Авторский блог Роман Григорьев 02:47 4 апреля 2015

О «Тангейзере», «цензуре» и прочих дремучастях

По своей взрывоопасной событийности постановка спектакля «Тангейзер» оказалась самым настоящим гейзером. Она вызвала довольно мощные всплески медийной и общественной возмущенности. Не очень понятно, почему вообще на академической сцене происходят такого рода скандалы и «приключения»?



По своей взрывоопасной событийности постановка спектакля «Тангейзер» оказалась самым настоящим гейзером. Она вызвала довольно мощные всплески медийной и общественной возмущенности.

Не очень понятно, почему вообще на академической сцене происходят такого рода скандалы и «приключения»?

Ну, ставьте, что ли, на частных подмостках, что хотите, как хотите и на какие хотите деньги. Почему на государственные средства мы должны лицезреть очередное «вольное прочтение» классического произведения весьма и весьма «одаренным дарованием»?

А когда вдруг (или внезапно?), после порции ошеломительных провокаций, само общество либо его часть начинает возмущаться либо протестовать, то это непременно объявляется нападками. И даже травлей. А соответствующие кадровые решение минкульта по этому поводу — проявлением цензуры. Нет, господа, так дело не пойдет. Если уж театр государственный, то бишь является достоянием общественным, то извольте не только слушать мнения людей, но, и при необходимости, еще и прислушиваться.

«#Онижедети и #Режиссертаквидит»

Иногда просто удивляет весьма необычное применение так называемого «авторского прочтения» к какому-либо известному классическому произведению. Странные при этом возникают ощущения. Как-будто кушаешь селедку с клубничкой.

Поклонники скажут, мол, он же режиссер талантливый - «#онтаквидит», да.

Спасибо, что его восприятие известной оперы лежит, все-таки, в границах допустимого светской общественной моралью. Впрочем, с этим, как оказалось, еще также предстоит поспорить. Однако сам художник, вероятно, здесь никак не виноват. Он, как упоминалось выше, человек сугубо творческий и потому ему позволено многое. А такого талантливого человека, как известно, легко обидеть сможет каждый.

Гораздо интереснее другой персонаж громкого театрального события. Не углубляясь в суть «творческого процесса», стоит заметить, как повел, в конечном итоге, себя бывший директор театра. Такое ощущение, что руководитель академического учреждения никакой не администратор и на государственной службе ни разу не состоит. Неужели даже такие понятия как «субординация» ему не знакомы?

Неужели он не отдавал отчета в том, что должен был придерживаться классических ориентиров и традиционных ценностей при координации репертуара? Так что, вся вина за это безобразие лежит исключительно на руководстве театра. И более ни на ком. Винить кого-то другого в произошедшем - бессмысленно и бесполезно.

О цензуре

А было ли в данной ситуации проявление цензуры? Давайте рассуждать с претензией на элементарную справедливость.

Институт цензуры предполагает предварительное рассмотрение и допуск (одобрение) произведения (либо его прочтения) соответствующим коллегиальным органом. Скажите: кто-нибудь ставил палки в колеса режиссеру на этапе допуска постановки на сцену? О какой «цензуре» может идти речь, когда руководство театра всячески способствовало и одобряло саму постановку? Практически на всех ее этапах.

Конфликт разгорелся уже позже, после «снятия сливок» с наплыва зрителей. Да, инициатива возмущения исходила от церкви. А что: церковь не имеет права обращения в надзорные инстанции либо судебные органы? Это, кстати, вполне цивилизованно. Если кто забыл: у нас пока еще светское государство и иного подхода в разрешении подобного рода проблем и быть не может.

Министр культуры Мединский, на мой взгляд, пытался разрулить и всячески утихомирить реакцию. Он и его люди, с самого начала шли на контакт со всеми сторонами разбирательства с целью локализации резонансного пожара.

И последующее кадровое решение было принято в качестве крайней, вынужденной меры. Я думаю, никто этого, изначально, не хотел. Но шум поднялся невероятный! Такому развитию событий способствовали уже не «разгневанные клирики». Этому способствовали представители вездесущей «либерально-прогрессивной общественности», подкинувшей дровишек в топку скандала.

И вот теперь, не смотря на то, что руководство театра сменилось, вопрос о повторных постановках оперы остается, по-прежнему, открытым. Разумеется, если убрать из нее возмутительные эпизоды и внести некоторые корректировки в сюжет постановки.

1.0x