Авторский блог Максим Меденцев 17:17 29 марта 2014

Патриарх Кирилл как духовный наставник Путина в «крымском вопросе»

Ответ на вопрос Леонида Болотина и Константина Душенова «Патриарх Кирилл против Путина?»

В недавней видео передаче Леонида Болотина и Константина Душенова от 28 марта 2014 г. «Патриарх Кирилл против Путина?», опубликованной на сайте «Завтра.ру», подробно обсуждался тот факт, что на официальных торжествах в Кремле, по случаю воссоединения Севастополя и Крыма с Россией, отсутствовал Париарх Московский и всея Руси Кирилл. Собеседники высказали предположение о том, что тем самым Патриарх Кирилл мог выразить свое несогласие с официальной политикой президента Путина по крымскому вопросу.

Однако факты из церковной жизни Крымской епархии говорят о другом. Напомним основные из этих фактов.

1. До ноября 2008 г. Вся территория Крыма входила в «Симферопольскую и Крымскую епархию» Украинской православной церкви Московского патриархата. И тогда и по сегодняшний день возглавлял Крымскую епархию епископ Лазарь.

2. 11 ноября 2008 г. из состава Симферопольской и Крымской епархии была выделена вновь образованная «Джанкойская и Раздольненская епархия». В ее состав вошли семь районов северной части Автономной Республики (АР) Крым: Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский и Советский. По информации Википедия, с февраля 2010 г. епархией управляет епископ Алипий.

3. 20 декабря 2012 г. из состава уже уменьшенной в 2008 г. Симферопольской и Крымской епархии была выделена еще одна – «Феодосийская и Керченская епархия». В ее состав вошли территории Феодосийского, Керченского, Судакского горсоветов и Ленинского района АР Крым. Епископом был поставлен Платон (Удовенко).

4. Патриарх Алексий II скончался 5 декабря 2008 г.

5. 27 января 2009 г. Поместным Собором РПЦ был избран Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Как мы теперь видим, сразу после кончины Патриарха Алексия II, было ограничено всевластие епископа Симферопольского и Крымского Лазаря. А после избрания Патриарха Кирилла эти ограничения продолжились в 2012 году. И еще не факт, что деление «Симферопольской и Крымской епархии» завершилось. Судя по слухам, возможно создание отдельной «Севастопольской епархии» с выделением ее из состава Симферопольской.

Какие причины вызвали раздел «Симферопольской и Крымской епархии»?

Одно из объяснений следующее. Это объяснение дают православные верующие Севастополя, информация подтверждается также сведениями из Википедии. Причина в личности епископа Лазаря. Многие считают его идеологом и организатором украинской автокефалии, т.е. выделения Украинской православной церкви из прямого подчинения Московскому патриархату и придания украинской православной церкви статуса автокефалии. Многие верующие относятся к автокефалии негативно и считают ее проявлением церковного раскола. Кроме этого, в адрес епископа Лазаря высказывались прямые обвинения в организации в середине 90-х убийства в Крыму архимандрита Петра (Посаднева), уроженца Севастополя и воспитанника Владимирской епархии.

За время епископства Лазаря в Крыму в среде духовенства стали преобладать украинские «западенцы». На фоне в основном в этническом смысле русского населения Крыма это привело к недовольству местных верующих. После избрания Патриарха Кирилла, жалобы от крымчан возобновились.

Таким образом, Патриарх Кирилл столкнулся с решением вопроса о регулировании взаимоотношений между русскими и украинскими верующими в Крыму. И надо сказать, что это произошло на 6 лет раньше, чем с этим же вопросом столкнулся Президент Путин в 2014 г.

Сегодня мы можем точно сказать, как именно решил церковный «крымский вопрос» Патриарх Кирилл: он разделил Крым на три части. Очень условно эти три части можно назвать по географическому признаку: «западенцу» Лазарю была отдана западная часть Крыма; прорусскому Платону был отдан «восточный» Крым; была также выделена центральная часть во главе с Алипием.

Чтобы глубже понять роль Патриарха Кирилла как умиротворителя в решении крымского вопроса, следует напомнить, что Кирилл является этническим мордвином и тем самым стоит на внутри славянскими распрями между русскими и украинцами. Можно сказать больше, что Патриарх Кирилл является своеобразной «реинкарнацией» другого патриарха мордовского происхождения – знаменитого церковного реформатора патриарха Никона. Никону в свое время пришлось решать те же вопросы о присоединении Украины к России и он с этим справился. Процитируем в связи с этим мнение мордовского историка В.К.Абрамова:

«Под его [Никона] прямым влиянием была начата война с Польшей, закончившаяся присоединением православной Украины»,

и

«По мнению историка С.М.Соловьева, Богдан Хмельницкий «смотрел на Никона, как на главное лицо, воодушевившее царя на борьбу с поляками, как на своего личного сторонника и заступника».

И тогда и теперь мордвин решает вопрос о воссоединении православной Украины с Россией.

Епископ Феодосийский и Керченский Платон за короткое время проявил себя как яростный пророссийский сторонник Московского Патриархата. Это выразилось в нескончаемых молитвах и крестных ходах и в Керчи и в Феодосии и по всей епархии. Во время этих крестных ходов, центральной была идея воссоединения с Россией и восстановление власти русского царя. Весьма показательно, что события в Крыму начались 21 февраля 2014 г. именно в Платоновской прорусской Керчи, и только спустя два дня, 23 февраля 2014 г. восстал русский город Севастополь.

Недавние события по воссоединению Севастополя и Крыма с Россией говорят о том, что в своей украинской политике Путин идет по стопам Патриарха Кирилла в крымском вопросе, а именно – происходит деление Украины и воссоединение православного Крыма с Россией. У Патриарха на деление Крыма ушло 4 года, у Путина – все еще только начинается.

В заключение хочу сказать, что на вопрос Леонида Болотина и Константина Душенова, который они вынесли в заголовок своей видео передачи «Патриарх Кирилл против Путина?», следует без всяких сомнений дать отрицательный ответ. Более того, следует сказать, что Путин учится у Патриарха Кирилла и идет по его стопам.

1.0x