Парад Победы 9 мая на Красной площади был великолепен. Строг, неодолим, всемогущ. Напоминал музыку, написанную великим русским композитором. Напоминал икону, созданную богооткровенным мастером. Напоминал сказку Пушкина, в которой "и тридцать витязей прекрасных чредой из вод выходят ясных". Был мистерией, в которой Красная площадь, золотые соборы, некрополь в красной стене, восхищённые, со слезами на глазах, ветераны. Небо, наполненное звуком и блеском пролетающих металлических ангелов. Марширующие батальоны, тяжеловесные, сотрясающие земную кору танки дальнего боя. Всё это напоминало храмовое действо, которое славило таинственное божество, чьё имя — Победа. Понятен молитвенный восторг Пушкина, когда он восклицал: "Лоскутья сих знамён победных, Сиянье шапок этих медных, Насквозь простреленных в бою".
С каждым годом Победа обретает всё больше черт великого религиозного праздника, который соразмерен с Пасхой и Рождеством Христовым. Всё яснее открывается религиозная истина: майская Победа сорок пятого года — это не просто военная победа. Не просто победа идеологии или социального строя, победа одного геополитического проекта над другим. Победа сорок пятого года — это космогоническая победа сил света над силами тьмы. Победа того проекта, по которому Господь сотворил мироздание, — над тем проектом, который старался перечеркнуть божественный замысел. Ввергнуть мир во тьму. Погасить свет. Погрузить Вселенную в огромную, не имеющую очертаний "чёрную дыру". Победа сорок пятого года — это "жена, облаченная в солнце". Это солнечный ослепительный свет божественного торжества.
Тридцать миллионов советских русских людей, погибших на этой войне, — это Христова жертва, которой была остановлена тьма. Это коллективный Александр Матросов, который бросился грудью на "чёрную дыру" и закрыл собой огонь тьмы.
Точно так же две тысячи лет назад человечество погружалось в преисподнюю. Порча мира была велика, необорима. И для исправления этой порчи, сатанинских извращений Господь послал на крест своего Сына. Его мученической смертью одолел тьму, попрал смерть.
Через две тысячи лет мир снова погружался в бездну. Липкий вар заливал государства и народы. Свастика, как страшная камнедробилка, перемалывала человечество. Только жертвой, соизмеримой с жертвой Христа, можно было остановить это ниспадение в пропасть.
И Христос явился. Война советского народа против фашистской Германии сорок первого сорок пятого годов — это явление Христа на землю. Это второе Его Пришествие, когда Он встал среди русских полей и лесов. Облачился в форму пехотинцев и лётчиков. Мчался в горящих танках и стреляющих кораблях. Те, кто падал, пробитый железом под Сталинградом и Курском, кого мучили в застенках и сжигали в пылающих избах, кто умирал в голодных обмороках у стен Адмиралтейства и Эрмитажа — всё это был Христос, что сражался с сатанинской тьмой.
Победа сорок пятого года — это красная Пасха, делающая советский период русской истории величайшим мессианским периодом, о котором в своём мистическом прозрении написал Александр Блок. В поэме "Двенадцать" его матросы-апостолы шли вслед за Христом, который "в белом венчике из роз" вёл Россию в грозный двадцатый век.
Как смеялись над Блоком Гиппиус и Мережковский — его современники по Cеребряному веку! Как отторгали его поэму недальновидные комиссары Пролеткульта, не умея разглядеть в поэте русского пророка!
Христос прошёл через русский двадцатый век в красном венчике из роз. Спас человечество. Всех мучеников, героев войны, всех солдат, матросов, мичманов и старшин, офицеров, генералов и адмиралов, великого генералиссимуса превратил в святых. Вот почему сегодня лица стариков-ветеранов наполнены таинственным светом. Их ослабевшая, тающая плоть кажется прозрачной, и сквозь эту прозрачность светятся дивные лампады, которые Господь развесил в мироздании над священной Россией.
Парад, на котором я присутствовал 9 мая, вдыхая голубые дымки солярки от проходящих Т-90, слыша трясение трибун, когда двигались тяжеловесные "Тополя", этот парад вызывал у людей молитвенное благоговение. И дважды во время парада моё сердце раскрывалось, как огромный алый бутон: когда оркестр играл "Прощание славянки" и "Марш артиллеристов".
Я хочу побывать на параде, когда уберут бутафорские фанерные щиты, закрывающие мавзолей. Когда исчезнет этот жалкий камуфляж, умаляющий лидеров государства, всё ещё робеющих взглянуть на красную икону во всей её полноте и величии. Ибо там, впереди колонн, уходящих за Василия Блаженного, в изумрудной весенней дымке, шёл Иисус — победитель великой войны.
Авторский блог Александр Проханов
00:00
16 мая 2013
«Панцирь», танк, ракетовоз — впереди Иисус Христос
И Христос явился. Война советского народа против фашистской Германии сорок первого сорок пятого годов — это явление Христа на землю. Это второе Его Пришествие, когда Он встал среди русских полей и лесов. Облачился в форму пехотинцев и лётчиков. Мчался в горящих танках и стреляющих кораблях. Те, кто падал, пробитый железом под Сталинградом и Курском, кого мучили в застенках и сжигали в пылающих избах, кто умирал в голодных обмороках у стен Адмиралтейства и Эрмитажа — всё это был Христос, что сражался с сатанинской тьмой
1.0x