Авторский блог Анатолий Эль-Мюрид 10:26 22 мая 2013

Неожиданный поворот в Иране

Судя по всему, в Иране принято решение по очень непростому вопросу. Предвыборный фильтр не прошли сразу два очень значимых претендента на пост президента республики. Это человек нынешнего президента Эсфандияр Машаи и бывший президент Ирана Хашеми Рафсанжани. Фактически теперь предвыборная кампания закончена. Результат выборов более чем предсказуем - кто бы ни стал президентом, с очень высокой степенью вероятности им станет выдвиженец клерикальных кругов. Будет ли это мэр Тегерана Галибаф, бывший ли министр иностранных дел Велаяти либо кто-то еще.

Судя по всему, в Иране принято решение по очень непростому вопросу. Предвыборный фильтр не прошли сразу два очень значимых претендента на пост президента республики. Это человек нынешнего президента Эсфандияр Машаи и бывший президент Ирана Хашеми Рафсанжани.
Фактически теперь предвыборная кампания закончена. Результат выборов более чем предсказуем - кто бы ни стал президентом, с очень высокой степенью вероятности им станет выдвиженец клерикальных кругов. Будет ли это мэр Тегерана Галибаф, бывший ли министр иностранных дел Велаяти либо кто-то еще.
Аятоллы , судя по всему, решили упредить события и не доводить их до беспорядков после оглашения результатов голосования. Беспорядки, скорее всего, будут - но теперь их масштаб предсказуемо ниже.
Теперь перед президентом Ахмадинежадом очень непростой выбор - либо исполнить свои угрозы и призвать своих сторонников к акциям протеста прямо сейчас, либо смириться с поражением. Первый вариант наверняка закончится жестким разгоном и повторением судьбы бывшего президента Рафсанжани и бывшего соперника Ахмадинежада на прошлых выборах Мусави, фактически выброшенных (особенно последний) из политической жизни. Рафсанжани формально свободен в речах и поступках, но арестованная дочь служит напоминанием и недвусмысленным намеком. Мусави, в общем-то, тоже не на пенсии, он занимает очень значимый пост руководителя Академии наук - но политика для него закрыта.
Проглотит Ахмадинежад решение клириков - у него есть шанс остаться в публичной политике и попытать счастья на следующих выборах. Не особо скрывается, что нынешний президент очень хотел повторить операцию "Преемник" своего русского коллеги - усадить обязанного ему всем Машаи погреть место. Но Иран - не Россия. Тут вам не здесь. Не любят таких номеров они, и имеют возможность пресекать. Нет у них "Единого Ирана", в едином порыве выдвигающего кандидата, о котором ему сообщают за 15 секунд до выброса рук с мандатами вверх.
Сторонники Рафсанжани - в основном жители крупных иранских городов, в первую очередь молодежь и интеллигенция. Их немало, но они неорганизованы и у них нет административного ресурса президента. Поэтому их выступления вообще не беспокоят клириков и подконтрольных им силовиков. Хотя в 2009 как раз сторонники Мусави и застали власти врасплох, учинив беспорядки, названные "Зеленой революцией".
Наконец, иранский клир поставил Запад, и в первую очередь Израиль и США перед неприятным фактом возможного слома наиболее выгодного им сценария "цветной" революции с последующим возможным подключением к ней внешних игроков.
Если сценарий сломан очень серьезно, есть шанс на то, что Запад попросту не рискнет ввязываться в события, хотя, конечно, со столь изощренным противником загадывать нельзя ничего.

P.S. РИА Новости назвало список допущенных кандидатов:
В окончательный список вошли три политика, относящихся к реформаторскому направлению: бывший первый вице-президент Ирана Мохаммадреза Ареф, экс-секретарь Высшего Совета национальной безопасности Ирана и бывший переговорщик с "шестеркой" по иранской ядерной программе Хассан Роухани, а также экс-министр почты и телеграфа Сейед Мохаммад Карази.
Из числа политиков консервативного толка в списке остались экс-министр иностранных дел страны Алиакбар Велаяти, мэр Тегерана Мохаммадбакер Калибаф, бывший командующий КСИР Мохсен Резайи, секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана Саид Джалили и экс-спикер Меджлиса Ирана Голямали Хадад-Адель.


Уже можно предположить, как именно пойдет последняя фаза предвыборной кампании, кто именно и в чью пользу станет снимать свою кандидатуру, но это уже, похоже, более технические вопросы.

1.0x