Авторский блог Илья Стебенюк 12:28 18 сентября 2015

Ода почтовой марке! Восхищения прагматика.

Конструктивная работа с детьми стимулирует к поиску новых тем для расширения их кругозора. Можно, конечно, продолжать заниматься с микроскопом- благо, что ещё осталось 70% непросмотренных препаратов. И мы будем постепенно их изучать. Но, во-первых, микроскоп- это точный прибор, который не «любит» частых переносов, а, во-вторых, одной биологией ( при всей её важности) научный мир не ограничивается. И я решил познакомить детей со своей коллекцией почтовых марок- с таким явлением, как филателия. Собирал я их, примерно, в период с 1988-1994гг, когда мне было 8-14л, учился во 2-6м классах. Как видите, это был очень бурный период для нашей страны. Как говорят в таких случаях «заснули мы в одной стране (СССР), а проснулись- в другой (РФ)». Перед тем, как писать статью посчитал марки- по состоянию на 28.07.2015г- 798шт.

Ода почтовой Марке! Восхищения прагматика.

Конструктивная работа с детьми стимулирует к поиску новых тем для расширения их кругозора. Можно, конечно, продолжать заниматься с микроскопом- благо, что ещё осталось 70% непросмотренных препаратов. И мы будем постепенно их изучать. Но, во-первых, микроскоп- это точный прибор, который не «любит» частых переносов, а, во-вторых, одной биологией ( при всей её важности) научный мир не ограничивается. И я решил познакомить детей со своей коллекцией почтовых марок- с таким явлением, как филателия. Собирал я их, примерно, в период с 1988-1994гг, когда мне было 8-14л, учился во 2-6м классах. Как видите, это был очень бурный период для нашей страны. Как говорят в таких случаях «заснули мы в одной стране (СССР), а проснулись- в другой (РФ)». Перед тем, как писать статью посчитал марки- по состоянию на 28.07.2015г- 798шт. внушительная цифра! Стал продумывать, какие слова подобрать, чтобы рассказать об этом увлечении современным, осмартфоненным детям. Для этого ещё раз подробно просмотрел коллекцию. Чтобы вспомнить то время, вспомнить пути, которыми попадали к нам марки, осмыслить образы, запечатленные на них. И не заметил, как погрузился очень глубоко. И сразу нашлись нужные Слова о филателии, которые будут понятны детям нашего жестокого, прагматичного, не любящего сантиментов Времени. Решил, скажу так : «Посмотрите на этот маленький клочок бумаги. По сути- это всего лишь маленький клочок бумаги с каким-то изображением. Но, это лишь на первый, очень поверхностный взгляд. Если присмотреться и расшифровать те знаки, нанесенные на него, перед нами откроется огромное кол-во информации. Это и география- разные страны ( Куба, Монголия, Болгария, Вьетнам). Это и История- на многих марках изображен древний уклад жизни этих национальностей. Многие марки выпускались к какой-то памятной дате, событию, конгрессу, которые через 30л сами стали живой Историей. Это и экономика. По стоимости марок вы можете узнать денежные единицы (валюту), которые имеют (имели) хождение в этих странах. И даже- геополитику можно увидеть на марках. Так, например, марка с надписью Chechoslovensko, с усатым силачом, поднимающим штангу, дает нам память об уже несуществующей стране. Так как Чехословакия в 1991г разделилась на 2 государства- Чехию и Словакию. А, например, марки DDR ( ГДР)- говорят о том же- об исчезновении с политической карты мира этой страны. Только процесс был другим- не распад, а слияние. Как известно, в 1989г ФРГ ( Зап.Германия) и ГДР ( Восточная Германия) объединились в одно государство. Да и что ходить далеко за примерами в другие страны? И наша страна до 1991г была другой- называлась СССР. И об этом тоже хранят память почтовые марки с оттиском «СССР». Вот тебе и клочок бумаги! Вот это историческая ценность! Страны уже такой нет, а марки- есть. И это тоже (наряду с книгами, газетами и прочими материальными носителями- свидетелями Эпох) – один из способов сохранения памяти. Ну и ещё один важный источник информации дает нам «простая» почтовая марка- это зоологическое название вида птиц или животных, изображенных на ней, технические параметры кораблей, вертолетов и т.д. Вот тебе и простой «клочок бумаги» размером 2х3 см! Воистину- рукописи не горят!

Какими путями попадали марки в наши коллекции? Их было несколько:

Их продавали на почте и в киосках «Союзпечать». Да, в то время СССР был настолько мощной, культурно развитой державой, что выпускал почтовые марки к каждому важному событию в Мировой жизни. Вот передо мной комплект марок, посвященных космосу: июль 1975г- стыковка косм.кораблей «Союз-Аполлон», за которой с придыханием следил весь Мир. Важное событие? Получите марку 100млн.тиражом- чтобы она оказалась в альбоме у каждого мальчишки, тянущегося к звездам! Получите и помните о нашем лидерстве в сфере освоение космоса. А вот А.Леонов- 1й человек, вышедший в открытый космос. Космонавт одет в скафандр, но по дате- 18.03.1965г- мы точно знаем, что это наш- А.Леонов. В советское время об успехах нашей страны нам рассказывали в школе. Стране было чем гордиться. А вот другая дата- 04.10.1975г- СССР запустил 1й искусственный спутник Земли. Ну и как вы считаете, эта информация полезнее, чем календари с этими гламурными развратными дивами из «Дома-2», которые сегодня заполонили все наши киоски «Роспечать»? Думаю- ответ очевиден. Идем дальше. Обмен. Если я покупал комплект из одинаковых марок, я менял их на те, которых у меня не было. Не буду утверждать однозначно, но, кажется, мы на них играли. Во вкладыши от жевательных резинок мы играли точно. Устанавливали их номинальную «цену», ложили стопочкой и ладошкой, ударом «лодочкой», пытались перевернуть. Если вкладыш переворачивался- он твой. Возможно, так мы играли и на марки. Не помню- подзабыл. Может быть, кто-то из читателей подскажет?

Да, немного о составе моей коллекции. По мере накопления марок встал вопрос об их систематизации. В итоге, в моем альбоме образовались такие тематические подборки:

1) Птицы разных стран. Здесь и обитатели Кубы, Монголии, Бразилии, Болгарии, Вьетнама, Чехословакии.

2) Рыбы- водная фауна Черного моря, Атлантического океана и др.

3) Цветы. Это-особо яркие марки. Настолько «живые»- почти настоящий гербарий! Надо отметить- марки чётко выполняли свою познавательно-просветительскую роль- помимо самого цветка( птицы, животного) на ней стоит название этого вида- латинское и русское.

4) Корабли ( линкоры, ледоколы, траулеры, теплоходы, буксиры и т.д.). Как мы знаем, многие корабли носят имена известных людей. Эти марки будут особо интересны мальчишкам- это же техника, чудесное «железо»! Рассматривая эти марки, можно узнать, что существуют разные типы флотов ( морской, речной, океанический). Что корабли по своему назначению делятся на разные виды ( например, научные суда- в СССР была Наука!), рыболовецкие ( а рыба-то не в магазине водится! А хлеб-то не на деревьях растет!); ледоколы ( а человечеству-то зачем-то надо продираться через льды! А зачем?) И вот она- пошла работа мозга, пошло построение логических цепочек. Как видите, пытливый ум найдет на этом «клочке бумаги» много ценной информации.

5) Вертолеты, самолеты, дирижабли. Принцип такой же, как и с кораблями- разные виды, для разных задач. Вертолет пролетит туда, куда не сможет сесть самолет, доставит грузы полярникам ( кто такие полярники? Зачем они живут на льдинах?), завезет продукты малым народам Севера ( а кто такие эвенки? А сколько их? А чем они занимаются? А почему не переехали жить в города? и т.д.) Опять начал работать пытливый ум, стал выстраивать логические цепочки. Играя в комп-е игры вы так свой мозг никогда не разовьете.

6) Спорт. разные виды спорта. Рассматривая эти марки, можно рассказать, что есть олимпийские виды спорта и те виды, которые, пока, не включены в программу олимпийских игр. А попутно- и про историю олимпийского движения, вспомнить наших прославленных спортсменов- олим-х чемпионов. Вот на марке, где-то в лесах Амазонии, в мяч играют голые туземцы, даже без набедренных повязок- насколько, оказывается, древний наш футбол!

7) Животные, змеи. Аналогия с коллекцией цветов- узнаем фауну разных стран, названия видов, их местообитание.

8) Паровозы. Аналогия с самолетами, кораблями. Узнаем технические характеристики поездов, историю развития ж/д техники.

9) Великие люди. Тут и лауреаты Нобелевской премии, и политики, и полководцы, художники, писатели. В детстве они были не особо интересны, а сейчас, во взрослой жизни- всё сильнее восхищаешься интеллектуальной мощью этих Титанов! Да-а, были люди в наше время…

10) Памятники архитектуры. Тут и минарет в Узгене ( Киргизия), и мавзолей Мохаммеда Башинара в Таджикистане, и мечеть Талтахан-баба в Туркмении. Опять погружаемся в «пыль веков», глубже узнаем мусульманский мир.

11) Комплект марок музыкальных инструментов союзных республик бывшего СССР. Особо любимые мной, как музыкантом, марки. Кто сейчас, в эпоху электронной музыки ( нажал кнопку в телефоне и шум пошел) знает такие инструменты, как кобза, цымбал, чимкой, карной, кобыз? Дай бог- балалайку вспомнят. А ведь эти инструменты радовали живой музыкой наших предков во время полевых работ, походов, на праздниках. И они, в отличие от телефонов, могут рождать красивую музыку без электричества и подзарядки. И опять, пытливый ум залезет в Интернет, почитает о такой стране, как Молдавия и о принципе работы приглянувшегося муз.инструмента с необычным названием. Не ленитесь- тренируйте мозги! Доказано учеными- это продлевает жизнь.

12) Ещё 150 марок, разнородных по сюжетам. Их я отнес в группу «сборная солянка».

Выйдя из восхищенного оцепенения, ещё раз подумал- какое подспорье для школьной программы ( география, история, экономика, литература, политология) заключено в этом небольшом ( по меркам широкоэкранных телевизоров) альбоме! Об этом я и рассказал детям. Слушали внимательно- видимо ещё завораживал необычный вид ярких, красочных, информативных «бумажечек». Хотя это поколение ещё ни разу не писало писем, и не отправляли их почтой, но интуитивно они догадывались, что перед ними лежат важные плоды интеллектуального труда Человечества. Приятно удивил 11л Дима своим знанием страны СССР- видимо родители кое-что рассказывали об этой стране. 1,5ч прошли в увлекательных рассказах о флоре и фауне разных стран, о героической жизни великих людей, о назначении разных видов самолетов, о повадках животных, об укладе разных стран и народов. В конце был «сладкий приз». Каждому я подарил по 1-2 понравившейся марке: девочки выбирали бабочек или цветы, мальчики- самолеты и корабли. Вопрос детей «а где их можно купить?» застал меня врасплох. Ну, по логике- на почте и/или в киоске «Роспечать». Было видно, что некоторые ребята «загорелись» коллекционированием марок. На след.день пошел проверить свои догадки. А то неудобно- детей направляю на почту, а там, может быть, и не продают их давно? Мои опасения подтвердились. Несколько блёклых почтовых марок продают только на центральном почтамте, а в киоске «Роспечать» отдельно марки не продают- только вместе с журналом, стоит который 400р. Какой ребенок найдет 400р чтобы купить 20марок? Да ещё без возможности их просмотреть перед покупкой- кота в мешке. Марки на центральном почтамте настолько кислые, примитивные по сравнению с советскими! Обычная гладкая бумага, даже без фигурных краёв- которые в общем-то и отличают марку от вкладыша или этикетки. Из более-менее заслуживающих внимание- марки, выпущенные к Олимпиаде Сочи-2014. Но стоят они недешево-25р/шт.

Итак, в пользе собирания марок этих детей я убедил. Ну а что мы имеем в «сухом остатке» для возможности коллекционирования? Практически- ничего. Альбомов- нигде не продают. Сами марки- дорогие и блёклые. Кружков, где начинающим филателистам могли бы подсказать и дать какую-то информацию-тоже нет. Печально, но факт- условий для развития детей через коллекционирование марок сейчас нет. Так что же мы удивляемся, что «они только в компьютер и пялятся!». А чем им ещё заниматься? Альтернативы-то познавательной нет. И кто-то мне будет утверждать, что после распада СССР наша страна «бурно развивается»?

Общение с марками навело ещё и на такую безрадостную мысль- насколько за последние 30л изменились ценности. Глядя на марки советского времени, поражаешься, насколько то время было гуманным, человеколюбивым, нацеленным на социальный прогресс. Вот, например, марка «остановим наступление пустынь». Кто сейчас, вообще, понимает, что это за страшный процесс- опустынивание?! Ведь голод, которому только по официальным данным ООН, подвержено 40% населения планеты, возникает именно из-за этого- Пустыня «пожирает» плодородные земли. А тогда, руководство СССР боролось с этой проблемой и через марки привлекали к ней общественное внимание. Вот марка, посвященная 28му орнитологическому конгрессу. Значит, до 1982г состоялось уже 27 международных конгрессов, на которых ученые решали какие-то важные для сохранения видов птиц, вопросы. Кто сейчас, вообще, хотя бы говорит про опустынивание, голодающую Африку, вымирающие виды птиц? Нет, нам важнее знать от кого и как родила Алла Пугачева и кто от нашей страны в этом году поедет на Евровидение. «Шик, блеск, красота». А в нашем случае- шум, треск, и… ПУСТОТА. А ведь эти проблемы никуда не делись- за 30л они только усугубились. Достаточно посмотреть на изменения климата. Но нет, банкирам, капиталистам нет никакого дела до проблем экологии, до проблем простых людей. Поэтому и общественное внимание ими искусственно уводится в другую сторону, поэтому и нет хороших марок. Печально, что мы даем возможность уводить наше внимание от реальных проблем.

Но, уважаемые, соотечественники, смотреть на этот процесс деградации безучастно, нельзя. Если ничего не делать- у нас будет тоже самое, что сейчас творится на Украине. Призываю вас прошерстить свои шкафы, откопать свои коллекции марок, стряхнуть с них пыль и познакомить своих ( и не только) детей с этим занятием. В интернете я нашел много отсканированных фотографий марок- Интернет тоже может стать помощником в этом деле. Ну и, будем надеяться, что наше руководство страны, наконец, поймет важность содержательной работы с молодежью и начнет выпускать красивые, интересные, содержательные марки. Постепенно возродит эту отрасль. Ведь нашей стране есть чем гордиться! И нам есть, что запечатлевать на марках!

1.0x