Авторский блог Редакция Завтра 12:10 2 апреля 2014

Керстен Кайзер: новая эпоха просвещения

О каком образовании мы говорим, если хотим новую эпоху образования? Ребёнок не компьютер, ребёнок не робот и не горшок, который можно оптимально кормить фактами, информацией, энергией и потом просто его использовать на рынке.

Дорогие гости, мне кажется, что на форуме мы все едины во мнении, что нам нужна новая эпоха просвещения. К сожалению, на эту тему Европа, Европейский союз и Германия России не пример. У нас кризис не только экономический. У нас кризис гуманитарный, у нас кризис образования, науки и кризис демократии. Я вовсе не наивна и не считаю, что тот факт, что мы тут вместе отказываемся от идеологии рынка, от неолиберализма, как идеологии, что эта революция в зале означает определённые изменения. Мне кажется, что надо об этом говорить, а потом смотреть, насколько реально можно применять наше мнение, наши масштабы потом на практике. Я пытаюсь это делать.

В Германии есть жуткая разница в успехе детей в области образования. Успех в школе прямо зависит от уровня материального снабжения семьи. Мне кажется, это вредно. Мы знаем, что успех в школе определяет не только биологические факторы (родители), но и социальная сфера, психологические факторы и особенно их взаимодействие. И тут должна вступать в игру политика.

О каком образовании мы говорим, если хотим новую эпоху образования? Ребёнок не компьютер, ребёнок не робот и не горшок, который можно оптимально кормить фактами, информацией, энергией и потом просто его использовать на рынке. А это суть изменений в области образования в Германии и Европе последние двадцать лет. Только факты-факты-факты, а потом использовать человека на рынке и всё. Но факты не играют роль общего образования.

Получается, что нужен только человек и его навыки, а не его знания. И оказываются совсем не нужными граждане - демократические субъекты, мыслящие критически, которые потом могли бы участвовать в политике. Те люди, которым мы даём образование, сегодня они становятся все дальше от политики, уже не вмешиваются. И это настоящий кризис демократии.

Если мы говорим об образовании, то нужно говорить и о работе, а сегодня говорили о том, что человек отчуждается от работы. И нужно говорить о демократии. Самый большой вызов – это демократия, граждане, сознательно действующие в обществе. Для меня это вызов, как для политика.

Что мы делаем для того, чтобы в Бранденбурге велась эта новая политика в области образования? Бранденбург расположен вокруг Берлина - германская провинция. Я семь лет вела фракцию левой партии, во время выборов в 2009 году мы получили 28% голосов в Бранденбурге и вошли в коалицию вместе с социал-демократами. Так что то, о чём я здесь говорю теоретически, мы пытаемся и практически делать шаг за шагом в реальной политике. Мы решили провести Offensive (с америк. наступление, переход в контрнаступление – прим.ред.). Поставили на первое место в приоритете нашей политики – образование, имея в виду существующее социальное различие. Мы попробовали не идеологически вести дискурс в обществе о детских садах, о нашей школе, которая очень рано селектирует детей (мы этого не хотим, я считаю, что это очень большая ошибка). И тут, конечно, можно смотреть, на чьей стороне стоят депутаты: на стороне частной экономики или на стороне ребёнка, как субъекта.

Шаг за шагом нужно смотреть на такие изменения не в качестве точного плана (мастер-плана), а нужно учитывать масштабы работы, ценности, критерии политики, которую нужно делать. Самое первое - образованию и образовательной системе нужны политически надёжные рамки. Надёжные рамки в Бранденбурге – это Конституция. Образование – это право человека с самого рождения.

Школа - это место жизни детей. Там должны работать педагоги, психологи, специалисты, которые сами имеют высшее специальное образование. Сейчас в школе нужно не только учиться фактам, зубрить всё наизусть, но и учиться тому, как учиться, как двигаться в дигитальном (цифровом - прим. ред.) мире информации. Система образования должна быть организована на общественных, а не на частных денежных началах. Это государственно-общественные отношения, как я считаю.

Мы в Бранденбурге начали с яслей и детских садов. Мы сказали, что они должны быть доступны для всех, что по закону это место ухода, место жизни, место развития и образования детей. Мы хотим способствовать развитию ребёнка с самого начала, потому что знаем, что его первые семь лет – это самое важное время. Поэтому именно там мы повышаем квалификацию и численность педагогического состава. Также в начальных школах мы повышали количество учителей и сокращали число учеников (пока в 1-2 классах, но мы только начали). Это надо делать шаг за шагом и таким образом улучшать условия, в которых дети учатся и живут.

Нужны качественные параметры, нужно дифференцирование: в больших городах, кварталах, в кварталах с высокой безработицей, ходить и работать с родителями, с эмигрантами - когда, например, дети не знают немецкого языка. В образовании должны быть важны не только деньги, а важно именно качество обращения к человеку. Считаю, что всё-таки знание и образование – это общественный процесс, который государство, общество должно предоставить любому человеку как право.

Автор- немецкий политик, депутат парламента земли Бранденбург

1.0x