Авторский блог Дмитрий Перетолчин 13:43 14 апреля 2015

Знания и компетенции

Навязываемые сегодня программы глобального образования производят такую культурную мутацию, которая ведет к полному отрицанию традиционных ценностей и крайней примитивизации мышления. В американских школах в итоге получили людей, которые вообще не могут в чём-либо ориентироваться, поскольку им навязан мировоззренческий релятивизм в качестве нормы. Одновременно осуществляют дерационализацию сознания, главным врагом которой становится логика, поэтому новые методики изначально направлены на недопущение формирования логического мышления.

«ЗАВТРА». Ольга Николаевна, в чём причина того, что сегодня ситуация с образованием стала особенно актуальной?

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. У нас, наконец, заговорили об опасности, которую для нас представляет Запад в сфере финансов, экономики, политики. Между тем, если мы говорим о национальной безопасности, а недавно был утвержден новый вариант военной стратегии Российской Федерации, мы должны понимать, что никакая национальная безопасность невозможна без обеспечения духовной безопасности. А никакая духовная безопасность, в свою очередь, невозможна без суверенной системы образования, потому что именно система образования традиционно в России и на Руси включала и систему обучения, и воспитания. Это было настолько слитно, что это не различалось, и только в нашем языке есть понятие «образование», что означает процесс раскрытия в человеке образа Божия. Во всех других языках, как правило, речь идет об обучении. Так вот без суверенной системы образования, в ходе которой утверждается традиционная система ценностей, мы не можем говорить о каком-то духовном суверенитете. А без духовного суверенитета невозможно никоим образом обеспечить национальную безопасность.

Когда мы говорим о санкциях, об импортозамещении, то в первую очередь речь идет исключительно об экономике и финансах. В то время как в сфере образования совершенно все открыто. Нас интегрируют в глобальную систему ценностей, в глобальное образование, благодаря этой интеграции наша молодежь и дети переходят на западные стандарты, на западную систему мировосприятия. Ярким примером этого стал последний документ, который подготовило Министерство образования - «Стратегия развития воспитания в России на период до 2025 года». Сначала объявили, что она будет принята в мае-июне, а теперь стало известно, что в соответствии с распоряжением премьер-министра РФ её должны утвердить уже в апреле, причём без широкого обсуждения, без учёта мнения широкой педагогической и родительской общественности. Всё делается закулисно, кулуарно, что характерно и для других документов такого рода.

Происходит это потому, что документ этот составлен не в России и излагает те положения, которые были давным-давно разработаны в международных центрах, и касается общей перестройки системы образования, которая сейчас происходит и на Западе. Речь идёт об очень глубокой перестройке. И «Стратегия» эта крайне опасна для нас тем что, во-первых, она должна утвердить и сделать нормой полную нравственную и мировоззренческую размытость и неопределенность. Хотя она и представлена как стратегия патриотического воспитания, но судя по тому, как там все сформулировано, речь идет именно о мировоззренческом и нравственном релятивизме. А во-вторых, очень важный момент: «Стратегия» призвана окончательно разделить образование и духовное воспитание, то есть ударить коренным образом по русской традиции образования.

«ЗАВТРА». У нас педагогика сама по себе подразумевает воспитание.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Да, но сегодня в соответствии с теми положениями, что прописаны в образовательных стандартах, образование превращается просто в набор компетентностей, которые в отличие от знаний мыслятся как сумма некой информации, которая формируется на потребу глобального рынка труда. То есть имеется заказчик, который заказывает определённый продукт - компетентности, он за него платит, он его получает, и образование, таким образом, становится частью бизнеса.

Сегодня крупный бизнес формирует «глобальное образовательное пространство». И интересно, что первый проект такого единого образования был составлен очень давно, еще в начале XVII века, составил его Ян Амос Коменский, который сыграл важную роль в формировании Ордена Розенкрейцеров. Считается, что он первым дал глобальное видение системы образования, которое было изложено им в документе «Всеобщий совет человеческому роду об улучшении человеческих дел», в котором описана модель мирового управления на трех уровнях.

Первый – это политический, соответственно создание международных институтов, которые управляли бы политикой в глобальном масштабе. Второй уровень – это религиозный, создание синкретической религии, которая бы тоже управлялась единой консисторией. И третий уровень, самый главный, высший – это система, которая объединяет ученых - носителей знания, разрабатывающих принципы образования. Ученые у него ставились на первое место, они должны были определять, они должны были быть той высшей властью, тем авторитетом, который уже спускает эти установки на уровень церковный, а церковь – уже на уровень политики. Так что политики – это просто менеджеры, исполнители того, что осуществляется на более высоком уровне. Тогда эта система была очень четко представлена, и не случайно ЮНЕСКО, которая как раз и занимается наукой, образованием и культурой, считает Яна Коменского основоположником тех идей, которые она сегодня претворяет в жизнь.

«ЗАВТРА». Странно, что образованием занимается ЮНЕСКО, организация, которая по идее должна памятники охранять.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Да нет, ЮНЕСКО создавалась как организация, призванная задать стандарты в области образования и науки. Надо понимать, что ЮНЕСКО – это структура, которая создавалась людьми определенной системы ценностей и определенного мировоззрения. Не случайно первым генеральным секретарем ЮНЕСКО был евгеник Джулиан Хаксли. Так же не случайно, что при Сталине мы в эту организацию не вошли, а присоединились только после смерти Сталина в 54-ом году, когда начинается наша интеграция в мировое сообщество.

Серьезные перемены происходят на Западе в середине 70-х годов, когда западная элита переходит к ломке «государства всеобщего благосостояния» и неолиберальной стратегии, разработкой которой занимались аналитические центры крупнейших корпораций и, в первую очередь, такие «мозговые центры», как Римский клуб (1968) и Трехсторонняя комиссия (1973). Наравне с разработкой программ сокращения населения они решали проблему перехода к новой системе контроля над человечеством, предполагавшей более изощренные методы управления сознанием. И в первую очередь, речь шла об изменении системы образования, которая им мешала в силу того, что готовила людей, умеющих мыслить – об этой «угрозе», в частности, говорилось в докладе Трехсторонней комиссии 1975 г. («Кризис демократии»), в котором утверждалось, что уязвимость демократического правительства США происходит из-за внутренней динамики самой демократии в условиях высокообразованного, мобильного и активного общества. То есть высокообразованность стала проблемой.

«ЗАВТРА». И тогда решили сделать новый стандарт образования, который эту образованность уничтожит и просто ее подменит.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Да. И есть одна фигура, о которой у нас почти ничего неизвестно. Речь идет о Роберте Мюллере, на фоне которого даже такой крутой глобалист, как Жак Аттали, выглядит мелким игроком. Он 40 лет был заместителем генеральных секретарей ООН и принимал участие или руководил разработкой 33 программ ООН. Но главное - он отвечал за систему образования. В 1975 году в журнале New Age им была опубликована статья, в которой обосновывалась необходимость формирования глобального образования, глобального гражданства и т.д. Через четыре года он формирует в штате Техас свою первую школу под опекой ООН, в которой обучение основывалось как раз на этих принципах. Потом он пишет книгу, которая называется «Новый генезис: формирование глобальной духовности», составляет всемирное расписание уроков, по которым должны обучаться все дети. Речь шла о зомбировании детей путем внедрения пантеистического видения, практикуемого оккультным движением New Age.

В 90-м году ЮНЕСКО совместно с ЮНИСЕФ, Всемирным Банком и другими международными организациями провели Всемирную конференцию «Образование для всех», в Джомтьене, в Таиланде, где в присутствии представителей 155 стран была принята «Всемирная декларация об образовании для всех. Рамки действия для удовлетворения базовых образовательных потребностей», в котором фактически была изложена программа этого расписания уроков Мюллера. Планировалось эту декларацию реализовать к 2000-му году, и она предлагалась опять-таки как базовый документ для формирования глобального образования. В 1995 г. ЮНЕСКО принимает Декларацию принципов толерантности, в которой последняя определена как отсутствие абсолюта и догмата, а в качестве главной нормы объявляются международно-правовые акты, толкующие права человека. А кульминацией этого процесса стал уже Дакарский Всемирный форум по образованию в 2000 году, на котором принимается документ «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств», обязавший правительства 164 стран реализовать «образование для всех» к 2015 году. Предполагается, что в этому году стандартизация на базе глобализации будет завершена и начнется переход к более глубоким изменениям.

Навязываемые сегодня программы глобального образования производят такую культурную мутацию, которая ведет к полному отрицанию традиционных ценностей и крайней примитивизации мышления. В американских школах в итоге получили людей, которые вообще не могут в чём-либо ориентироваться, поскольку им навязан мировоззренческий релятивизм в качестве нормы. Одновременно осуществляют дерационализацию сознания, главным врагом которой становится логика, поэтому новые методики изначально направлены на недопущение формирования логического мышления.

«ЗАВТРА». В СССР был учебник логики, который после 50-х исчез из образовательной системы.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Если брать эпоху Сталина, то государственно и стратегически мыслящие политики всегда понимали роль образования и значение школы, так же как и значение тех предметов, которые учат мыслить, в частности, логику. Это сегодня политики, которые вроде бы должны представлять интересы России, не имеют никакого понимания того, что такое образование, поэтому и доминирует отношение к нему как к чему-то второстепенному.Поскольку у нас произошла либеральная перестройка, то есть переход на рыночные принципы, то и образование стали радикальным образом менять, перестраивая его под потребности не просто рынка, но глобального рынка. Поэтому и понятие «знание» заменено понятием «компетентности». Но это не просто смена терминов, речь идет о другом содержании.

«ЗАВТРА». Ольга Николаевна, хотелось бы понять, чтобы не упустить: чем компетенции от знаний отличаются?

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. А дело в том, что в старых методических программах давалось содержание, то есть необходимый объем знаний, которым должен обладать ученик, соответственно предметы, дисциплины, литература, то есть всё прописывалось очень чётко. А теперь вводятся стандарты, в которых уже ничего этого нет, а указываются, что «главным результатом образовательного процесса является получение компетенции». И вот эти компетенции вы можете наполнять, чем хотите. То, что не вписывается в потребности рынка, исключается. Нужен ли нравственный, образованный, хорошо знающий историю своего Отечества человек глобальному рынку? Естественно, нет. Поэтому и происходит отделение воспитания от образования. Мы всегда говорили, что гуманитарная сфера – это в первую очередь совершенно определенные духовно-нравственные принципы, а сегодня вместо них навязывают нравственный и мировоззренческий релятивизм.

«ЗАВТРА». В мире наука в целом за последние сто лет сместилась в сторону корпораций. Они становятся и заказчиками науки и её потребителями.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. Естественно, и мы видим, что в первую очередь удар нанесен по гуманитарным вузам. Что касается технических вузов и вообще сферы научно-технических исследований, то она переводится под заказ крупных западных корпораций. Это очень серьезный процесс, но у нас говорить об этом не дают. А делается это под видом интеграции в «европейское образовательное пространство».

Дело в том, что американские вузы всегда были связаны с крупными корпорациями, поэтому они не подвергались перестройке. В Европе несколько иначе, и Болонская система как раз и представляет собой встраивание европейских вузов в рыночные отношений. Заказчиком этого выступил Европейский Круглый стол или Круглый стол европейских промышленников, созданный в 1983 г. и объединяющий 47 крупнейших корпораций Европы. Целью его было перевести на неолиберальные стандарты мышления всю европейскую бизнес-элиту Запада. Он создавался по аналогии с Круглым столом американских промышленников и является американским инструмент глобализации европейских элит. Интересно, что эта организация и все что с ней связано, не исследуется в наших политологических и экономических курсах, и когда изучают ЕС, не говорят, кто в реальности этой системой управляет.

Так вот первый документ, касавшийся перестройки образования, который был разработан в Европе был подготовлен этим Круглым столом. Этот доклад 1989 г. «Образование и компетенция в Европе». Здесь впервые было введено понятие «компетенции» вместо «знания», которое, как мы уже указали, имело совсем иное содержание. Уже в этом докладе говорилось, что «образование и подготовка рассматриваются как насущные стратегические инвестиции ради будущего успеха предприятия», а «преподаватели недостаточно разбираются в деловой экономической активности и в понятии прибыли, поэтому надо будет придать большую значимость дистанционному обучению».

«ЗАВТРА». У нас тоже были такие начинания в 2012 году.

Ольга ЧЕТВЕРИКОВА. О дистанционном обучении говорят давно, но сейчас это выдвигается как непосредственная задача. В декабре 2014 г., пока мы все обсуждали финансовые проблемы, под шумок была принята «Концепция образования 2016-2020, которую разрабатывал, как всегда, НИУ ВШЭ, и там говорится: «Главное – повышение качества образования, которое возможно с переходом на дистанционное обучение».

Так что, когда говорят, что при «реформировании» образования совершают много ошибок, надо понимать, что это не ошибки, это стратегия, целью которой является перестройка всего образовательного процесса под потребности крупных корпораций. Сначала удар нанесли по общеобразовательной школе, затем по высшей, по Академии наук, так как она не вписывалась в потребности глобального рынка. А теперь перестраивается и дошкольное образование, которое включено в качестве первого этапа в образовательный процесс. То уже у детей от 2-х месяцев до 7 лет будут формировать изначально «толерантное» сознание.

Беседовал Дмитрий Перетолчин

1.0x