Авторский блог Константин Гусев 10:26 26 января 2015

По следам Левиафана

Заброшенная деревенька приглянулась владельцам близлежащих охотоугодий. И старика обвинили в... рейдерском захвате! Дескать, дом, который строил еще его отец в 1946 году, находится в природоохранной зоне и не имеет права на существование. Тогда за Иваныча впряглись буквально всем миром. Туристы, охотники, рыболовы – все кто находил приют у гостеприимного старика. Писали губернатору, президенту – бесполезно.

Поскольку я уже много лет рассекаю просторы российской глубинки, то после выхода «Левиафана» коллеги и знакомые поневоле замучили меня вопросами. В первую очередь о том, насколько содержание фильма соответствует жизненным реалиям. Тем более, что опыт многочисленных разъездов позволяет быть своеобразным экспертом по «российскому небытию». Поневоле пришлось посмотреть фильм и, признаться, немного разочароваться. Да, «Левиафан» хорошо снят, да и подбор актеров неплохой. Особенно главный герой Алексей Серебряков, который всегда сочетал в себе силу и трагедию обычного русского мужика. Да и тема злободневная: не лубочные же «ментовские войны» нам бесконечно смотреть. А вот сценарий, на мой взгляд, подкачал: в разъездах по глубинке мне приходилось наблюдать более изощренную патологию. Тем более, что к мэрам – алкашам, ментам – бандитам, и тем более дурам – секретаршам и неверным женам мы давно привыкли. Посему международные награды автор получил вполне заслуженно: все эта псевдоэкзотика - повод для переживания для изнеженного европейца, а не для тертого жизнью славянина.

В поисках настоящего мужика: огуречный Рэмбо

А вот чего меня действительно удивило, когда я читал отзывы на фильм – так это критика «диванных патриотов» на отсутствие вполне голливудского хэппи-энда. Дескать, не может русский мужик позволять так над собой издеваться! Да и сам главный герой – тряпка и не соответствует образу «русского мужика». Что ж теперь поневоле хочется поведать некоторые истории из своих разъездов по глубинке. Может быть, Звягинцев снимет по ним другой фильм.

Для начало приведу одну из последних новостей родной нижегородчины. В Семенове мужик получил год исправительных работ за то, что по пьяни расстрелял обойму пистолета по окнам местного суда. Сам обвиняемый пояснил, что по трезвому выразить «гражданский протест» у него духу не хватало. Про алкоголизацию населения я не один раз писал на портале «Завтра», поэтому повторяться не буду. А вот про «героев из глубинки» можно и повториться. Тем более примеры более чем поучительны.

Село Кременки Нижегородской области называют «огуречной столицей». Посему после развала колхоза жители не растерялись и в считанные годы монополизировали местный огуречный рынок – благо секреты выращивания и засолке передавались из поколения в поколение веками. Исконным промыслом занимался и пенсионер дядя Коля. Да вот незадача – во время очередной поездки на рынок в его старенький УАЗик врезалась дамочка на джипе. Дамочка оказалась не простой, а со связями. В результате к дедушке явились судебные приставы. А дальше последовали вполне голливудские кадры: дедушка встретил их у родного огорода, сжимая в каждой руке по охотничьему ружью. И служивые показали свое истинное лицо – попросту убежали от старика. Понятно, что УАЗик вместе с ружьями у него все-таки отобрали. Да и штраф впаяли такой, что в пору дом со скотиной продавай. Одного только не смогли отобрать у деда – его человеческого достоинства.

«Хрен они меня отсюда выгонят!»

Я могу привести далеко не один пример таких пассионариев. Например, судьбу последнего жителя лесной деревушки Пенякши Александра Ивановича Ермакова или просто дяди Саши или Иваныча. Когда-то этого гостеприимного старика знали все байдарочники, сплавляющиеся по старообрядческому Керженцу. У гостеприимного старика всегда можно было отогреться, а если сильно проголодался в таежных странствиях – то и откормиться. Проработав долгое время лесников, Иваныч был настоящим кладезем информации. Помнится, целый вечер я слушал от него историю о близлежащем болоте, где по преданию спрятан один из многочисленных кладов Степана Разина.

Тем временем заброшенная деревенька приглянулась владельцам близлежащих охотоугодий. И старика обвинили в... рейдерском захвате! Дескать, дом, который строил еще его отец в 1946 году, находится в природоохранной зоне и не имеет права на существование. Тогда за Иваныча впряглись буквально всем миром. Туристы, охотники, рыболовы – все кто находил приют у гостеприимного старика. Писали губернатору, президенту – бесполезно. Дошло до того, что написали письмо Жерару Депардье, который тогда только получил российское гражданство – дескать, заступись за старика, и если ты так любишь Россию, можешь поселиться с ним рядом в Пенякше! Увы, актер предпочел плясать лезгинку с Рамзаном Кадыровым... А вот когда судебный пристав прибыл в Пенякшу показательно сносить дом, никто из местных трактористов на это не решился: «Я этот дом не строил – и ломать права не имею!» - резюмировал общее мнение один из них. Увы, нашелся один иуда, который сел в кабину трактора. Но и тот не смог развалить крепкую русскую избу! А хозяин- пенсионер стоял, опершись на сучковатую клюку, глядел на все это и чуть не плакал:

- Это родина и я отсюда никуда не денусь. А у тех, кто здесь пакостит, нет ни родины, ни чести.

- Отольются им стариковские слезы! – плюнул тогда один из мужиков.

Дом всё-таки снесли. Через какое-то время стало известно, что темной ночью иуду–разрушителя сильно поколотили, а потом какие-то добрые люди его еле живого довезли до больницы. А на следующий год байдарочники у Пенякши вновь увидели седобородого странноприимца Иваныча, который обретался уже в землянке. «Это ж моя родина! - улыбался старик, - Хрен они меня отсюда выгонят!». Ничего вам этот сюжет не напоминает?

Есть, конечно, и более цивилизованные формы протеста. Например, депутат земского собрания из Заволжья Андрей Мельников на депутата совсем не похож. Хотя бы потому, что ездит на малютке «Матизе», и не имеет особняка. Для депутата – это полная дикость и отсутствие культуры! А Мельников говорит, что ему стыдно перед людьми на дорогой машине ездить. Да и денег на нее нет. Мало того, в знак протеста против местных коммунальщиков он не платит за ЖКХ. Поясняя это тем, что не хочет отдавать жуликам свои кровные. А явившихся к нему домой судебных приставов вполне аргументировано и по-депутатски послал подальше! И никто из местного начальства ничего не может сделать с коммунальным строптивцем – с таким неповиновением они столкнулись впервые. Нет еще опыта обуздания таких товарищей.

Кстати, там же обретается и другой интересный депутат – мой друг и бывший чемпион мира по боксу Андрей Гоголев. Вот кого можно назвать настоящим «политическим фриком»! Причем во вполне русской – шукшинской трактовке. После окончания спортивной карьеры Андрюха занялся совсем неблагодарным делом – развитием спорта в глубинке. Для того и в депутаты подался. В результате вся его жизнь сводится к поиску денег «с миру по нитке» и организации в провинциальном городке турниров международного уровня. Благо, в свое время Андрей объездил полмира. Местное начальство не выделило ни копейки, но очень любит присваивать себе результаты бурной деятельности Андрюхи. Посему стало объектом постоянных нападок экс-чемпиона. Которые он снимает, а потом выкладывает на свой канал в «Ю-тубе». Где уже образовался весьма специфический сериал про его похождения по инстанциям. «Ты комсомолец, но в спорте ты баран!» - заявляет Гоголев очередному кабинетному деятелю после очередного отказа. А если он невзначай поднимает кулак, то лицо ответственного работника напоминает картину Мунка «Ужас». А когда Гоголев узнал, что чиновники должны сдавать норму ГТО, то решил самостоятельно проверить их спортивную подготовку. Но об этом я расскажу в отдельной статье.

СМС от прокурора - «есть еще женщины в русских селеньях!»

Отдельная тема – матерщина в фильме. Кого-то она сильно возмутила, а у меня в коллекции есть на этот счет вполне шукшинская история со всеми прилагающимися документами. Итак, работники СПК «Итмановский» долго жаловались на своего председателя и невыплату зарплат. Для того и отрядили «ходока» по присутствующим местам - зоотехника. Она была призвана помочь местному бессильному прокурору найти и допросить руководителя сельхозпредприятия. Председателя все-таки сняли, но поток жалоб на жизнь из Итманова не прекращался – так же как и общение с прокурором. Увы, не смотря на наличие семьи, бедная зоотехник влюбилась в «государево око» и стала отправлять ему СМСки с любовными посланиями. А в ответ получила такой поток матерщины, что когда я принес в родную редакцию распечатку прокурорских посланий, их отказались печатать. Самое приличное из них было: «Сдохни, мразь». Кстати, это послание зоотехник бережно хранит в телефоне до сих пор. Когда же я обратился к самому прокурору за комментариями, он заявил, что ничего не писал, а ему наоборот – поступали СМСки с угрозами. Мало того, по словам прокурора, он до того был напуган, что у его дома дежурила вооруженная охрана.

В результате такого взаимодействия власти и народа зоотехник получила год условно за "применение насилия по отношению к представителю власти". Увы, нельзя идти против влюбленной женщины! Она переключила свой гнев на помощника прокурора. Для этого она обратилась к своей пьющей и не совсем вменяемой знакомой. После чего у зама началась более чем насыщенные рабочие дни. В его кабинете раздавался звонок, и голос в трубке говорил далеко не лестные отзывы о нем и его работе. Под конец к такому времяпрепровождению присоединились другие селяне. Для давления на бедных прокурорских работников были мобилизованы все родственные связи! И кто это говорит о забитости остатков русского крестьянства!? Подобное развлечение вылилось штрафом в 5 тысяч рублей. А с остальными власть ничего сделать не смогла... Когда я про все это написал, то последовала государева кара: прокурора перевели прокурорить в другой район. Про интересные события из его новой вотчины я так же расскажу в отдельной статье.

Кстати, в тоже время в Нижегородской области судили похожего «телефонного террориста». Некий товарищ совершил более 1200 звонков мировому судье с целью оскорбления. Суд приговорил его к исправительным работам на срок один год и 10 месяцев. В день он делал до 137 звонков. Каждый из которых сопровождался оскорблениями и грубой нецензурной бранью. Потом выяснилось, что этот судья когда-то рассматривал в отношении него дело об административном правонарушении. А ранее этот товарищ уже был приговорен к лишению свободы за применение насилия в отношении другого судьи того же суда. Так что не надо нам тыкать в лицо примером американского ветерана Вьетнама, с судьбы которого якобы списан сценарий «Левиафана». У нас своих пассионариев хватает!

Кстати, у меня так же есть такой знакомый ветеран – «чеченец» Андрюха. На его руке красуется татуировка «Dogs of War». Настоящий, «пес войны» он так и не смог адаптироваться к мещанскому быту, посему на гражданке постоянно менял работу. Почти каждое его увольнение сопровождалось избиением работодателя. Один раз я отмечал с ним очередное «начало вольной жизни», которое закончилось в отделе полиции. После этого я не верю в байки про «кровавый режим»: такими запуганными людей в погонах я ни разу еще не видел: по приказу прапора – Андрюхи они бегали нам за водкой и сигаретами... Тогда он мне пояснил, что у любого ответственного работника есть очень слабое место – его благополучие на службе. И если деликатно намекнуть, что это благополучие легко нарушить, то можно с таким «государевым служителем» делать все что хочешь. Сейчас Андрюха воюет в ДНР и вполне доволен жизнью – там у него общение с власть имущими сведено к минимуму.

Крамола в титрах!

Самое интересное, что многочисленные критики в поисках крамолы не увидели в новом творения Звягинцева самого страшного и крамольного, которое вполне реально может «порушить устои». Пусть даже и на вполне местечковом уровне. Не общайся я много лет с такими же местечковыми чиновниками и не зная их психологии, я бы тоже не заметил. А тут увидел и ужаснулся...

Итак, самое страшное «для устоев» в «Левиафане» - это титры. Точнее, та их часть, где после списка актеров и съемочной группы идут благодарности за помощь в съемках: городской администрации, прокуратуре, полиции и прочим ведомствам города Кировска. Я прекрасно представляю, какой ступор после появления фильма испытывают тамошние кабинетные деятели, когда узнали, что потворствовали подобной крамоле про самих себя. Тем более, что именно для них выход «Левиафана» имел эффект разорвавшейся бомбы. Обычному россиянину удивляться тут ничему не приходится.

И не удивлюсь, если окажется, что место для съемок Звягинцеву предоставил вахтер дядя Коля или уборщица тетя Маня - надо же найти крайнего. Тем более что местные чиновники наверняка помнят, как в 2009 году гневный предприниматель застрелил прямо в кабинете мэра и его зама. Так что не надо говорить нам про «забитую Россию!». И на начальников находится иногда управа!

Так что непонятно, почему кино с вполне банальным для российской глубинки сюжетом вызвало такие споры. Мало того, в очередной раз разбило общество на два непримиримых лагеря. Здесь хочется отметить реакцию деятелей Православной церкви, для которой притча о «бревне в своем глазу», слава Богу, не потеряла актуальности. На фоне очередных, и честно говоря, уже надоевших, поисков всяческих происков, в православной блогосфере есть вполне христианские рецензии. Например, отклики монаха Диодора (Ларионова) и библеиста Андрея Десницкого на сайте «Православие и мир». Исходя из которых «Левиафан» - повод не для смакования окружающей грязи, а заглянуть внутрь себя. И хотя бы сделать какие-то выводы... Для чего собственно и существует искусство.

Посему мне непонятны вопли про конъюнктуру и прочую занимательную конспирологию. Перед нами трагедия человека. Которая не может быть ни конъюнктурной, ни масс-медийной, ни прозападной, ни пророссийской. То, что я наблюдал в российской глубинке – это такая же трагедия. Но ни одному здравомыслящему человеку не придет в голову винить в разваленных и деградирующих деревнях Обаму или «укропов». И если российскому интеллигенту и придет такое в голову, это говорит о глубоком кризисе элиты, который и показал Звягинцев. Будь то управленческая элита или интеллектуальная. Таким злобным интеллигентам я советую оторвать одно место от компьютера и хотя бы пару недель пожить без туалета, водопровода и отопления. Тогда может злость пройдет.

Я не берусь судить о нравственных вопросах, затронутых в фильме. И не буду дополнять этот экскурс в жизнь российской глубинке рассказами о грехах священнослужителей. Как говорится, на том свете с них и спрос вдвойне. А ретивым антиклерикалам советую почитать «Сказку о попе и его работнике Балде» и успокоиться. Лучше напоследок расскажу историю про «духовную брань» с наркоманией. Итак, много лет назад деревня Федяково считалась оплотом наркоторговли. Жившие там цыгане продавали округе любое зелья на выбор. Да и с таким размахом, что местная самогонщица только завидовала. Это происходило до тех пор, пока в местном храме не появился новый молодой священник. Поскольку это очень скромный человек, я не буду называть его имени. Свою деятельность он начал с посещения цыган, у которых набожность вполне сочетается с торговлей зельем. Батюшка смиренно пояснил этой части паствы, что в армии он был сапёром и неплохо разбирается во взрывчатке. Посему они или прекращают торговлю, или вместе с домами взлетают на воздух. А если уже совсем невмоготу, то, как пастырь, он благословляет их уехать в другое место. С тех пор Федяково ни разу (!) ни попадало в криминальные сводки.

1.0x