключительно под покупку долларов и евро, Банк России автоматически направляет экономику в русло обслуживания внешнего спроса, обрекая ее на роль сырьевого придатка и финансового донора наших соседей. Второй — валютный контроль, ограждающий финансовую систему страны от разрушительных атак валютных спекулянтов и позволяющий наращивать внутренние источники кредита. Его демонтаж открыл олигархам и коррупционерам возможности нелегального вывоза капитала и сокрытия за рубежом доходов от налогообложения. Третий — налоговая политика выравнивания доходов. Отказавшись от прогрессивной шкалы подоходного налога, налогов на наследство и дарение, государство пошло на поводу у олигархов и коррупционеров, освободив их от налогового бремени легализации сверхдоходов, в том числе полученных незаконным путем.
В.В. Путину придется овладеть этими хорошо известными инструментами экономической политики современного государства. В противном случае он не сможет решить им же поставленные программные задачи модернизации экономики и перевода ее на инновационный путь развития, обеспечения бизнеса долгосрочными кредитами, роста производительности труда, экономической и творческой активности населения, снижения бедности и социального неравенства, так же как и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
Мы должны поддержать слабые еще ростки позитивных изменений в политике государства, начавшего, наконец, после двух десятилетий самоубийственной политики задумываться о национальных интересах. Эти ростки начали всходить только в последние годы и во многом благодаря новому пониманию Путина базовых внутриполитических и внешнеполитических тенденций. И в складывающейся внутренней расстановке сил только он может быстрее и эффективнее всех других претендентов справиться с засильем компрадорской олигархии в экономике, разлагающей пошлости в культуре и разъедающей коррупции в госаппарате, взрастить здоровые начала в нашем больном общественном организме. Не потому, что он пророк. А в силу того простого обстоятельства, что только он может обуздать фурий олигархического бизнеса, упырей коррумпированного чиновничества, оборотней в погонах, телевизионных кикимор и прочую нечисть, в изобилии расплодившуюся на гниющих останках советской империи. Они являются порождением постсоветской власти и должны быть ею же изжиты в целях самосохранения. В противном случае либо они дожрут саму власть вместе с остатками государственности, либо вместе с ней будут уничтожены в революционном пожаре. И то, и другое для России будет означать окончательную катастрофу. Именно против этого должны бороться настоящие патриоты России.
Многие эксперты сегодня рассуждают о прохождении острой фазы кризиса и восстановлении экономической стабильности. На самом деле глобальный финансовый рынок продолжает находиться в турбулентном состоянии, а мировая экономика погрузилась в глубокую депрессию. Исторический опыт преодоления депрессий такого рода не внушает оптимизма. Предыдущая депрессия такого рода в середине 70-х — начале 80-х годов была преодолена за счет эскалации военных расходов на «звездные войны», а развернувшаяся гонка вооружений в космосе надорвала экономику СССР, что стало первоочередной причиной его последующего крушения. Не менее катастрофичной оказалась Великая депрессия 30-х годов, преодоление которой в европейских странах шло через милитаризацию и формирование нацистских режимов, что вылилось, в конечном счете, во Вторую мировую войну. Да и предыдущие исторические катаклизмы Первой мировой войны и последовавшего затем крушения Российской империи были в значительной степени связаны с перенапряжениями социально-политической системы вследствие коренных структурных изменений экономики.
Глобальные экономические кризисы, подобные нынешнему, происходят с полувековой цикличностью и сопровождаются кардинальными изменениями не только в производственной сфере, но и в общественном устройстве, и в технологиях управления, и в политической системе. При этом меняется состав не только основных отраслей экономики, но и ведущих стран в мировой политике. Особое беспокойство вызывает тот исторический факт, что выход из трех предыдущих кризисов такого рода достигался западными странами за счет России. В начале прошлого века Великобритания, спровоцировав первую мировую войну и подорвав Российскую империю, изрядно нажилась на ее крахе, включая присвоение вместе с США и Японией ее золотого запаса. Это позволило ей продлить эру своего мирового господства вплоть до Второй мировой войны. Эта война, как известно, также была спровоцирована Великобританией, Францией и США в расчете на поход Гитлера против СССР. За счет колоссальных жертв нашей страны они пытались использовать мировую войну как средство решения своих экономических проблем и удержания мировой гегемонии. В конце прошлого века США развязали «звездные войны» и использовали гонку вооружений в космосе для ослабления СССР. Крах последнего принес им более двух триллионов долларов доходов за счет вывоза сырья, бегства капитала и утечки умов из охваченных хаосом бывших союзных республик. Благодаря этой подпитке западные страны смогли относительно безболезненно пройти последнюю «великую депрессию» в 70-е–80-е годы прошлого века.
В исследованиях длинных волн конъюнктуры давно замечена связь между структурными кризисами экономики и социально-политическими изменениями. Под влиянием экономической депрессии, опосредующей смену технологических укладов, нарастает социально-политическая напряженность, которая приводит к институциональным изменениям, необходимым для создания условий и запуска механизмов роста новых технологий и модернизации экономики на их основе. Эти изменения связаны с усилением государственного влияния, необходимого для концентрации ресурсов в приоритетных направлениях роста нового технологического уклада. До сих пор это усиление сопровождалось наращиванием военных расходов, милитаризацией экономики и формированием авторитарных политических режимов. Именно этот процесс мы наблюдаем сегодня в Северной Африке, на Ближнем и Среднем Востоке.
В условиях углубляющейся экономической депрессии и нарастающей геополитической нестабильности США и другие страны ядра глобальной финансовой системы пытаются сохранить свое доминирующее положение, основанное на монополии на эмиссию мировых валют. Они вынуждены резко наращивать ее эмиссию и усиливать финансовую экспансию, чтобы сбросить перенапряжение своей финансовой системы на остальной мир. Смысл этой политики заключается в обмене раздуваемых финансовых пирамид на массивы реальных активов в развивающихся странах. Для этого последних уговаривают и принуждают держать экономику открытой для свободного движения международного, главным образом американско-европейско-японского капитала. Таким образом, страны ядра стягивают ресурсы периферии для обеспечения собственного развития, экспортируя эмиссию в обмен на реальные активы, товары, умы.
Эскалация международной напряженности со стороны стран ядра глобальной финансовой системы объективно будет усиливаться в целях сохранения как их доминирующего положения, так и самой этой системы неэквивалентного экономического обмена в пользу эмитентов мировых валют. И нет сомнений, что главным направлением этой эскалации будет наша страна. Не только потому, что это было во всех трех предыдущих глобальных кризисах такого рода. Объективно российские природные ресурсы и недокапитализированная территория остаются привлекательной добычей для американских корпораций, переваривание которой поможет им пережить глобальный кризис и профинансировать структурную перестройку и модернизацию экономики стран-членов НАТО. Последние уже готовятся для силового прикрытия этой экспансии, проведя учебную тренировку против России в Грузии и наращивая системы ПРО на западных рубежах нашей страны.
В этой опасной обстановке жизненно важна консолидация всех созидательных сил, и поэтому многие лидеры патриотической оппозиции решили поддержать В.В. Путина на выборах. Но эта поддержка не может носить безусловного характера. Выступления на Поклонной горе по смыслу были наказом избирателей своему кандидату, а не верноподданническим излиянием. Сегодня самое время уточнить условия этой поддержки, соблюдения которых патриотическая общественность вправе требовать после выборов.
Имеющиеся на сегодняшний день знания о механизмах глобальных структурных изменений дают серьезные основания для разработки прогнозов дальнейшего развертывания глобального кризиса и сценариев развития нашей страны в зависимости от предпринимаемых государством мер. Эти кризисы вызываются сменой доминирующих в экономике передовых стран технологических укладов и соответствующих им длинных (кондратьевских) волн экономической конъюнктуры. В периоды глобальных кризисов такого рода у отстающих стран открывается «окно возможностей» для совершения «экономического чуда» — скачка в развитии за счет опережающего становления нового технологического уклада и получения на этой основе технологической (интеллектуальной) ренты. С одной стороны, при проведении научно обоснованной экономической политики, у России есть реальный шанс оседлать новую длинную волну экономического роста и на ее гребне в кратчайшие сроки выйти на уровень мировых лидеров. С другой стороны, есть реальные угрозы навсегда увязнуть в сырьевой периферии мирового рынка, окончательно утратив способность к самостоятельному развитию. Выбор между этими альтернативами будущего нашей страны будет совершен в ближайшие три года.
Выход из экономической депрессии будет происходить по мере становления нового технологического уклада, ядро которого составляют кластеры нано-, био- и информационно-коммуникационных технологий. Это ядро в передовых странах растет с темпом около 35% в год и сегодня составляет несколько процентов ВВП. Через 3–5 лет оно наберет достаточную для подъема экономики критическую массу, притянет оставшийся после схлопывания финансовых пузырей капитал и сможет взять на себя роль локомотива для вытягивания экономики на новую длинную волну роста. Страны, первыми оседлавшие эту волну, рванут вперед, наращивая конкурентные преимущества, экономическую, финансовую и военно-политическую мощь. Те, кто опоздает, вынуждены будут финансировать их развитие поставками сырья, капитала и продуктами дешевого труда. Чтобы России не оказаться в числе обреченных, необходим переход к новой экономической политике, контуры которой обозначены в одной из программных статей В.В. Путина.
Сразу оговорюсь, что в статье В.В. Путина о новой экономике задается программа-минимум, реализация которой позволит России удержаться на плаву в ходе очередной структурной перестройки мировой экономики в связи с переходом на новую длинную волну экономического роста. Но чтобы ее оседлать и вырваться вперед, вернуться в число лидеров мирового социально-экономического развития, необходим решительный переход к политике опережающего развития, основные составляющие которой включают: резкое наращивание инвестиционной и инновационной активности, концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях становления нового технологического уклада, стратегическое планирование модернизации и развития экономики на его основе, создание механизмов долгосрочного кредитования развития экономики, формирование благоприятной среды для созидательного предпринимательства. Ее проведение требует от государства мобилизации всех источников роста инвестиционной и инновационной активности.
В сложившихся условиях политика развития не может быть половинчатой или двусмысленной, как это было до сих пор. Не удастся, например, одновременно наращивать мощности институтов развития и мириться с нелегальным вывозом капитала. Не получится одновременно решать задачи повышения нормы накопления и позволять банкирам обогащаться на валютных спекуляциях против рубля. Невозможно, наконец, реализовывать цели опережающего развития в условиях коррумпированности государственной власти. Из этого следует необходимость быстрого и окончательного выбора между интересами страны и интересами компрадорской олигархии. Вопрос стоит ребром — кто кого? В.В. Путин идёт на президентские выборы, давая понять о своем выборе в интересах страны с опорой на фундаментальные ценности нашей национальной политической культуры, включая социальную справедливость и общность интересов. Именно так воспринимается его призыв о поддержке, прозвучавший на митинге в Лужниках, и общая идеология его программных статей. И долг всех патриотов — помочь осуществить этот выбор. Выполнить этот долг мы не сможем, не поддержав его на выборах, не разделив ответственность и не подставив плечо в несении бремени управления государством.
Для реализации политики опережающего развития необходимо качественное повышение эффективности системы государственного управления, введение механизмов жесткой ответствен- ности чиновников за достижение планируемых результатов, деоффшоризация экономики, введение реального валютного контроля, многократного наращивания мощности институтов развития и очищения госаппарата и госкорпораций от коррупции. В.В. Путин сможет это сделать, опираясь на коалицию заинтересованных в политике опережающего развития патриотических сил, представляющих подавляющее большинство российского общества и его продуктивную элиту, на российскую науку и инженерно-техническую интеллигенцию, на представителей национальной культуры, на наши духовные традиции и нравственные ценности. Именно в этом смысл предлагаемого нами общественного договора, от которого невозможно отказаться без потери основной части избирателей. С нашей стороны он будет выполнен — мы призываем конструктивные созидательные патриотические силы не только поддержать В.В. Путина на выборах, но и активно участвовать в борьбе за проведение нового, жизненно необходимого России курса на опережающее развитие с опорой на внутренние силы.
Альтернативой этому курсу является окончательная колонизация экономики России и утрата ею способности к самостоятельному развитию. При этом промежуточных сценариев не будет — выражаясь математическим языком, Россия проходит в своей истории очередную точку бифуркации, после которой система либо приобретет новые свойства и новое дыхание, либо погибнет. Результат этого прохождения определяется стечением обстоятельств, главным из которых является наличие национального лидера, концентрирующего необходимую для дальнейшего развития страны политическую волю и знания. Можно сомневаться в отношении того, сможет ли В.В. Путин выполнить эту миссию. Но несомненно, что кроме него на нынешнем витке нашей истории ее выполнять просто некому. Времени на ожидание или воспитание другого лидера нам не оставляют сложившиеся внешние условия. И наш долг заключается в том, чтобы помочь ему совершить этот подвиг, объединив и вдохновив все созидательные силы нашего народа.