На экраны страны недавно вышел новый голливудский блокбастер, долгожданный трэшпикчер и давно обещанный супермегашутер «Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть». Россияне оцепенели в ожидании прекрасного. И оно не замедлило…
Действие первое. В Москве томится политзаключённый олигарх с характерной для российских олигархов фамилией Комаров (жаль, что не Иванов – было бы смешнее). Но зрителю не до смеха. Потому что судьбой Комарова озабоченно всё прогрессивное человечество: CNN, Финляндия и ЦРУ. А также Польша, Грузия и княжество Лихтенштейн. Больше всех, разумеется, Лихтенштейн и ЦРУ.
Действие второе. Брюс Уиллис ни о чём не подозревает. Пьёт кофе, бреется, живёт полноценной жизнью, ждёт пенсии. Ходит в тир, вспоминает былые годы.
Внезапно. Появляется подозрительный афроамериканец и сообщает Уиллису, что у него есть сын. У афроамериканца болтается на шее какая-то правительственная ерунда, больше похожая на бусы. Но Брюс Уиллис ему верит.
Сообщение о сыне – Брюса (он же Джон Макклейн, начинаем вспоминать) несколько озадачивает и настраивает на сентиментальную волну:
– В последний раз я его видел в году эдак… да… И что же он натворил? Украл немножко гамбургеров из «Макдональдса»?
– Всё гораздо хуже, сэр! Он – у русских…
– Вот как? Там марихуана дешевле?
– Нет, сэр. Он в тюрьме. Убил одного парня.
– В тюрьме из-за парня?! Да что у них там с демократией!
А с демократией в России с каждым днём всё хуже и хуже. Как известно, российские олигархи пользуются у российского народа безграничной любовью. Особенно политзаключённые. Поэтому акции в поддержку Komaroff’а перерастают в небезопасные народные гулянья, по численности превосходящие «Арабскую весну» и «Окупай Уолл-стрит» вместе взятые.
Но режим не дремлет. На крышах снайперы, вдоль улиц ОМОН. Посадивший Комарова Чигурин (Chegurin) рвётся к власти. Должность его невнятна: то ли министр обороны, то ли председатель Совбеза, то ли сами понимаете кто. В общем, ястреб. Или коршун.
Ну, а Комаров, естественно, лебедь. Или голубь. Так думает доверчивое финское телевидение и бухгалтер правозащитного общества «Мемориал».
Но только не сценарист. Уж он-то знает, что если российский олигарх с экзотической фамилией «Комаров» и лебедь, то он, как минимум – лебедь, рак и щука в одном лице. Если не хуже…
Их (Комарова и сынишку Макклейна) везут судить. Сынишка как-то незаметно (для Макклейна) вымахал в двухметрового громилу австралийского происхождения – актёра Джея Кортни (он же агент ЦРУ Джек Макклейн).
Таганский суд, куда их привезли, сразу же настараживает: он в точности напоминает окружной суд Вашингтона. Куда собираются возить на суд российских олигархов и что этим хотел сказать режиссёр – пусть довообразят персонажи из «списка Магнитского». Кипр, надо полагать, это только начало.
Но вернёмся в Москву. Точнее в Будапешт. Потому что после скромной прогулки съёмочной группы по Садовому кольцу, всё остальное снималось именно там. Остальное – это несколько развороченных автострад с мостами и развязками, куча битых машин, ну и так далее. Столичные власти такого безобразия не разрешили, поэтому за проблемы российской демократии отдуваться пришлось венграм. Хотя несколько и напрягают готические шпили и башенки феодальных замков над Златоглавой, но ради высокого искусства потерпим и это.
А искусство, действительно, высокое. Потому что Уиллис с сынишкой постоянно падают с большой высоты: то с гостиницы «Украина», то с вертолёта, то с крыши 4-го реактора в Чернобыле.
Собственно, из-за Чернобыля весь этот сыр-бор и затеян. Оказывается у мученика свободы и совести Комарова и будущего тирана Чигурина – общее тёмное прошлое. На заре перестройки, в годы массового возникновения кооперативов, они воровали оружейный уран с Чернобыльской АЭС (что-то вроде кооператива «Хиросима лимитед») для последующей перепродажи его террористам и просто желающим. Потом что-то не поделили, рассорились, одного повлекли светлые идеалы демократии, другой деградировал в сторону мрачной тирании. Однако аварию устроить успели (чтобы замести следы). Русские, как водится, закидали пылающий 4-й реактор трупами (50 тысяч человек, по словам Макклейна-младшего). Ну, а олигарх и диктатор (до поры до времени) разошлись в разные стороны… Чтобы потом неизбежно сойтись в смертельной схватке.
Если опустить погони, стрельбу и то, что Макклейн-младший так и не простил старшему арахисовый соус (которым в детстве обнесли мальчика) – кажется, всё.
Впрочем, нет – есть и приятные стороны. Совместными усилиями спецназа ГРУ, ОМОНа, СОБРа и Космических войск РФ парочке Макклейнов удаётся нанести достаточно ощутимый урон в виде многочисленных синяков, ушибов и даже пары-другой колото-резаных ран. Поэтому, памятуя об экономическом кризисе и бедственном состоянии экономики США, можно не сомневаться, что затраты ЦРУ на бинты, пластыри, тампоны и зелёнку сильно ударят по бюджету этой доброй некоммерческой организации. Что, в свою очередь, заставит их хоть на время присмиреть…
Что ещё умиляет в очередном заокеанском киноулёте? В первую очередь, художественный прогресс режиссуры (после незабываемых «Пяти дней в августе»): вместо звероподобных русских (вернее, вместе со звероподобными русскими) появляются и вполне себе человекообразные уроженцы РФ. Особенно судьи в средневековых жабо (Если кто не понял, втяните воздух ноздрями: вы не чуете запах костров инквизиции? Тогда можете смело забирать документы на оформление грин-карты – вас тут не стояло).
Характерен кадр, когда за подтянутым спортивным Чигуриным идут безликие тысячи судей-инквизиторов. «Матрицу» смотрели, не дураки, поэтому понимаем – за Чигуриным тотальный контроль и «система». А за Комаровым – свобода и предпринимательство. Правда, свобода немножко воровата (как и всё у русских). И даже множко… Боевая чета Макклейнов понимает это слишком поздно. Что, впрочем, не мешает им разнести остатки Чернобыльской АЭС и похоронить под ними всех злодеев.
В общем, сказка ложь да в ней намёк. Понятно, что американский или финский зритель при словах «оружейный уран, сворованный с АЭС» – не вздрогнет. По результатам работы Ливанова, глядишь, и наш молодой зритель проглотит и запьёт «кока-колой» эту новость. Но образованные русские люди старше сорока как-то задумаются: зачем уран-235, обогащённый до 90% («оружейный уран»), держать на АЭС, где используется уран-235, обогащёный до 4,5% («топливный уран»)?
А задумавшись, вспомнят реальную основу этого сюжета. Когда не подтянутый моложавый тиран, а рыхлый и не всегда адекватный «отец российской демократии» со своим премьером Черномырдиным действительно продали втихую (без ратификации Думой) 500 тонн русского оружейного урана. И действительно террористу. Государству-террористу №1, более известному под оперативным псевдонимом «товарищ Волк» (известное соглашение Гора-Черномырдина).
По подсчётам специалистов, это 3\4 российского оружейного урана. А учитывая, что продали его на топливо для американских АЭС (то есть обедняя до 4,5% за счёт необогащённого урана), то до 2015 года за океан должно уйти (больше половины уже ушло) не менее 10 000 тонн этого редчайшего сырья. С потерей месторождений в Казахстане, Узбекистане и ГДР (при СССР) в России осталось только одно. Поэтому будущее нашей атомной энергетики, не говоря уже про оборону, выглядит весьма тревожным.
Ну и напоследок: что-то зачастили звёздно-полосатые супергерои в Москву. Сначала Том Круз со своей «невыполнимой миссией» половину Кремля разнёс в пыль, теперь вот и Брюс Уиллис с «орешком» подтянулся. И хотя цэрэушные беспилотники над Таганской площадью пока ещё вызывают смех, но направление мысли уже очевидно. Может теперь и старичка Сталлоне дождёмся, с «Рембой - 5», как в старые добрые времена, а?..