Можно ли представить себе современного, цивилизованного человека без доступа к электроэнергии? Вряд ли. Но именно такая ситуация стала повесткой дня сегодняшнего Крыма. В Керчи организуются общественные пункты подзарядки мобильных телефонов и доступа в Интернет, в Севастополе женщины в очередях обсуждают, как сохранить борщ от прокисания в кастрюле с холодной водой, в Ялте говорят о том, как гладить вещи паром от чайника, а в Симферополе власти организовывают мобильные дизель-генераторы для подзарядки "умирающих" станций сотовой связи. В каждом районе городов Крыма свет пропадает минимум на три часа в день, а кое-кто сидит без электроснабжения и до полсуток.
Что это? По всем международным канонам — неустановленные лица, подорвав последовательно опоры всех четырёх линий электропередач, питающих полуостров, совершили акт промышленного терроризма на территории Украины и оставили без устойчивого электроснабжения более 1,9 миллиона жителей Крыма. А Украина — допустила террористические акты на своей территории, не найдя и не наказав виновных. И, что наиболее странно, не обеспечив, вслед за обнаружением и локализацией аварий, быстрое восстановление электроснабжения блокадного полуострова.
К моменту энергетической катастрофы Крым по-прежнему зависел от поставок электроэнергии с материка. В зимнее время полуостров потребляет на пике около 1200 МВт электрической энергии, из которых лишь от 300 до 500 МВт мощности производится самим Крымом. Такой значительный разброс производящейся на полуострове электроэнергии связан с тем, что в украинское время в Крыму был создан внушительный перекос в сторону модных, но нестабильных источников электроэнергии — солнечных и ветровых установок, которые, к тому же, использовались украинскими власть имущими для удобного "распила" денег на так называемом "зелёном тарифе". Остальную же электроэнергию Крым получал пока что с территории "украинского материка".
Не был полностью решён вопрос независимого энергоснабжения Крыма и в его новейший, уже полуторагодовой российский период. Для большинства стратегических объектов успели лишь завезти около десятка мощных мобильных газовых электростанций, которые смогут примерно на месяц обеспечить полуострову ещё до 240 МВт электроэнергии. Остальные же потребители, которые в условиях нарушения снабжения оказываются "за бортом" предела имеющейся мощности, будут снабжаться по "веерным" графикам, когда каждый из районов большого города получает электроэнергию в отведенный ему временный промежуток. В оставшееся же, "тёмное" время такие рядовые потребители должны сидеть без света, надеясь лишь на свои скромные, местные ресурсы — аккумуляторы или небольше бензиновые генераторы.
Столь критическая ситуация в Крыму продлится достаточно долго — либо до момента восстановления энергоснабжения со стороны Украины, либо же до момента запуска первой очереди энергомоста, который должен подать столь необходимые Крыму 300 МВт электрической мощности от близкой, но пока что недостижимой Кубани. Строители энергомоста через Керченский пролив обещают его пуск уже 22 декабря 2015 года, после чего электроснабжение полуострова будет хоть как-то восстановлено, хотя и не в полном объёме.
Были ли известны все эти цифры по неустойчивости энергоснабжения Крыма и были ли спрогнозированы сюжеты террористической атаки Украины на Крым? Да, конечно. Первый раз масштабная энергоблокада Крыма состоялась ещё в прошлом декабре, когда под видом "ремонтных работ" на ЛЭП украинская сторона добилась от России льготного договора на поставку российской электроэнергии на Украину, взамен на транзит её в Крым и снятие блокады с полуострова. После чего, что показательно, Украина не стала ждать у моря погоды, а активно начала перестраивать собственную энергосистему, как раз к ноябрю завершив строительство крупной ЛЭП из западных районов страны в центр, обеспечившей переброску 1000 МВт электрической мощности с Хмельницкой и Ровенской АЭС к Киеву.
Однако корень проблем Крыма лежит не только в затягивании сроков строительства энергомоста через Керченский пролив или в недостаточности проработки аварийного снабжения полуострова. В конечном счёте такого рода масштабный террористический акт был возможен к осуществлению с украинской стороны и в прошлом декабре.
Поэтому столь неспешное и запоздавшее по факту решение вопросов энергоснабжения Крыма показывает лишь неспособность современной России на масштабные мобилизационные проекты как по объективным, так и по субъективным причинам.
Вопрос в другом: присоединяя Крымский полуостров к Российской Федерации весной 2014 года, можно было вполне ожидать его материковой блокады со стороны Украины. И вот тут мы, опять-таки, должны поднять вопрос о тех упущенных возможностях, которые были у России весной и летом 2014 года, когда сложившаяся ситуация с народными настроениями была практически идентичной в Крыму, на Донбассе, в Одессе и в Запорожье. Именно тогда в арсенале России была возможность взятия под свой протекторат не только территории нынешних донбасских республик, но и всего малонаселённого и защищённого излучиной Днепра Приазовья — вплоть до Херсона и Николаева.
Однако эта возможность тогда была упущена, в силу чего сегодня у России есть "остров Крым", практически полностью отрезанный от России враждебной Украиной. И теперь критически важным является превращение его снова в полуостров, но уже путём создания всех жизненно важных артерий через узкий, бушующий Керченский пролив.
Ну а Крыму, к сожалению, предстоит пережить самую трудную, вторую зиму вместе с Россией.