"Спасение" (Россия, 2015, режиссёр — Иван Вырыпаев, в ролях: Полина Гришина, Каролина Грушка, Ангчук Фунтсог, Казимир Лиске, Ванчук Фарго, Иван Вырыпаев)
Анне (Полина Гришина) 25 лет. Она — монахиня в одном из католических польских монастырей. Как-то раз начальство отправляет девушку в Тибет, в миссию, находящуюся высоко в Гималаях. По прилёту Анна, проведшая всю сознательную жизнь за стенами монастыря, попадает в новый невероятный мир тибетской Индии. Непогода заставляет Анну задержаться на несколько дней в маленькой деревеньке. Сначала монахиня страдает от горной болезни, затем с опаской начинает изучать неведомые ей прежде формы религии. Затем встречает на своем пути развязную путешественницу (Каролина Грушка), рассказывающую ей, о том, что люди — не пылесосы, американского рок-певца (Казимир Лиске), прозревшего, что он не хочет играть в группе U2, русского одиночку-фотографа (Иван Вырыпаев) и даже летающую тарелку. Но ни одно искушение, которое приносит реальность, не способно нарушить гармоничный мир внутри. И вопросы, которые ставит перед Анной жизнь, имеют один единственный ответ. Правильный.
Иван Вырыпаев ("Эйфория", "Кислород", "Танец Дели"), известный своими "разговорными" фильмами и провокационными театральными постановками, на этот раз предлагает зрителю кино, в котором крайне мало диалогов. По большому счёту, в фильме их всего три. Всё остальное время на экране живет своей медленной жизнью не слишком оригинальное роуд муви, берущее не столько сюжетом — его практически нет — сколько вещами, исходящими из куда более тонких сфер.
В голливудском бестселлере "Ешь, молись, люби" (2010) показан один из путей достижения гармонии посредством поиска себя на столь вожделенном для человека западной цивилизации Востоке. Смысл которого, а равно и суть дауншифтинга как такового, легко укладывается в названии данного опуса и перечисленных выше глаголах. "Спасение" же предлагает совсем иной, лишённый зависимости от потребления, вариант. Хрупкая неземная сущность главной героини подчеркивается еще и тем, что в фильме нет ни одного эпизода, в котором Анна предаётся такой прозаической вещи, как поглощение пищи. Пьёт она в кадре тоже исключительно только воду. Подобными мелочами подчёркивается возвышенность монахини, поднимающая её выше прозаичной мирской суеты. Люди, с которыми её сталкивает жизненный путь, не столько меняют её мир, сколько углубляют уже заложенный ранее балласт восприятия. Это кино не о перерождении личности, а об углублении в веру. Копание в глубину, где стирается грань между внутренним миром и внешним — мысль, на которую наталкивает монахиню не слишком далёкий рок-музыкант — в результате выходит на сокровенные недра божественного слияния со всем сущим. В отличие от бунюэлевской Виридианы, покидающей монастырь ради познания окружающей среды, героиня "Спасения" остается невозмутимой, как водная гладь в штиль. Она не ломается от ужасов бытия, поскольку само бытие глазами Вырыпаева крайне отлично от взгляда его испанского коллеги.
Несомненно, это тот самый случай, когда маленький бюджет идёт на пользу картине. Шесть лет назад Вырыпаев замыслил снимать грандиозную фреску о Тибете, полудокументальную эпическую ленту, финансировать которую должны были "западные партнёры". Но наполеоновский план был сорван международной политикой, и денег на блокбастер раздобыть не удалось. Но этот факт не остановил съёмочную группу от поездки в индийский Тибет. Вооружившись камерой типа Mark 2, постоянный оператор Вырыпаева, талантливый Андрей Найдёнов снимает окружающий мир так, словно ничего нет: кроме него и актрисы Полины Гришиной, убедительно играющей главную — в прямом смысле этого слова — роль в этой истории. Работа режиссёра поначалу не видна — не стоит забывать, что речь идёт о такой "яркой индивидуальности", как Иван Вырыпаев, иногда даже излишне серьёзно относящейся к такому термину, как "киноязык". И только ближе к финалу, когда паззл складывается в цельную картину, на первый план выходит её тихая ненавязчивая красота.