Сообщество «Салон» 00:00 18 июня 2015

Правнуки победителей

В Галерее искусств Зураба Церетели, являющейся частью выставочного комплекса Российской академии художеств, проходит экспозиция под названием "Победа как новый эпос", которая продлится до 12 июля. Тон помещения, отведённого под проект, организованный при поддержке Крокин галереи, сразу настраивает на серьёзное отношение к представленным там работам. Современное искусство попало в антураж академической выставки и взяло на себя нелёгкую задачу высказаться о, быть может, самом значимом для нынешней России явлении.

В Галерее искусств Зураба Церетели, являющейся частью выставочного комплекса Российской академии художеств, проходит экспозиция под названием "Победа как новый эпос", которая продлится до 12 июля. Тон помещения, отведённого под проект, организованный при поддержке Крокин галереи, сразу настраивает на серьёзное отношение к представленным там работам. Современное искусство попало в антураж академической выставки и взяло на себя нелёгкую задачу высказаться о, быть может, самом значимом для нынешней России явлении.

Куратор проекта Александр Петровичев дал небольшой комментарий: "Около десяти лет назад мы с Михаилом Крокиным проводили выставку в галерее на Полянке. Она была посвящена шестидесятилетию Победы. В контексте современного искусства та выставка вызвала шок и трепет, потому что ни одна галерея в те времена о подобном не могла даже помыслить. Победа была представлена с выраженным позитивом, с акцентом на безусловную святость данного явления, но при этом без излишнего пафоса и "клюквы".

Спустя десять лет мы решили несколько поменять формат. Во-первых, расширился список представленных на выставке художников. Во-вторых, перед ними была поставлена задача адекватного ответа на тему 70-летия Победы. То есть такой ситуации, при которой был бы дан всеобщий клич, и принимались бы любые работы, на которых присутствовал бы танк со звездой, не возникло. В результате образовался достаточно жёсткий формат. Естественно, глумление над Победой или её попрание были заведомо недопустимы.

Выставка получилась не о войне, она именно о Победе, об импульсах этого события, достигших наших дней, о его интонациях. Тема эпоса в современном российском искусстве фактически была забыта. В попытках отыскать её нам зачастую приходилось обращаться к территориям, граничащим с академизмом. Это усложняло нашу задачу, но, с другой стороны, давало больше критериев для отбора художников".

Больше половины из представленных на выставке работ — новые. Можно сказать, что они были созданы специально для этого проекта. Некоторые из художников, которым было предложено участие, в итоге отказались. Тема выдалась действительно сложной как для куратора, так и для авторов, она получилась необычной, требующей нового для современного российского искусства видения, новых методов, иного отношения к реальности и творчеству.

В костяк проекта вошли Алексей Беляев-Гинтовт, Михаил Розанов, Сергей Сонин, Андрей Ирышков, Александр Джикия, Константин Батынков, Александр Пономарёв. Кроме того, на выставку так же попали творцы, никогда прежде не работавшие с темой Победы, такие как Богдан Мамонов и Татьяна Баданина. Всего в выставке принимает участие двадцать семь авторов.

Александр Джикия рассказал о своей работе, озаглавленной "45-й год": "Когда мне сообщили о готовящейся выставке, это повергло меня на некоторое время в своеобразный ступор. В голове возникло слишком много мыслей, слишком много идей и ассоциаций. Их было невозможно выразить напрямую или хотя бы более-менее лаконично. Поэтому я отыскал собственные рисунки 1968 года — мне было тогда пять лет, увеличил их и напечатал красным по белому с помощью шелкографии. Рисунки были карандашными, поэтому пришлось поработать, чтобы сделать их абсолютно контрастными. Моё личное ощущение Победы сформировалось тогда, и оно сформировалось целиком.

Взгляд современных художников на Победу — это отражение отражения. Мы воспринимаем данное событие как люди XXI века, как правнуки победителей. Стирается документалистика и рождается эпос, кристаллизованный образ, детали которого уже не так важны. Эпос надперсонален.

Когда в детстве я рисовал карандашом эти танки, я воспринимал себя непосредственным участником всех открывшихся моему воображению событий. Помню, что в детском саду мы, дети из старшей группы, врали младшим о том, что успели побывать на войне, потому что им было всего четыре года, а нам уже по пять, кому-то даже шесть. Сейчас я совершенно иной человек и к своему детскому рисунку в определённой степени отношусь как к документу".

Выставка "Победа как новый эпос" условно разделена на две части. Первая её часть — это эпос, ставший действительно надперсональным и, кажется, даже надвременным, будто бы феномен Победы транслировался не только в будущее, но ещё и скрепил собой прошлое, сделав его единым и неразъятным. Здесь можно увидеть работу Николая Наседкина, написанную нефтью, к которой был примешан лак, помогающей ей кристаллизоваться — иначе чёрное вещество продолжало бы стекать на пол. По залитому нефтью холсту вычерчены контуры московского Кремля с огромной звездой и мавзолея Ленина.

Рядом вывешена работа Алексея Беляева-Гинтовта "Вертикаль", состоящая из двух, расположенных один над другим, холстов, покрытых сусальным золотом, на которых чёрной краской отпечатаны фигуры красноармейцев, стоящих под крыльями статуи фашистского орла. Передовой солдат держит в руках древко знамени с серпом и молотом — знамени Победы. Работа долгое время — около пяти лет, пролежала в мастерской и, по сути, выставка "Победа как новый эпос" является первым её публичным показом.

Вторая часть выставки — личная. Она полна сантиментов и эмоций. Так, Владимир Анзельм — этнический немец, всю жизнь проживший в России, занимается поиском идентификации, пытается соединить два суперэтноса — русский и германский, не отвергая при этом собственные корни. Его работа не нова, она выполнена в 2012 году и сделана на подлинных мешках из-под каменного угля. На одной из мешковин виднеется клеймо с цифрами 1943, на другой 1958. Сам Владимир Анзельм занимается живописью углём. Художника привлекают архетипические образы. В его понимании для России таковым является монумент "Родина-Мать" в Сталинграде.

Владимир Наседкин для выставки создал кубо-футуристическую авангардную конструкцию "Красная площадь". Но если авангардистам часто приходилось использовать статические фотографии или изображения в своих пространственных инсталляциях, то современные технологии позволили Наседкину вмонтировать в свою работу несколько небольших дисплеев, которые демонстрируют кинохронику военных лет, а также парады 1941 и 1945 годов.

Татьяна Баданина занимается световой инсталляцией. На выставке представлена её новая работа под названием "Небо. Реквием". Из полупрозрачной бумаги скроены простые нательные рубахи, в которых русские люди крестились, жили и умирали. Сквозь бумагу проходит свет и видно, что внутри одеяний спрятаны молитвы, которые, действительно, часто пришивали с изнанки, отправляясь на войну, фронтовые письма или даже фотографии. Работа создана специально для выставки.

Один из импульсов победы — пассионарный рывок, позволивший отправить человека в космос. Выставку условно замыкает фильм Сергея Сонина и Елены Самородовой (вдвоём они составляют творческое объединение "Свинец и Кобальт") под названием "Стратегическое наследство". Фильм — художественный рассказ о создании ракетного двигателя.

Илл. Алексей Беляев-Гинтовт. «Вертикаль»

Cообщество
«Салон»
5 марта 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x