То, что многострадальный "Адмирал Горшков", переименованный индийскими покупателями в "Викрамадитья", потерпел аварию во время ходовых испытаний, уже никого не удивляет. Отечественные технологии даже там, где они всегда были на мировом уровне, в том числе в оборонной и в космической сфере, неуклонно деградируют.
Ну, нельзя уничтожать систему образования и здравоохранения, закрывать целые научные институты и производства, разрушать технологические цепочки — но при этом продолжать "держать планку" на рекордной высоте.
При попытке дать полный ход, 30 узлов в час, три из четырех новых котлов авианосца вышли из строя. Как раз те самые котлы, которые были сданы методом расчётного проектирования, без необходимых стендовых испытаний... Теперь надо резать корпус, вынимать котлы, ставить новые... Скупой платит дважды, глупый — без конца...
И терпение индийских партнёров, равно как их готовность платить за российские брак и расхлябанность, далеко не вечно — хоть это надо же понимать. В отношении наших футболистов давно ходит анекдот, что есть такая профессия — Родину позорить. Теперь, похоже, все мы стали такими "футболистами".
Дело ведь не только в пресловутых "репутационных издержках" — дело в том, что когда и если, не дай Бог, начнутся серьёзные, всамделишные конфликты (а кто сейчас поручится за то, что такого не случится?), безопасность страны окажется под угрозой, а наши армия и флот — "вооружены" кучей железного и электронного хлама, не способного выполнять реальные боевые задачи.
Всегда считалось, что для продажи за рубеж мы производим облегченные и упрощенные образцы вооружений, а реальные, лучшие боевые единицы оставляем себе. Это значило, что экспортные контракты должны выполняться "на раз".
История с авианосцем "Викрамадитья" показывает, что даже здесь начались невероятные и непредставимые по советским временам сложности. Конечно, можно сказать, что всё это — рабочие моменты, что модернизация любого военного корабля идёт сложно, что проще построить новое, чем переделать старое... Но что-то ничего никак нигде не строится, ракеты не летают, спутники падают, а ответственные за все эти безобразия высокие должностные лица продолжают таковыми высокими должностными лицами и оставаться, хотя нанесенный ими ущерб исчисляется уже даже не десятками, а сотнями миллиардов долларов, то есть триллионами рублей.
А пока — вопрос по "Викрамадитья", который необходимо было сдать заказчику еще четыре года назад, снова "завис" на неопределенный срок, Индия решила не допускать российские истребители МиГ-35 к участию в тендере на закупку 126 самолётов для своих ВВС. Так что нам опять "двойка"! Почти без шансов на исправление.
Спрашивается, может ли долго протянуть страна "троечников" и "двоечников"? И почему мы стали такой страной? Ставить вечные российские вопросы: "Кто виноват?" да "Что делать?" — здесь уже совершенно бессмысленно.
Спрашивать надо о другом: "Кому выгодно?" И после ответа на этот вопрос ответы на все остальные, наверное, придут буквально сами собой. Но кто сможет задать этот вопрос и заставить ответить на него?