Советское оружие защищало наше прекрасное советское социалистическое государство, самый справедливый общественно-политический строй и все народы великого Советского Союза. Наше оружие и в настоящее время для нас также свято, как вера православная и государство Российское.
Русская нация существует и может существовать вечно при условии, что всегда, не щадя самой жизни будет сохранять и оберегать своё государство, веру и оружие. Потеря хотя бы одной из этих трёх составляющих основ русской жизни неминуемо приведёт русскую нацию к гибели. Мы имели эти три составляющих и при советской власти. С церковью боролись отдельные представители власти: Л. Д. Троцкий и Н. С. Хрущёв, но их от власти отстранили. При Сталине было открыто 26 тысяч соборов и церквей. Более того, при советской власти православие из храма пришло в государственную политику и являлось главной нравственной составляющей русского коммунизма. Во многом благодаря единению народа в 1945 году СССР победил врага, который при нападении по силе вдвое превышал нашу силу.
Европа, а тем более Америка развивались в сравнительно спокойной мирной обстановке. Россия развивалась, постоянно отбиваясь от наседавших на неё врагов. И в этих трудных условиях смогла создать великое государство и самое передовое оружие. Во время правления Сталина мы создали оружие сверхдержавы. Времена Брежнева можно отнести к временам триумфа русской мысли в самом сложном направлении человеческой деятельности – создании оружия. Русская культура выросла до космического уровня.
Такая техника, как, например, самолёт, включая и военные самолёты, является показателем не только технического, но и культурного развития нации. А надо заметить, что вся гражданская и военная авиационная техника, которую Советский Союз запускал в серийное производство, являлась лучшей в мире. Наш ВПК располагал более высокими технологиями производства по сравнению с западными фирмами. К тому же при социализме деньги, выделенные на вооружение, не разворовывались как в западных странах. Стоимость нашей техники была значительно ниже стоимости американской и западноевропейской техники и финансовые трудности при гонке вооружений скорее были у них, чем у нас.
Только награбленные богатства позволяли США выдерживать все издержки капиталистического производства сложной военной техники. Финансовый грабёж всего мира позволил США экономически выжить в соревновании с СССР. Особенно в производстве ядерного оружия и таких дорогостоящих видов военной техники, как самолёты, ракеты, подводные лодки и боевые корабли. Вот эта для нас сравнительно недорогая и в тоже время превосходящая западную военная техника и позволила нам спокойно жить и работать в послевоенный период.
Рассмотрение нашего оружия начнём с самой красивой техники – военных самолётов. Военные самолёты новых поколений продолжали проектироваться и поступать на вооружение в 1965-1982 годах при жизни Л. И. Брежнева. 18 декабря 1981 года состоялся первый полёт сверхзвукового стратегического бомбардировщика с изменяемой геометрией (стреловидностью) крыла – Ту-160. 30 августа 1969 года совершил первый полёт бомбардировщик Ту-22М. Это была принципиально новая машина по сравнению с бомбардировщиком Ту-22. После изготовления и испытания небольшой серии самолётов, Ту-22М в 1976 году был запущен в крупносерийное производство.
В 1978 году был произведён первый полёт на бомбардировщике Су-24М, который в дальнейшем был запущен в серийное производство. Таким образом, в указанное время были разработаны самые дорогостоящие и сложные самолёты военной авиации, к которым относятся бомбардировщики.
Наряду с указанными бомбардировщиками в военно-воздушные силы страны поступили штурмовики Су-25, истребители Миг-23, Миг-27, Миг-31, Миг-29, Су-15, Су-17, Су-27, транспортные самолёты Ан-22, Ан-124 «Руслан», ВМ-Т «Атлант», Ил-76, самолёт с вертикальным взлётом Як-38, противолодочный самолёт Ту-142. Первый полёт самолёта Ан-124 «Руслан» состоялся через месяц после смерти Л. И. Брежнева.
Самолёт ВМ-Т «Атлант» был сделан на базе красивейшего первого стратегического бомбардировщика СССР взлётной массой 200 тонн – 3М ОКБ В. М. Мясищева, который, как писал ранее, был поднят в воздух ещё при жизни И. В. Сталина 20 января 1953 года. В 1979 г. были сданы чертежи и оснастка для сборки машины ВМ-Т «Атлант», которая была создана для транспортировки по воздуху к месту сборки на Байконуре системы «Энергия-Буран». Всего за два года коллектив ОКБ Мясищева создал летательный аппарат, аналогичный «Боингу В-52», который представлял собой национальную программу США. Он был намного лучше допотопного Боинга с восемью двигателями (не было у американцев при проектировании В-52 мощных двигателей с необходимой тягой). ВМ-Т создали из двух ещё находящихся в то время в эксплуатации самолётов 3М, так как огромные самолёты 3М были удивительно совершенны и обладали высокими аэродинамическими качествами и грузоподъёмностью, а самолёт «Руслан» в то время ещё в эксплуатацию не поступил. Вот таким запасом прочности обладала советская авиация.
Н. С. Хрущёв и М. С. Горбачёв списывали и отправляли в металлолом сотни самолётов, которые могли летать ещё десятки лет. Указанные лидеры списывали по сравнению с 3М совершенно новую технику. Надо отметить, что в указанном списке самолётов только самолёт ВМ-Т «Атлант» был переделан из находящегося в эксплуатации стратегического бомбардировщика. Все остальные указанные выше самолёты были заново спроектированы и представляли собой военные самолёты нового поколения.
Про каждый из них можно написать целую книгу. Они являлись высшим достижением нашей науки, промышленности и культуры. Перечисленные самолёты выпускались серийно и их судьбы соответствовали событиям, происходившим в стране. С приходом к власти М. С. Горбачёва самолётостроительная отрасль, как и всё народное хозяйство, начала приходить в упадок. Замечательный штурмовик Ил-102, спроектированный и испытанный в воздухе при Л. И. Брежневе, не был запущен в серийное производство. А изготовленный экземпляр, поставленный на консервацию и хранение на аэродроме ЛИИ в Жуковском, в 1992 году экспонировался на Московском авиасалоне и после этого таинственно исчез. Можно предположить, что в условиях смуты и вседозволенности его продали Западу.
Штурмовик Су-25 в 1991 году был снят с вооружения, и Россия осталась без современной штурмовой авиации. Существовал и чисто противотанковый вариант самолёта Су-25 с прицельным комплексом И-251. Он опережал аналогичные разработки за рубежом на 5-6 лет. А ведь СССР является родиной штурмовой авиации. Штурмовики Ил-2 и Ил-10 были самыми массовыми самолётами Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Они воевали у земли вместе с пехотой. Но с приходом к власти М. С. Горбачёва в конце 1980-х годов из-за прекращения финансирования в серийное производство наряду со штурмовиком Ил-102 не был запущен ряд замечательных боевых машин. Про большинство из них уже забыли, а вот уникальный бомбардировщик-ракетоносец Т-4 ОКБ Сухого помнят, хотя его не запустили в производство не по злому умыслу.
О Т-4 говорили: «настоящее русское чудо», «эпохальное сооружение». Его называли «соткой» по весу – 100 тонн. Корпус самолёта был сделан из титана, скорость 3200 км в час. Технология производства была самой совершенной с автоматизацией 95% сварочных работ и поэтому, как говорят, не превышала стоимости изготовления планера из алюминиевых сплавов, которые применялись на других самолётах. Мировое авиастроение таких технологий не знало. В период с 1972 по 1975 гг. на нём было произведено 10 успешных испытательных полётов. Т-4 испытывал сын прославленного авиаконструктора В. С. Ильюшин. Но в серийное производство самолёт не запустили, а один экземпляр из трёх изготовленных поставили на стоянку в Монинском музее ВВС. Почему его не запустили в серийное производство? Вероятно, всё-таки, потому что в него надо было вложить ещё огромные деньги, не имея гарантии, что он подойдёт для принятия на вооружение в ВВС страны. Кроме того, для Т-4 не было полностью отработанных двигателей. Министр авиационной промышленности П. В. Дементьев, когда шёл выбор между Т-4 и Ту-22М сказал поддерживающему самолёт Т-4 Федосову: «Знаешь, Федосов, есть у нас Царь-пушка, есть Царь-колокол… Так ты хочешь, чтобы я сделал Царь-самолёт и поставил на Красной площади, всем на удивление?!
На этом вопрос был решён в пользу Ту-22М, и эта машина служит верой и правдой России по сей день». Думаю, что решение было правильным, так как Ту-22М представлял собой машину полностью доведённую, намного более дешёвую и то время более нужную для ВВС страны. А опыт, накопленный при разработке конструкции и освоении технологии производства самолёта Т-4, был использован в дальнейшем при производстве самолётов, ракет и подводных лодок.
Отличалась наша авиация и замечательными боевыми вертолётами. Модификации летающего танка Ми-24 и сегодня являются лучшим боевыми вертолётами в мире. Американская «Кобра» уступает ему по всем характеристикам; он и бронирован лучше «Кобры». В шутку вертолёт Ми-24 называют «Крокодилом». Создан он на базе никем непревзойдённого вертолёта Ми-8. Боевой вертолёт Ми-28 не имеет грузопассажирской кабины, что даёт ему по сравнению с Ми-24 преимущества, как боевому вертолёту. Всё-таки вертолёт Ми-24 является вертолётом транспортно-боевым, но, не смотря на это, когда в бою он делал боевой заход, то наводил панику на противника, настолько эффективной была его борьба с танками и другими наземными целями. Прототипы боевого вертолёта Ми-28 ещё долго будут лучшими боевыми вертолётами мира. Уникальными были и камовские морские вертолёты Ка-25 и Ка-27. До недавнего времени ни одна страна не имела аналогов указанным вертолётам.
Из самолётов трудно выделить лучшие, так как у каждого из них своё назначение и в этом своём назначении каждый самолёт является лучшим. Поэтому мы можем рассмотреть только наиболее известные самолёты. Одним из них является бомбардировщик Ту-22М. Против него американцы в 1970-х годах построили крайне дорогостоящий и недостаточно надёжный бомбардировщик ФБ-111.
Ту-22М является продолжением развития бомбардировщиков Ту-16 и Ту-22. Этот удивительно красивый самолёт с наших баз в Восточной Европе достигал любой цели на территории Западной Европы, а американский ФБ-111, базировавшийся в Англии мог достигать лишь западные районы СССР. На Западе его прозвали «Бэкфайром» - «Обратным палом». «В отличие от своего предшественника, «Ослепительного», этот «Туполев» имел скорость истребителя и, помимо хвостовой пушки, был вооружён ракетами «воздух-воздух» в передней полусфере. То есть мог вступать в бой с истребителями и сбивать их. Или уничтожать вражеские бомбардировщики, разведчики и штурмовики.
А ещё на его борту была система спутниковой навигации и аппаратура для автоматического управления полётом на бреющей высоте, которая позволяла Ту-22М повторять рельеф местности. Плюс к тому – были системы радиоэлектронной борьбы и постановки помех для локаторов врага. Всего у нас было шестьсот «Туполевых» этой марки. Мощные группировки Ту-22 предназначались для ударов по 6-му флоту США в Средиземноморье… Атака Ту-22 на корабли противника была разработана до высшей степени совершенства. На эскадру шли две ударные группы ракетоносцев – по шесть в каждой. Их прикрывали одна-две группы «тушек» - постановщиков помех», написал М. Калашников.. Поражение авианосных групп и крупных морских целей являлось основным предназначением самолётов Ту-22М. Он мог поражать морские цели, мчась со сверхзвуковой скоростью на малой высоте, что позволяло ему находится вне зоны поражения ПВО противника и обрушиваться на врага внезапно, как молния.
Россия занимает уникальное положение в мире боевой авиации – нигде нет более живучих самолётов, чем российские. Они возвращаются домой с пробитыми крыльями, повреждённым до последних пределов оперением. Эта живучесть заложена в наши самолёты с самого начала их создания. Они отличались живучестью ещё во время Великой Отечественной войны. Самым живучим был штурмовик Ил-2.
О живучести планера, агрегатов и узлов самолётов «Ту-22» и «Ту-22М» говорит такой факт: «Во время войны Ирака с Ираном обе стороны имели смешанный парк самолётов, включавший, на стороне Ирака, и наши Су-17, Ту-22, и французские «Миражи». Так вот, во время готовности номер один к вылету все иракские лётчики сидели в «Миражах». Но как только поступала команда «На взлёт!», они дружно выскакивали из «Миражей», перебегали в Су-17 и летели воевать на них. Эту тактику они объясняли просто: «В «Мираж» достаточно попасть одному 20-миллиметровому снаряду из авиационной пушки и отваливается крыло. Су-17 выживает даже с множеством пробоин и отбитыми кусками плоскостей. И мы возвращаемся живыми. Но зато в кабинах «Миражей» есть кондиционеры…
А с Ту-22 на этой же войне произошёл вообще фантастический случай. Когда экипаж открыл створки бомбоотсеков и сбросил бомбы, в один из них влетела американская ракета «Хок», которая стояла на вооружении Ирана, и взорвалась. Но Ту-22 повезло – она не повредила силовые шпангоуты и органы управления, и изрешеченный самолёт вернулся на базу. Подобные случаи создали такую славу живучести нашей авиации, что и до сих пор в арабских странах, куда Советский Союз в своё время поставлял авиационную технику, авторитет её очень высок», - пишет академик Е. А. Федосов.
Самолёт МиГ-29 создавался ОКБ А. И. Микояна под руководством Генерального конструктора Р. А. Белякова. Силовая установка состоит из двух двухконтурных двигателей РД-33 тягой на форсаже по 8250 кгс каждый. Максимальная взлётная масса составляет 17 720 кг, скорость полёта 2450 км в час, дальность полёта 2100 км. Первый полёт на нём был совершён в 1977 году, а в ВВС страны поступил в 1982 году. Благодаря высокой тяговооружённости, отличной аэродинамике и бортовому вооружению в своём классе является лучшим истребителем конца ХХ века. МиГ-29 значительно превосходит американские истребители F-16, F-18 и французский «Мираж». Американцы даже издали инструкцию, которая запрещала их лётчикам вступать в ближний бой с МиГ-29. Они тоже пришли к выводу, что выжить в такой схватке истребителю невозможно.
Рядом с МиГ-29 оберегал нашу жизнь не менее значительный истребитель Су-27. Это более мощная и тяжёлая машина создана ОКБ П.О. Сухого под руководством Генерального конструктора М. П. Симонова. На Су-27 были установлены два турбореактивных двигателя АЛ-31Ф с максимальной тягой по 12 500 кгс. Силовая установка была разработана ОКБ А. М. Люльки, его учениками, где применялись самые современные технологии, что и позволило создать АЛ-31 – первый в Советском Союзе двухконтурный двигатель такого класса. По своим параметрам он соответствует высшему мировому уровню, устойчиво работает на режимах глубокого помпажа воздухозаборника на числах М более 2 в условиях плоского, прямого и перевёрнутого штопора. Сейчас конструкторское бюро называется КБ «Люлька-Сатурн».
Су-27 создавался одновременно с самолётом МиГ-29: первый полёт - в 1977 г., поступил в ВВС страны – в 1982 г. Оба они принадлежат к самолётам четвёртого поколения. Масштабы их производства с 1984 года резко возросли и достигали сотен машин в год. Эти самолёты по сравнению с зарубежными образцами обладали лучшими лётно-техническими характеристиками, вооружением и локаторами. Оборудование самолётов постоянно модернизировалось. Режимами группового применения машин в бою и многоканального обстрела и через 20 лет не владел ни один самолёт в мире. А наш МиГ-29 через двадцать лет со времени начала его серийного производства мог одновременно обстреливать группу целей и перенацеливать оружие в ходе стрельбы. Такие сложные режимы в то время нигде в мире не были реализованы, так же, как и интегрированная система целеуказания от РЛС, оптического визира и прицела на шлеме лётчика, применяемая на Су-27 и МиГ-29… Когда в 90-е годы было проведено несколько учебных схваток наших истребителей МиГ-29 с «натовскими», то все их выиграли самолёты России. Превосходство МиГ-29 оказалось подавляющим… Лётчикам МиГов… удавалось в 30 раз чаще первыми захватывать цели. Это написали американцы, сравнивая свои Ф-15 с аналогичными советскими самолётами.
Фактически в учебных схватках МиГи всегда первыми захватывали цели и сбивали самолёты США. А сколько написано об отсталости СССР в области электроники! Вместе с тем надо отметить, что после развала СССР либеральное российское государство от оборонного заказа отказалось и перестало финансировать модернизацию оборудования самолётов МиГ-29 и Су-27. Работы эти в определённой степени возобновились за счёт формирования экспортных заказов. Особенно за счёт заказов таких стран, как Индия и Китай.
Об этих машинах академик Е. А. Федосов в 2004 году написал следующее: «Планеры машин были сделаны очень хорошо, и мы сумели модернизировать оборудование. В оружие был заложен определённый «запас прочности»… Всё это позволило Су-27 и МиГ-29 удержаться на рынке и не уступать тем разработкам, которые проводятся на Западе – в США и Европе. Там ведь уже (в 2003 г. – Л.П.) переходят к новому поколению самолётов, в то время как база наших машин сохранялась на уровне самолётов четвёртого поколения – настолько удачно она была заложена в 80-е годы, используя задел, который был создан в Советском Союзе. Его наследство оказалось настолько мощным, что, по моим прогнозам, Су-27 и МиГ-29 в разных модификациях останутся конкурентноспособными ещё лет пять-семь (то есть до 2008-2010 гг.).
За эти годы мы должны начать серьёзно работать над самолётами следующего поколения, а если этого не сделаем, то нас ждёт ещё более серьёзное отставание от лидирующих государств в области авиации, чем это случилось при Хрущёве. Тогда Россия потеряет статус авиационной державы и нам просто придётся покупать самолёты за рубежом. А пока линия Су-27 и МиГ-29 даёт нам счастливую возможность не скатиться в эту «пропасть» и выйти из этой очень тяжёлой ситуации, в которую завели авиационную промышленность экономические реформы».
Пассажирские самолёты Российская Федерация уже покупает за границей. Вместе с самолётами покупает дорогостоящее оборудование, необходимое для их обслуживания, и выплачивает стоимость их ремонта, а также нанимает на Западе пилотов. Все эти затраты превосходят затраты, необходимые для производства отечественных самолётов гражданской авиации.
Следует особо сказать и о двухместном сверхзвуковом истребителе-перехватчике МиГ-31, который был поднят в воздух в 1975 году, а официально принят на вооружение в 1981 году. На самолёте установлены два двигателя ТРДДФ Д-30Ф-6, каждый из которых имеет тягу 9500 кгс без форсажа и 15 500 кгс с включённой форсажной камерой. Максимальная скорость полёта 3000 км в час (М=2,83), дальность полёта составляет 3 300 км. Самолёт оборудован системой дозаправки в воздухе.
Группа из четырёх самолётов МиГ-31 способна контролировать воздушное пространство протяжённостью по фронту 800-900 км. Он является самым совершенным в мире специализированным перехватчиком. Спроектирован ОКБ А. И. Микояна под руководством главных конструкторов А. А. Чумаченко, Г. Е. Лозино-Лозинского, К. К. Васильченко. Его можно назвать летающей зенитной батареей.
Это, пожалуй, единственный самолёт, который может перехватывать и уничтожать даже крылатые ракеты, летящие на предельно малых высотах. Максимальный взлётный вес самолёта составляет 46 тонн. Он в 2,6 раза тяжелее МиГ-29, но благодаря особой конструкции шасси может эксплуатироваться с грунтовых и ледовых аэродромов. На нём установлено уникальное бортовое электронное оборудование, основой которого является мощный локатор с фазированной антенной решёткой с электронным сканированием. Экипаж истребителя уже вначале 1980-х годов следил одновременно за десятью целями и мог вести ракетный огонь сразу по четырём целям.
Для управления сложной, многофункциональной системой вооружения, обработки информации разработчики вооружения предусмотрели введение второго члена экипажа – штурмана-оператора. В МиГ-31 были заложены все идеи, на основе которых создавалась наземная зенитная система С-300. В радиолокационную станцию «Заслон», установленную на МиГ-31 были заложены новейшие по тем временам принципы обработки информации и управления. Он не только сам мог атаковать цель, но и организовывал целераспределение, управляя группой других самолётов. Он мог выполнять свои функции при использовании противником всех видов существовавших в то время радиопомех.
«Мощность его бортовых вычислительных машин позволяла делать «трассировку» целей, прогноз их траекторий и выдавать целеуказание группе самолётов. Для этого на МиГ-31 появилась специальная цифровая линия передачи команд, которая позволяла сбрасывать служебную информацию на борта других перехватчиков. Таким образом, МиГ-31 взял на себя функции не только летающей зенитной батареи, которая одновременно может обстреливать четыре цели, но и командного пункта группировки самолётов, что очень важно уметь делать в северных районах России. Ведь, как прогнозируется, налёт со стороны США всегда будет групповым… Позже, когда появились крылатые ракеты, стало ясно, что нашим самолётам ПВО придётся сталкиваться не столько с бомбардировщиками, сколько с отражением налёта именно ракет. При этом размножение строя ведёт к появлению уже не сотен, а тысяч целей, и в таких условиях пропускная способность и производительность комплекса перехвата становится решающим фактором», - утверждает Е. А. Федосов.
Не смотря на применение комплекса полунатурального моделирования, все работы заняли более восьми лет. МиГ-31 был принят на вооружение ПВО СССР в начале 1980-х годов и до сих пор не имеет аналогов в мире. Американский палубный перехватчик F-14 не входит в никакое сравнение с нашим МиГ-31. Его механическая антенна сканировала обстановку в пределах одной строки и практически он не мог атаковать несколько целей одновременно. Антенна МиГ-31 позволяла обстреливать цели на разных высотах и дальностях. F-14 также не умел управлять групповым боем, действовать полуавтономно и выполнять целый ряд других функций по перехвату целей. У американцев никогда не было средств, способных отразить массированный ракетный удар даже крылатых ракет, выпущенных с самолётов.
Об отсутствии в США мощной системы ПВО пишет и академик Е. А. Федосов и объясняет это миролюбивой политикой СССР, то есть уверенностью США в том, что мы никогда на них первыми не нападём. Возможно, такие соображения имели место, но, по-моему, основная причина всё-таки в том, что США не могли создать мощную систему ПВО и на десятилетия отстали от СССР, как в освоении космоса, так и в создании противовоздушной обороны. Они были беспомощны перед нашей военной мощью и превосходили нас только в рекламе своих вооружённых сил и космических достижений. И именно в умении создавать рекламу, обманывать мир дутыми успехами СССР отставал от США на десятилетия.
Но систему ПВО СССР имел самую передовую. «Создание боевого комплекса МиГ-31 подняло на более высокий уровень возможности всей нашей системы противовоздушной обороны. А с вводом в строй зенитной системы С-300П и С-300В мы получили такую систему ПВО России, которая по своей мощи и силе не имеет аналогов в мире по сей день (2003 г.). Хотя старение техники неизбежно будет проделывать в ней «бреши», если с этим процессом наше государство не станет бороться так, как того требует сейчас международная обстановка. Но Миг-31 пока на своём участке достаточно эффективно держит оборону. Это подтвердил ряд манёвров и военных учений, проведённых в последующие годы – МиГ-31 очень эффективно работал при перехвате крылатых ракет, высотных целей. Диапазон его работы располагался от предельно малых до предельно больших высот, чем не обладал ни один перехватчик в мире.
Таким образом, на мой взгляд, МиГ-31 стал «лебединой песней» Советского Союза в деле создания истребителей-перехватчиков. После этого шло лишь его совершенствование – мы заложили МиГ-31М, в котором облагораживались отдельные режимы, усложнялись процессы обработки сигналов и т. д., но я бы назвал их чисто эволюционными.
Наряду с созданием самого МиГ-31 шло рождение и новой ракеты для него – К-33, дальность полёта которой довели до 300 километров, что значительно перекрывало возможности наземной зенитной ракеты. Это достигалось тем, что К-33 «забрасывали» на высоту почти 30 000 метров, и уже оттуда она шла к цели по баллистической траектории, а когда сближалась с ней – включалось самонаведение. Мы, как бы использовали её естественные баллистические возможности, а не только энергетические, за счёт чего резко и возросла дальность полёта.
Впервые на этой ракете было применено командное управление с переходом на самонаведение. Это позволяло при групповом отражении налёта противника пустить ракету по одной цели, а в случае необходимости, пока она не перешла на самонаведение, перенацелить её в другую точку. Более того, сделать это так, чтобы она шла на цель, которую атаковал другой самолёт, а он воспринимал бы её уже как «свою», хотя она была пущена совсем не им», - продолжает анализ вышеуказанный автор.
Такие сложные сценарии воздушных сражений отрабатывали на стендах полунатурного моделирования. Это помогало лётчикам мыслить категориями современного группового воздушного боя.
При испытании самолётов были случаи гибели экипажей. В большинстве случаев экипаж мог катапультироваться, а, надо сказать, что мы и по надёжности катапульт опережали весь мир, но экипажи стремились посадить самолёт, чтобы инженеры и учёные могли узнать причину возникновения неисправности, необычных явлений, возникающих при сверхзвуковых скоростях. При испытании самолёта Ту-95 погибли лётчик-испытатель А. Д. Перелёт и бортмеханик А. М. Чернов, самолёта Су-27 – лётчики-испытатели Евгений Соловьёв и Александр Комаров, а Н. Садовников смог посадить самолёт и помочь установить и устранить причину катастрофы. При испытании самолёта МиГ-31 погиб один из лучших лётчиков того времени А. В. Федотов и первый штурман-оператор В. С. Зайцев. Гибли лётчики-испытатели при испытании некоторых других машин. Сегодня нация их забыла, как забыла многих героев своей державы.
Надо помянуть недобрым словом Н. С. Хрущёва с М. С. Горбачёвым. Люди гибли, испытывая самолёты, а когда эти доведённые до превосходства над лучшими мировыми образцами самолёты поступали в военно-воздушные силы СССР, указанные ничтожества отдавали приказы на их снятие с вооружения и отправку в металлолом.
Наши самолёты превосходили противника не только в вооружении, живучести, но и по лётным характеристикам, чем и объясняется их безусловное преимущество в бою с самолётами противника. Например, МиГ-29С по сравнению с F-16С при большей взлётной массе имел большую скорость полёта (2450 и 2170 км в час соответственно), скороподъёмность (330 против 265 м в секунду), тяговооружённость (1,09-1,1 против 1,03), удельную нагрузку на крыло при нормальной взлётной массе (402,6 против 430 кг на кв. метр), а также максимальную дальность пуска ракет по цели. МиГ 29СЭ (МиГ-33) также имел лучшие лётные характеристики по сравнению с F-18С. А в маневренном бою выигрывает тот, у кого большая тяговооружённость и меньшая удельная нагрузка на крыло.
Вот поэтому и благодаря первоклассному вооружению наших самолётов чехи в учебных воздушных боях на ослабленном экспортном варианте МиГ-29 одержали победы во всех без исключения боях с американскими F-16A и французскими «Миражами-2000». Чехи «сбивали» самолёты условных противников с первого захода. А немцы брошенные Горбачёвым в Восточной Германии МиГ-29 не продали, а взяли себе на вооружение, ибо они были лучше всех аналогичных западных самолётов. Преимущество нашей истребительной авиации подтвердили все бои, проводимые нашими и зарубежными лётчиками с истребительной авиацией западных стран.
Академик написал, что, к сожалению, работы над МиГ-31 также были закрыты вместе с Су-27 и Миг-29М. Но, не смотря на все эти трудности, на мой взгляд, МиГ-31 ещё долго будет служить России, поскольку этому самолёту нет равных в мире, и наряду с Су-27 он устойчиво держит ПВО страны».
Надо сказать, что и МиГ-31 сняли с производства и в настоящее время РФ не выпускает самолёта, предназначенного для работы совместно с комплексами С-300, которые одни, без него становятся уязвимыми для противника. Кроме того, только в паре перехватчиков МиГ-31 с наземной зенитной системой С-300 (С-400) Российская Федерация в состоянии обеспечить уничтожение тысяч крылатых ракет, которые в случае начала военных действий могут обрушиться на нашу землю. Снятие с производства двухместного сверхзвукового истребителя-перехватчика МиГ-31 значительно снизило безопасность граждан РФ.
Хотелось бы рассказать обо всех самолётах, выпущенных в брежневское время, так как каждый из них достоин восхищения. Надо бы писать сотни книг о нашей авиации, чтобы каждый гражданин России знал, на какие большие дела способен наш народ, чтобы наши мальчишки гордились делами своих отцов и дедов и обретали веру в русскую силу.
Такие знания поднимают дух нации и зовут её на новые свершения. Но, ни в одной исторической книге, которыми завалены полки магазинов не встречал правды о нашей авиации. Мы везде представлены ничтожными существами, а наша авиация – самой отсталой и малочисленной в мире. Чаще её вообще не вспоминают, как будто у нас никогда и не было отечественных самолётов. А если прорвётся информация о нашем замечательном самолёте, то тут же скажут, что якобы мы его сконструировали не сами, а наши замечательные советские шпионы украли чертежи самолёта на западе.
В действительности Запад отставал от СССР, как в гражданской, так и в военной авиации. Подтверждением тому являются все вышеуказанные самолёты.
Леонид Петрович Масловский. 27.04.2016 г.