В марте 2016 г. один из министров экономического блока российского правительства в интервью "Российской газете» призвал повысить пенсионный возраст в России после того, как завершится кампания по выборам депутатов Государственной Думы. Повышение пенсионного возраста, при имеющихся неиспользуемых источниках пополнения средств для выплаты пенсий, это вопрос не экономической, а социальной политики. Более того, в условиях обострения геополитической обстановки и кризисных явлений, связанных с обвальным обесценением рубля, повышение пенсионного возраста это знаковое событие общегосударственного значения.
Известно, что проигрыш одного сражения это еще не поражение в войне. Однако есть сражения, поражения в которых недопустимы. Так было в битвах за Москву и Сталинград во время Великой Отечественной войны. Так обстоит дело и сейчас при угрозах ускоренного снижения уровня жизни миллионов людей при повышении пенсионного возраста в условиях роста цен, сокращения рабочих мест, массовой безработицы, повышения налогов, утраты былых достижений в образовании, здравоохранении, в культуре, в физической культуре и т.д. Повышение пенсионного возраста это утрата последнего сохранившегося до наших дней социального достижения российского государства. Есть основания полагать, что при принятии такого решения доверие народа к существующей государственной власти опустится до недопустимо низкого уровня.
Государственная власть поддерживается народом, если она обеспечивает уверенность в завтрашнем дне и ощутимые достижения в повышении уровня жизни. После прекращения существования Российской империи в феврале 1917 г. новое государство в лице СССР начало функционировать лишь в 1924 г. Официальной датой создания СССР считается 1922 г., но еще 2 года ушло на создание государственных механизмов управления взамен упрощенных революционных методов решения вопросов. Именно с 1924 г. стало ощутимым восстановление и повышение уровня жизни народа, у людей появилась уверенность в завтрашнем дне. В довоенный период за исторически короткий период в СССР удалось добиться больших достижений в социальной сфере. СССР опередил мировые державы в ликвидации безработицы и в обеспечение права на труд и на отдых. Советский Союз уже в довоенные годы преодолел отставание в ликвидации неграмотности и вышел в мировые лидеры по созданию систембесплатного образования и здравоохранения.
В довоенный период СССР не удалось выйти в лидеры в создании общенародной пенсионной системы. В США впервые развитая пенсионная система была введена в 1935 г. В СССР по окончании войны и послевоенного восстановления народного хозяйства встал вопрос о том, чтобы превзойти США и другие страны в области трудовых отношений и пенсионного обеспечения. В 1956 г. были приняты законы о труде и о пенсиях, благодаря которым СССР вошел в число мировых лидеров в данной сфере. В Советском Союзе была установлена пятидневная рабочая неделя с ограниченным числом часов работы в неделю.
Советский закон о пенсиях, принятый в 1956 г., устанавливал более ранний возраст выхода на пенсию, чем в США и в других странах, несмотря на то, что бюджет СССР был меньше бюджета США. И это справедливо считалось важным социальным достижением и признаком передового общественного строя. Советская пенсионная система обеспечивала уверенность людей в завтрашнем дне. Каждый взрослый человек, закончивший учебу и поступивший на работу,знал: пенсионные отчисления по месту работы перечисляются, как положено и затем используются для выплаты пенсий старшему поколению. Когда наступал срок выхода на пенсию, она назначалась по понятным каждому человеку правилам, принятым государством. Уверенность в завтрашнем дне была обусловлена еще и тем, что размер пенсии прямо зависел от размера заработной платы и от продолжительности трудового стажа.
Важную роль в уверенности в завтрашнем дне играло соблюдение государством конституционного требования: правила начисления и выплаты пенсий, установленные законом о пенсиях, можно менять лишь в сторону улучшения положения пенсионеров и нельзя вносить в Закон о пенсиях поправки, ухудшающие условия жизни работающих граждан и пенсионеров. В Советском Союзе после принятия в 1956 г. Закона о пенсиях в социалистическом государстве, в этот Закон вносились лишь отдельные поправки, улучшавшие пенсионное обеспечение отдельных категорий работников. В союзном бюджете всегда было достаточно средств для выплаты пенсий. С 1956 г. и по 1991 г. в СССР не было ни одного случая невыплаты пенсий. К слову сказать, не было задержек и с выплатами заработной платы. Средств для выплаты пенсий было достаточно, прежде всего, благодаря тому, что сотни тысяч предприятий и организаций ежемесячно исправно перечисляли деньги в государственные органы социального обеспечения. Наряду с этим, благодаря справедливой организации пенсионной системы, средства налогоплательщиков не разворовывались и использовались строго по предназначению.
В органах социального обеспечения Советского Союза средства, предназначенные для выплаты пенсий никуда не «исчезали» и в принципе не могли направляться на какие-то иные цели, кроме выплаты пенсий. Советские собесы принимали заявления на назначение пенсии за 2 месяца до достижения положенного по закону пенсионного возраста. Это гарантировало назначение пенсии и её выплату с первого дня достижения необходимого возраста. Размер пенсии рассчитывался, исходя из среднемесячного заработка работника. Будущий пенсионер представлял справку с работы о среднемесячном заработке. Можно было представить справку за любые 5 лет работы, либо за последний год перед выходом на пенсию. При расчете пенсии учитывалась вся начисленная заработная плата (без вычета налогов).
Следует отметить, что взносы в органы социального обеспечения бухгалтерия предприятия делала не из заработной платы, а из средств предприятия. При непрерывном стаже больше 15 лет или при общем большом стаже надбавка к пенсии составляла 10%. Один год работы на территории Крайнего Севера и на приравненных к нему территориях засчитывался за 2 года стажа для получения пенсии. Также год за два засчитывался в стаж для шахтеров, металлургов и для других категорий работников с тяжелыми условиями труда. Благодаря этому была возможность для указанных категорий работников оформлять пенсию до достижения пенсионного возраста, переезжать в регионы с более благоприятным климатом, переходить на более легкие работы и т.д.
В 1956 г. минимальный размер пенсии по возрасту был установлен в размере 30 руб., максимальный для большинства профессий – 120 руб. (с надбавкой 10% ‑132 руб.). Мы даем эти цифры с учетом изменения масштабов денег в 1961 г., чтобы было легче сравнивать размер пенсии с современным периодом. В 1960-х годах 132 руб. в месяц были существенно больше заработной платы многих работников. В последующие десятилетия заработная плата повышалась, а максимальный размер пенсии для большинства профессий сохранялся прежним. Однако вплоть до конца 1980-х годов цены на большую часть товаров и услуг оставались стабильными. Поэтому пенсия 132 руб. в месяц для квалифицированных работников, выходящих на пенсию по возрасту, была вполне достаточной для достойной жизни пенсионеров в 1970-1980-х годах.
Точно перевести эту сумму на современные деньги довольно сложно. По нашим приблизительным оценкам советская пенсия в 132 руб. соответствует заработной плате около 100 тыс. руб. в наши дни. Возможно,кто–то возьмет на себя труд провести более точные расчеты соотношения цен с учетом бесплатных услуг в 1970-1980-х годах и в наши дни. Но это не изменит общего вывода: пенсия 132 руб. в месяц воспринималась как вполне достойная, обеспечивавшая спокойную жизнь пенсионеров. Из множества фактов, свидетельствующих об этом, приведем лишь один: никаких льгот по проезду на общественном транспорте пенсионерам не требовалось. Каждый мог заплатить 5 копеек за проезд на метро, автобусе, троллейбусе. Пенсионер мог купить себе билет и для проезда на поездах пригородного и дальнего сообщения. Ветеранам войны предоставлялся бесплатный проезд один раз в год в любой регион Советского Союза. Были также льготы для участников войны по предоставлению бесплатных путевок во все санатории(за исключением правительственных).
К сожалению, в Российской Федерации в течение всего периода с 1992 г. по 2016 год ни одно из приведенных выше требований справедливого пенсионного обеспечения не соблюдается. При переходе к рынку советский Закон о пенсиях был отменен. На смену всем понятной советской пенсионной системе пришла так называемая рыночная система оказания государственных услуг по пенсионному обеспечению. Рассмотрим этот вопрос подробнее. В пенсионной системе СССР не было посредников, наделенных правами коммерческой деятельности «по оказанию государственных услуг в области пенсионного обеспечения» типа Пенсионного фонда России, созданного в начале рыночных реформ. Так называемые «услуги» - это коммерческая деятельность. Применительно к Пенсионному фонду «услуги» это сомнительные операции с деньгами налогоплательщиков. Не углубляясь в деятельность руководителей и 180 тысяч сотрудников Пенсионного фонда,созданного в рыночные времена, отметим следующее. С образованием Пенсионного фонда организация назначения и выплаты пенсий резко ухудшились. Операции Пенсионного фонда с деньгами налогоплательщиков не привели к приумножению средств для выплаты пенсий.
Прежде чем рассматривать сложные и малопонятные правила назначения пенсий и сбора отчислений на выплату пенсий, установленные в постсоветское время, попытаемся ответить на вопрос о том, с какой целью отменили успешно действующий советский закон и какую цель преследует ежегодное изменение правил пенсионного обеспечения в последние 25 лет.
Согласно насаждаемой у нас либеральной идеологии целью перехода от плановой системы к туманно определяемой «эффективной» рыночной экономике являлось обеспечение более высокого уровня жизни населения. Соответственно, декларировалась цель приумножения отчислений от зарплаты на счета Пенсионного фонда путем вложения временно свободных средств в быстроокупаемые высокорентабельные проекты. Другими словами, народу обещали, что Пенсионный фонд при коммерческом использовании средств, предназначенных для выплатыпенсий, получит дополнительные доходы для увеличения выплат пенсий.
Однако за прошедшие 25 лет Пенсионный фонд не реализовал ни одного инвестиционного проекта, приносящего дополнительные доходы. Напротив, большие средства, предназначавшиеся на выплаты пенсий, были истрачены на строительство дорогостоящих зданий для размещения роскошных кабинетов руководителей пенсионных фондов субъектов федерации и многочисленного аппарата данной организации. Если отделы социального обеспечения размещались и содержались за счет бюджетов исполнительной власти, то на содержание Пенсионного фонда расходуются отчисления из заработной платы на уплату социального налога. В целом с созданием Пенсионного фонда ситуация с пенсионным обеспечением не улучшилась, а ухудшилась.
Правила расчета пенсии непонятны никому. В течение всего постсоветского периода говорят о разделении пенсии на некие базовую, страховую и накопительную части. На практике пенсионеры имеют некоторую информацию о базовой и страховой части, в то время как трудно найти людей, которым бы удалось получать накопительную часть пенсии. Накопительные средства все время куда-то исчезают, или в связи с очередным кризисом, как в последнее время, или вообще без всякого кризиса, как было в начале 2000 –х годов. В новой пенсионной реформе предлагается начислять налогоплательщикам пенсионного налога какие-то баллы. Но справедливая пенсионная система предполагает гарантии в получении заработанной человеком пенсии, а не каких-то баллов. Что касается гарантий в получении заработанной пенсии, то существующая пенсионная система их не предоставляет. При расчете размера сегодняшней пенсии не учитывается среднемесячный заработок и многолетний стаж работника.
Так называемая страховая пенсия выплачивается из средств социального налога, который вычитается из заработной платы работающих. В положении о пенсионном обеспечении говорится, что пенсии могут выплачиваться не только из Федерального бюджета, но и из средств бюджетов субъектов федерации, из местных бюджетов и из средств организаций. Для подавляющего большинства пенсионеров ничего хорошего в таком многообразии источников финансирования выплаты пенсий нет. Большинство людей заинтересованы в том, чтобы социальное государство гарантировало им выплаты пенсий в достойном размере из Федерального бюджета. И если Федеральный бюджет не гарантирует выплаты пенсий, то возложение этих функций на местные бюджеты и на средства организаций означает безответственность в вопросах пенсионного обеспечения.
В создавшихся условиях пополнение бюджета за счет сокращения обязательств по выплате пенсий нельзя оправдать ничем. Исполнительная власть должна выполнять Указ президента по созданию в стране миллионов высокопроизводительных мест. Нужно решать неотложные задачи возрождения отечественной промышленности, сельского хозяйства, строительства и других отраслей. Это позволит увеличить в разы бюджет страны и объем средств для выплаты пенсий. В России достаточно много финансовых ресурсов вывозится из страны, да и бюджетные средства далеко не всегда используются на те цели, на которые бы следовало. Источники для увеличения социальных выплат в стране есть, нужна лишь политическая воля для их использования.
В чем смысл повышения пенсионного возраста? Самый ранний срок выхода на пенсию по сравнению со США и другими странами – это, пожалуй, последнее социальное достижение СССР, которое до сих пор сохраняется. Если Россия способна обеспечить более ранние сроки выхода на пенсию, чем США, значит мы можем при желании быть впереди и в других вопросах. Мы потеряли достижения в бесплатном качественном образовании, теперь наступила очередь потери имевшихся прежде достижений в здравоохранении и в пенсионном обеспечении. Ситуация такова, что дальше уже отступать нельзя. Миллионы людей спасаются от потери работы, выходя на пенсию в 55 и 60 лет. Лишение их этой возможности приведет к утрате доверия народа к государственной власти.