Статуя И. В. Сталина была заново воздвигнута в июне 2012 в городе Братислава (Словакия), на площади Людовита Штура.
Это - один из немногих "действующих" памятников руководителю нашей страны в современное время.
Сам памятник был установлен в Братиславе в 1949 году. Статуя работы скульптора Павола Бана (в соавторстве с Йожефом Мазаном). В 1956 году памятник был снят с пьедестала и отправлен в хранилище Национальной галереи. В 2012 году вновь установлен на площади, без постамента.
Установка памятника Сталину в столице Словакии вызвала бурю в русской блогосфере
Установление памятника Сталину в Братиславе, которое привлекло внимание российских блогеров, может быть подано в качестве некоего прецедента, пишет в издании Трибуна Общественной Палаты . "Действительно, - отмечает автор, - возникает вопрос – а почему нельзя возвести памятник вождю СССР и в Москве? Как известно, в Восточной Европе к личности Сталина относятся довольно-таки отрицательно. Между тем, это не помешало установить его памятник (правда, без постамента). И ничего – это не вызвало какого-то социального конфликта".
"...необходимо учитывать, что в России к Сталину относятся во многом полярно. Для одних он – кровавый диктатор, организатор массовых репрессий. Для других – мудрый вождь и строитель великой державы. Наконец, для третьих Сталин – историческая фигура, подобная таким царям, как Петр Великий и Иван Грозный", - продолжает автор. "Очевидно, что отношения между двумя этими группами весьма сложные. Первая категорически против любого "явления" Сталина массам – если только оно происходит вне критического контекста. Достаточно вспомнить, как многие известные деятели выступали против выставления стендов, посвященных Победе, на которых было бы изображение Верховного Главнокомандующего. (Еще больше споров вызвал сталинобус)", - пишет А.Елисеев. "Напротив, симпатизанты Сталина выступают за увековечивание памяти вождя и уж, конечно, не стали бы возражать против его памятника. Сложнее в теми, кто относится к Сталину относительно нейтрально - здесь могли бы согласиться как с первыми, так и со вторыми. Главное – в каком контексте всё будет преподано. Возможно, что создание некоего мемориала, где Сталин был бы частью всей композиции, показалось бы этой категории компромиссным и приемлемым", - считает автор.
И - вывод: "Как бы то ни было, но налицо некое движение за увековечивание памяти Сталина".