По подозрению в хищениях бюджетных средств на сумму в 50 миллионов рублей арестован ряд сотрудников Министерства культуры РФ. Вокруг этого факта разворачивается громкая "информационная война".
"МК", презрев принцип презумпции невиновности, уже опубликовал статью под названием "Дело о хищениях в Минкультуры: как работала "прачечная" на миллиарды. Заместитель Мединского подозревается в коррупции и отмывке бюджетных денег". Точно так же НТВ включило в своё информационное шоу "Центральное телевидение" анонсы наподобие: "На чём погорели чиновники Минкульта", "Кто и как организовал коррупцию в Минкульте"…. Следствие не окончено, суда не было — но НТВ уже вынесло приговор…
Всё это не удивляет.
Если Минкульт и Российское военно-историческое общество стараются всеми способами почтить и сохранить память о Великой Отечественной войне, а сам Владимир Мединский никогда не скрывал своей борьбы с фальсификациями отечественной истории, то "МК" такие фальсификации транслирует лет тридцать, а ещё в 2005 году, в канун 60-летия Победы, не стеснялся публиковать статьи сожалеющих о поражении гитлеровской Германии.
Точно так же с НТВ: Мединский и до, и после своего назначения на пост министра культуры РФ одёргивал НТВ в его стремлениях показать тот или иной фильм-пасквиль под флагом "правды о войне", на что НТВ регулярно огрызалось и грозило свести счёты за эти одёргивания. Собственно, всё это — элементарная попытка давления не следствие, а через него — и на суд, и на правительство.
Здесь и суть вопроса.
Объявлять само собой разумеющейся вину фигурантов, а заодно — всего министерства и его главы Мединского, в первую очередь, бросились именно те, кто уже не однократно посылал в его адрес проклятия совсем по другому поводу — по поводу политики Минкульта. За четыре года работы Мединского на посту министра эта политика изменилась кардинально — точнее, она просто появилась. Сфера культуры перестала быть сферой досугового отключения и неограниченного заработка художественной богемы — она стала сферой защиты системы ценностей, разделяемых подавляющим большинством населения нашей страны, ценностей её историко-культурной и историко-политической самоидентификации.
Появились "Основы государственной политики в области культуры" — ненавидимые богемно-художественной эрзац-интеллигенцией. Появилась "Стратегия государственной культурной политики", где, на мой взгляд, есть плюсы и есть минусы, — раньше не было никакой.
Недавно РИА Новости опубликовало результаты журналистского расследования деятельности Минкульта за прошедшие четыре года. Из его материалов можно увидеть, что министерству, как правило, удавалось добиться сокращения представленных смет примерно на 20%. Шла экономия на текущих расходах, на ХОЗУ, на расходных материалах. И шло добывание дополнительных источников финансирования. В результате, если до прихода Мединского зарплата в сфере культуры в среднем составляла 15-22 тысячи рублей, то к 2016 году она составила в федеральных учреждениях около 50 тыс. рублей, а в целом по стране — чуть больше 30 тысяч.
Только в 2014 году было открыто 36 новых и 65 реконструированных музеев в регионах. Создали Музей Первой мировой войны, новые корпуса Музея Мирового океана в Калининграде, Литмузей в Москве, новый комплекс музеев Эрмитажа. Начато строительство Центра современного искусства на Ходынке. Были созданы комплексы государственных центров современного искусства в регионах: в Нижнем Новгороде, Калининграде, Самаре, Калуге, Екатеринбурге и на о. Русский. Плюс Мариинка‑2, завершение реконструкции БДТ, новая Филармония на юго-западе Москвы, десятки театров и филармоний по всей стране. Развернуто переоборудование под кинотеатры, при финансировании Министерством, заброшенных либо запущенных домов культуры в малых городах.
Перечислять эти и другие результаты работы Минкульта можно долго. Но дело не в победах и провалах и даже не в соотношении первых со вторыми.
Дело в том, что министерство под руководством Мединского стало неугодным. Не стране и народу — Мединский входит в число наиболее авторитетных и популярных министров нынешнего правительства. Оно неугодно тем группам политического класса и относящим себя к культурной и политической элите кругам, которые считали сферу культуры своей никем не контролируемой вотчиной, откуда, с одной стороны, черпаются средства для личного обогащения, а с другой — зарабатываются, путём идейно-политической дестабилизации и разрушения страны, возможности легализации этих денег на Западе.
Поэтому для дискредитации работы Минкульта и устранения Мединского будут использоваться любые возможности и любые схемы.
Это не значит, что следователи, расследующие подозрения на хищения в Минкульте, имеют к ним какое-либо отношение, либо состоят с ними в каком либо "сговоре", — они, скорее всего, действительно работают на очищение страны от коррупции.
Но в том и заключается один из главных приёмов аппаратной интриги: "включить" или "выключить" в нужное время в нужный процесс нужных людей. "Мастеров культуры" подобного уровня сегодня в России не так много, и все они, а также возможные мотивы и "почерк" их действий, достаточно хорошо известны.