Авторский блог Пётр Калитин 23:32 6 марта 2013

Победа Лени Рифеншталь

В июне 2001 г. Лени Рифеншталь получает в Санкт-Петербурге приз «Золотой кентавр» XI Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов « Послание к Человеку» за вклад в развитие мирового кино и творческого долгожительства (без малого 80 лет!).

Ты вновь победила Европу –
И снова и снова – весь мир…
И даже советские шлепки
Невольно смирились до дыр
И столпится только стремленье,
Гарпуня любой произвол.
И нормы ци-в-и(е)-л-е(и)-зе-н-(л)-ья
У нуба воздвиглись на кол.
И глубже, весомей Триумфов
Порядок коралловых бездн.
И русско: имперские - думы
Ваш выдох округлый разверз.

В июне 2001 г. Лени Рифеншталь получает в Санкт-Петербурге приз «Золотой кентавр» XI Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов « Послание к Человеку» за вклад в развитие мирового кино и творческого долгожительства (без малого 80 лет!).

Так – парадоксальным образом – именно на русской земле была отмечена не менее парадоксальная судьба, можно сказать, главной жрицы Третьего рейха. Отмечена –широкомасштабно - первый и последний раз за более чем 60 лет, подарив лауреату самый счастливый момент в ее жизни, по ее же собственному признанию. (См.: Прекрасная и страшная жизнь Лени Рифеншталь/ Киносценарии №1, 2004. С 66.)

Конечно, по-разному отнеслись к этому знаменательному факту в той же Европе. Кто-то по давней политкорректной привычке поспешил умолчать о нем. Кто-то злорадно или отчаянно (не важно) заверещал об очередном «пароксизме» «демократической» России… Я же буду утверждать совершенно иное: уникальная русская награда режиссеру «Триумфа воли» и «Олимпии» просто подвела достойную, если не провиденциальную черту под победоносные вехи ее биографии. И особенно в послевоенный – «мирный» - период.

Речь идет о двухкратном торжественном возвращении Лени Рифеншталь в мировую культуру: вначале как автора фотоальбома «Африканское королевство», посвященного удивительно-невинной и первозданной ойкумене южно-суданского племени нуба (1966г.), затем как автора фотоальбома о коралловом подводном царстве (совместно с Х. Кеттнером) (1978г.), сродственном уже обезлюдевшему раю.

Возвращения эти оказались по-русски: непредсказуемыми и «безмерными», опять же по собственному выражению теперь африканской и океанической (морской) жрицы, и -эдема. Кстати, она не случайно однажды поведала отечественному кинорежиссеру Александру Стефановичу о своих российских - по бабушке - корнях. И Гитлер ей стал особенно « невыносим», называя русских «недочеловеками» во время их последней встречи 30 марта 1944г.: « Это огульное осуждение целого народа, давшего миру столь крупных представителей искусства…» (См: Рифеншталь Л. Мемуары. М., 2006. С.280)

Да, безусловно, беспрецедентный ответ нашей Великой Победы 1945г. не мог не повлиять на появление русофильской позиции Лени Рифеншталь ( схожие процессы, между прочим, возымели место даже у убежденных, кондовых, партийных нацистов-расистов, начиная с фельдмаршала Паулюса). Но эта обстоятельнейшая фактура – лишь видимая часть детерминистского айсберга: первооткрыватель современных эдемов волей-неволей проникся прежде всего и вновь по-русски: исключительным чувством: духом Триумфа - вопреки и наперекор любым внешним, плотским – законническим! -обстоятельством – вплоть до суворовского, свято-ушаковского умения побеждать в заведомом – а в случае с Лени: прямо единичном! – меньшинстве.

Нас, русских, сегодня очень любят: язычно и с «интеллигентской» тотальностью – заклинать и «фашизмом», и «сталинизмом», и любой другой - «либеральной» - посмодернистской – противоположностью: единой уровниловки! И кто-то «естественно»: в кон-гени-т-альный-просак – запрется с русофилией, «понимаешь», «гитлеровского» режиссера – «фаворита» (осталось еще самого фюрера сделать «красно»-«коричневым» симпатизантом России!). Но мы-то видим за этими несовместимыми и абсурдными – вволю - «деревьями» - «лес» - настоящий экзистенциально-глобалистский – «лес»: панического страха перед нашей плотской - казалось бы, воочию-пораженческой – бедностью. Просто историческим мизером, которому осталась одна недолга – «объективно» и «законно» - умолкнуть – разумеется, с «мирными», «прогрессивными» лишь стимуляторами – как когда-то - до 1966 года - и относительно Лени Рифеншталь.

Но в том-то и дело, что именно в таком, пусть, и ничтожественном – «ваще» обреченном! – сос-SOS-тоянии – мы всегда и побеждали, по-суворовски, а теперь и рифеншталевски - опираясь на свою эвристичную и действительно – только не «креативную», а креационистическую! – всевозможность: данного Ничего. Данной (по-) бедности… И даже наше откровенное «лузерство» и буквально оттеняет свою свободную, творческую энергию (loose - свободный ( англ.))…

И бежит, бежит именно русский юноша Анатолий (См.: там же С.183) – с вдохновительным - опять же вдруг: и классически! – факелом «Олимпии», бежит – навстречу каждому из нас: всевозможно-созидательному и – (по-) бедовому… И вот он уже на Куршской косе, ныне территории России…(См.: там же С.191-192).

1.0x