Авторский блог Галина Иванкина 21:01 17 ноября 2014

Однополярный ад

Практика показала, что сильная и уверенная в себе Россия всегда была и будет неугодна Америке, потому что Дяде Сэму совершенно неинтересен мощный конкурент, ещё один гигант, ещё один полюс. Слабую же Россию будут лишь снисходительно приветствовать.

America! America!
God shed his grace on thee
And crown thy good with brotherhood
From sea to shining sea!

Из песни.

В арсенале социалистического Агитпропа имелся устойчивый термин – «гегемонизм». Слово неприятное на звук, даже… на взгляд, при чтении. Гегемон – это звучало открыто и гордо. Звеняще. Гегемоном называли пролетариат, рабочий класс – ведущую силу красной революции. А вот в производном «гегемонизме» было что-то от заползающей змеюки или от тяжёлой болезни. И недаром! Он всегда стоял в одном ряду с апартеидом, «кровавым режимом Пол Пота» и действиями «разнузданной американской военщины». В брошюре, изданной «Политиздатом» на излёте советской эпохи, всё ещё говорится, что «…при гегемонизме невозможен социальный прогресс». Доминирование, диктат, навязывание миру своей воли. Обучение «азам демократии» посредством бомбёжек. Внедрение своего стиля жизни и своей культуры через кино и рекламу. Тут и никаких бомбёжек не потребуется – «Сникерс» в зубы, глянцевый журнальчик – под нос, позитивную звёздно-полосатую бейсболку – на голову. На бывшую голову, если точнее. Гегемонизм, он же однополярный мир с единым центром мировой Цивилизации. В Вашингтоне, разумеется.

Советские же… романтики всё больше напирали на мирное сосуществование двух систем, на здоровую соревновательность. В передаче «Международная панорама» нам регулярно показывали, чем грозит миру та самая однополярность, пусть даже она и рядится в добренькую маску Микки-Мауса, помахивая знаменем всеобщего благоденствия. Вспомните хотя бы эпохальную борьбу европейской общественности против размещения на их территории американских ракет. Тысячи людей ходили с плакатами Yankee go home! и с прочими «Нет войне!». Когда-то сие называлось Маршами Мира. (Сейчас так именуются выпады нашенской «пятой колонны» против своей же страны, что характерно).

Перед самой Перестройкой на экраны вышел типовой, но весьма занимательный политический детектив «Европейская история» с Вячеславом Тихоновым в главной роли. Он сыграл влиятельного медиа-персонажа – некоего западногерманского телеведущего, к мнению которого прислушиваются тысячи людей. И вот – момент истины. Звезду эфира принуждают выступить в поддержку праворадикального, фашиствующего кандидата - горячего сторонника американских ракет и американского присутствия в регионе. Разумеется, герой Тихонова отказывается, хотя на кону стоит его блистательная карьера. Сейчас эту кинокартину совсем забыли – она неактуальна, ибо повествует о событиях, которыми ныне интересуются только историки да политологи. Кстати, нам всегда давалось понять – под Америку прогибаются только правители матушки-Европы, воротилы бизнеса, бесчестные политиканы, а вот «простой французский (немецкий, норвежский…) народ» вовсе не желает видеть чрезмерно активного Дядю Сэма с его «разнузданной военщиной». Сейчас – ровно всё то же. Европу лихорадит от диктата Барака Хуссейновича Обамы, а многие евро-политики высказывают сомнение в правильности проамериканского курса, принятого как данность. Интересно, что параллельно с этим Запад снова запугивают «русской угрозой», как не так уж давно – всего лет тридцать назад - их там запугивали угрозой большевизма. (Те самые ракеты, кстати, должны были защищать европейские ценности от потенциальной агрессии красного дьявола). Америка – этот роскошный и агрессивный колосс – не терпит никакой альтернативы. Биполярность мира – это не для неё, ибо как поётся в знаменитой и очень красивой песне: ‘AmericatheBeautifulВсё, что помимо и не там, то, разумеется не beautiful. Россия же всегда стремилась к сотрудничеству, к сосуществованию, а не к доминированию и давлению. (Кстати, утопические меты о принесённой на штыках Мировой Революции, столь популярные в 1920-х годах, быстро вышли из политической моды и уже к концу 1930-х об этом никто не заикался). Наш лозунг: «Не трогай наше!», красиво выраженный формулой «Кто к нам с мечом придёт, тот от меча и погибнет!». Системы могут существовать, соперничая, но не конфликтуя.

Даже в романах ранних Стругацких – в «Стажёре» и в «Хищных вещах века» имеются некоторые мысли по этому поводу. Вспомним? Коммунизм уже построен, а на Земле и - в Космосе всё ещё наблюдаются две противоборствующие, конкурирующие системы. Капитализм не умер, однако, он уже на краю могилы. Диалоги – впечатляющи: «- И ещё одно, - сказал он. - Эти самые грязные бумажки, о которых вы говорите. В вашей сумасшедшей стране все знают, что деньги - это грязь. Но у меня в стране всякий знает, что грязь - это, к сожалению, не деньги. Деньги надо добывать!» Но мы верили в то, что коммунизм всё равно победит – такова общественная эволюция. А пока, что называется, «два мира – два детства». Мы здесь созидаем, они там куют бабло. У нас – социальный прогресс, у них – депрессия и тупики мировоззрения. Но… Опять же читаем Стругацких: «Да, капитализм - труп. Но это опасный труп». Ибо в их супермаркетах тридцать видов консервированных оливок, а у нас – очередь за одним видом колбасы. Увы и ах. «Есть еще много людей на планете, которые гасят свой разум. Они называются мещанами». Это, как вы помните, фраза из всё тех же «Стажёров». На этом красиво сыграли те, кто хотели вечной и незыблемой однополярности. И – все хором:

America! America!

May God thy gold refine

Till all success be nobleness,

And ev’ry gain divine.

Уже в перестроечное время некий популярный сатирик (он и теперь весьма востребован) ловко высмеял концепцию биполярного мира, придравшись к агитпроповской терминологии: «Скажите, почему у них – капиталистический мир, а у нас – социалистический лагерь?» И зал буквально захлёбывался от неистового рёва – в те годы вообще много и тупо смеялись. Итак, нам чётко сказали – у них мир, у нас лагерь. Давайте отсюда драпать, пока нас ещё готовы принять «мировые ребята» с широкими голливудскими улыбками. И мы стали стараться. Мы сделались третьеразрядной горе-страной, во главе которой полулежал недоумённый Борис Николаевич. Нас подбадривали – кормили попкорном и давали гранты. Да. После крушения СССР мир на время стал однополярен. Одержавшие верх либеральные силы, убеждали нас, что Перестройка и демонтаж советской системы спасли мир от термоядерной катастрофы. Больше того – отныне мы приняты в семью цивилизованных социумов. Нас так долго ненавидели, боялись, презирали и высмеивали (целая гамма чувств и оттенков!), а вот теперь нас милостиво допускают к общему столу. Практика показала, что сильная и уверенная в себе Россия всегда была и будет неугодна Америке, потому что Дяде Сэму совершенно неинтересен мощный конкурент, ещё один гигант, ещё один полюс. Слабую же Россию будут лишь снисходительно приветствовать. Полупрезрительным кивком и смешными подачками. Это нормально, это – жизнь, ибо основной человеческий инстинкт – это не тот, о котором трындел венский шарлатан Зигмунд Фрёйд, а – воля к власти. Кто сильнее, тот и прав. У того – ресурсы и земли. И право. Но по-настоящему цивилизованный сапиенс не пытается агрессивно внедрять свои приоритеты. Он ищет пути сотрудничества и склоняется здоровой соревновательности, что и делал СССР все годы.

Конечно же, стремление к однополярному миру – это не американское изобретение, ибо воля к власти – сие в крови человечества. Так, в конце XV столетия единственной значимой сверхдержавой сделалась Испания – морская мощь и золото инков, а также грабительские налоги, собираемые с нидердандских провинций (вспомните Тиля Уленшпигеля!) Потом Испанию потеснила пиратская Британия, возглавляемая рыжей авантюристкой-девственницей Бетси Тюдор. Во второй половине XVII века первенство держала Франция, возглавляемая королём «…по имени Солнце». Галантное осьмнадцатое столетие, хотя и было французским на вкус, всё-таки оставалось немецким по содержанию, а за гегемонию в самом германском мире сражались два колосса – дряхлеющая, неповоротливая империя Габсбургов и молодая, победительная Пруссия. А потом был великолепный Бонапарт (из понаехавших корсиканских артиллеристов), который, по сути, был первым, кто реально (в Новое Время!) всерьёз задумался о мировом господстве, о той самой однополярности. Как и где он закончил свои лета, знают, наверное, все. Адольф Гитлер тоже стремился к гегемонии, а господа-Чемберлены года этак до 1939-го полагали, что нацизм – это всего лишь удачная прививка от большевистской заразы. Да. Быть единственной и неповторимой сверхдержавой – это весьма заманчиво. Воля к власти!

Ах да, поговорим об искусстве! Вспомните любой американский кинопроект из разряда science fiction или же так называемые «фильмы-катастрофы». Везде и всюду будет главенствовать одна и та же идея – некий Американец (физик, биолог, космолётчик, …спецназовский сержант, полисмен) красиво спасает мир от нашествия железных чудовищ из района Проксима-Центавры (как вариант - от нового вида чумы, от обломков астероида, от зомби, от столкновения Земли …с Землёй из параллельной реальности). В общем, американец выручает всю нашу многострадальную цивилизейшен. В кадре мы видим, например, стенающую Европу, которую накрывает космическим смерчем - он весело и спецэффектно сметает все эти Кремли, Бельведеры и Фонтенбло. Но тут является красивый, мощный, позитивно мыслящий Джонни-Америка и побеждает любые чудовищные обстоятельства. Представители других наций – будь то русские или французы - встречаются в повествовании крайне редко. Чаще всего – снисходительно или же уничижительно. К примеру, снятый в конце 1990-х, «Армагеддон» показывает нам пьяного, бородатого …космонавта Льва Андропова в характерной шапке-ушанке и в несвежей футболке с красной звездой. Он вовсе не похож на гордого покорителя звёздных пространств. Перед нами, скорее, образ не протрезвевшего сантехника, управляющего всей своей бортовой техникой при помощи гаечных ключей и увесистого кулака. Что ж, это была своеобразная реакция Голливуда на коллективное самоуничижение, принятое в ельцинской России! Смотрите и думайте! При Советах нашего хомо-советикуса они хотя бы слегка уважали, боялись. Помните «Рокки-IV». Белокурая бестия, беспощадный, со стальным взглядом, устремлённым в Светлое Будущее, супермен Иван Драго, конечно же, проигрывал на ринге «простому американскому парню», но он был могуч и страшен.

Или вот. Возьмём, например, новинку сезона – фантастический блокбастер «Интерстеллар». Громкая премьера, но, в прочем, всё, как обычно. Красивая, качественная картинка, могучие образы «хороших американ-бойз», толерантный состав экипажа с непременной женщиной и положительным афро-чернокожим, эпичные сцены расставания и прочая милая сердцу голливудщина. Остановимся немного на деталях сюжета, право, они того стоят. На экране мы видим безрадостное будущее человечества. Население Земли постепенно вымирает от голода и ухудшающегося климата, а также от пылевых бурь, которые уничтожают весь урожай и вызывают различные лёгочные патологии. Земляне заняты исключительно выживанием, а в школьных учебниках говорится, что никакой высадки на Луну в 1969 году не случилось – это был всего лишь грандиозный надувательский проект, чтобы (внимание!) разорить Советский Союз. (Посыл: занимайтесь своей кукурузой и не думайте о звёздах). Это всего лишь проходная мелочь, винтик повествования, а таких винтиков в сюжете – масса.

Так, именно американские учёные находят оптимальный выход и тамошние же пилоты прорываются сквозь чёрную дыру в поисках новых планет, пригодных для хомо-сапиенса и его любимой кукурузы. (О России – о первой космической державе упоминается только в вышеуказанном фрагменте). Я понимаю – фильм создан Голливудом и обязан прославлять именно американский дух с американской наукой. Но по ходу сюжета упорно произносится слово «человечество», хотя никаких других его представителей, кроме как американцев в кадре не наблюдается. Вывод: именно USA – мировой лидер, спаситель всей популяции, великая сверхдержава. Единственная на Земле, а …если честно, то уже и в Галактике. И в соседней Галактике – тоже. Чисто по-человечески всё это можно понять и даже более того – восхититься. Это только наши «кино-интеллигенты» обожают стряпать медиа-дрянь о России, а всё, что создаётся с любовью, они обзывают «великодержавным пафосом» или ещё какой-нибудь «михалковщиной».

Больше того – любая голливудская история, рассказывающая о Второй Мировой войне, строится по тому же классическому принципу. Условный рядовой Райан спасает матушку-Землю от коричневой чумы, а заодно - в конечном зачёте - и от…наступающих с Востока красных полчищ. Многие современные американцы уверены в том, что лавры той победы принадлежат исключительно их прадедам, а русские вообще воевали…на стороне Гитлера. Вот, например, военно-историческая драма «Охотники за сокровищами» с Джорджем Клуни в главной роли. Итак, разгар Второй Мировой войны. Команда историков и хранителей музеев объединяются, чтобы спасти произведения живописи, похищенные фашистами. Вы, скорее всего, уже поняли, что возглавляют сей проект благородно—высокодуховные, но при этом - твёрдые в своих устремлениях американцы, которые, как никто в этом мире пекутся о преумножении и сохранении изящных искусств.

Мелькают англичане и французы, но они – только подручные, на подхвате. А что же СССР? Наши музеи тоже были немилосердно разграблены гитлеровцами. Так вот русские здесь показаны даже не как второстепенные союзники, а как тупая, агрессивная орда, от которой тоже…надо спасать картины. Авторы сноровисто и умело смешивают красное с коричневым, а своё-родное выставляют белым и пушистым. Но – стойким и неумолимым. Как у них там принято. С точки зрения патриотизма – это прекрасно, это – аплодисменты и лёгкая зависть. Они – могут …так. Они не оплёвывают свою историю – они ею гордятся, а ради поддержания и сохранения этой гордости смеют даже искажать очевидные факты. Наши же либералы стараются низвести даже общеизвестные, хрестоматийные подвиги до «агитпроповской лжи». Можно ли себе представить, чтобы в любимой креаклами Америке было дозволено обгаживать всенародно почитаемых героев войны? Как же-с? Ибо…

America! America!

…O beautiful for patriot dream
That sees beyond the years…

Увы. Сейчас мы опять в состоянии Холодной Войны, ибо однополярный мир пошатнулся на горе нашим либералам. Россия более не хочет быть в десятом ряду с краю. Не так давно Путин сказал: «Есть древняя пословица: «Что позволено Юпитеру, то не позволено быку». Но медведь ни у кого разрешения спрашивать не будет. И тайги своей не отдаст. К нам не лезьте и не корчите из себя вершителей судеб мира». Гегемонизм не пройдёт.

Илл. red-sovet.su

1.0x