Авторский блог Матвей  Евсеев 18:04 17 мая 2013

Народ создал Сталина

- Он не мог рисковать. Это было жуткое время. Борьба внутри партии, борьба с внутренними врагами в стране, белоэмиграция за границей, враждебное капиталистическое окружение. Если ты находишься во главе отары в кольце волков, приходится быть жестким и не позволять овцам разбредаться. Иначе сожрут всю отару. Д как иначе? Бросить посох, сесть на землю и сказать стаду: а, разбредайтесь кто как хочет, я устал вас защищать?

Ко Дню Победы в Якутске, на территории ОАО «Алмазы Анабара», был торжественно открыт памятник Сталину - бронзовый бюст высотой 2,5 метра на постаменте, с надписью "И.В. Сталин".

В ответ в ряде СМИ всколыхнулась целая волна одиночного и массового протеста. Наиболее заметными стали возмущенные выступления различных либеральных деятелей и «православных Якутии». Последние написали даже «открытое письмо» гендиректору предприятия Матвею Евсееву, где на фоне снимков «подлинных исторических документов» назвали Сталина «убийцей невиновных людей».

Матвей Николаевич Евсеев в качестве ответа на это письмо дал интервью газете «Якутск Вечерний».

- Матвей Николаевич, собственно, первый вопрос – очевидный: почему вдpyг?!

- Я дал слово – я его держу.

- Коммунистам? Есть мнение, что памятник – заигрывание с «красным электоратом».

- Я слово давал не коммунистам, а ветеранам войны. У меня есть письмо от фронтовиков в котором они просят способствовать установке памятника. Мэрия им отказала, в правительстве они поддержки не нашли, у коммунистов не получалось. Вот люди ко мне и приходили, мы сидели и здесь разговаривали. Старики говорили, что скоро умрут, но не увидят, как воздается должное памяти человека, под командованием которого они победили фашистскую Германию. Я просто не мог им сказать «нет».

- Если зашла речь про верность слову… как же быть с вашей цитатой в парламентской газете, где вы называли Сталина недоучившимся семинаристом, взявшим себе право карать и миловать? Нелестная характеристика.

- Ну, так не надо вырывать фразу из контекста. Он действительно недоучился, ушел с четвертого курса семинарии. И он действительно карал и миловал. Это наша история. Это надо помнить. Наша беда в том, что мы любим высматривать только темные пятна в своей истории. Ни один народ себя так не критикует, как мы. А этим пользуются те, кто с нами конкурирует. За влияние, за ресурсы, за территорию. Нельзя плевать в свою историю, в свое прошлое. А Сталин и история России скованы неразрывно… И у многих народов так же. Какой кровавой была французская революция, но ведь французы ее отмечают как национальный праздник! А сколько она жизней унесла? Пришлось даже гильотину придумать, палачи не справлялись.

- Французыотмечают не революцию, а День взятия Бастилии. И они не додумались ставить памятники Робеспьеру в парике.

- Наверняка есть такие памятники! И Марату есть! Да и что Франция? Разве Китай могущественная держава когда-нибудь позволяет себе плохо говорить о своем прошлом, о своих вождях?

- В Китае это при всем желании нельзя сделать. Там государственная цензура.

- А еще – уважение к прошлому. У нас же в прошлое как ни посмотришь – всё плохо. Мы сами себя не уважаем, но хотим, чтобы нас уважали другие. Так не бывает. Сталин оставил после себя великое наследие. как можно претендовать на это наследие и игнорировать роль Сталина в его создании?

- Вы согласовывали свои действия с президентом? С руководством АЛРОСА? С секретаремрегионального отделения партии «Единая Россия. Дмитрием Глушко?

- А почему я должен с кем-то согласовывать свои действия? Я согласовывал это со своей совестью и с Богом! Это во благо наших ветеранов. Они три года искали и не могли найти место под символ памяти. И я решил пойти навстречу. Коммунисты сейчас могут говорить, что хотят, но это не для них. Это в первую очередь для людей, которые хотят помнить великую историю своего государства.

- Ну, вообще-то, вы в какой-то степени фронтмен «Единой России, а «Алмазы Анабара. – дочерняякомпания АЛРОСА. А Сталин идол коммунистов. Так что вопрос не на пустом месте.

- Да куда там согласовывать?! В прошлом году у нас умерли 40 ветеранов, в этом 10. Сколько их останется, прежде чем мы окажем им дань уважения? А для них это важно. Моя мама сегодня здесь была, на открытии памятника, она стояла и плакала. Это и для нее важно, а ей 83 года. Ее война в 14 лет сиротой оставила. И Сталин для нее – человек, который остановил эту войну.

- А еще есть сотни и тысячи людей, чьи отцы и матери попали под жернова репрессий. Которыепосле победы пополняли население ГУЛАГа … Они тоже плакали – в свое время.

- Моего деда по материнской линии репрессировали. Я знаю, что он был невиновен – его арестовали по ложному доносу. Соседи, родственники друг на друга доносили, а не Сталин ездил и хватал людей. Народу пришлось пройти через всё это.

- Таково было сконструированное Сталиным государственное устройство – на страхе и доносах. Или вы из тех, кто считает, что Сталин «ничего не знал»?

- Я знаю его дела. Я очень много читаю по истории. Это была трагедия. Трагедия целой нации и многих народов, в нее входящих. Трагедия эпохи. Но мы судим с позиции сегодняшнего времени – гуманного, спокойного. А если посмотреть на эпоху изнутри? Что было бы с растерзанной гражданской войной, окруженной со всех сторон врагами Россией, если бы у власти стоял гуманист, который не выжигал бы измену, не поднимал бы экономику с кровью и надрывом? Выстояла бы она против могучих капиталистических держав? Или ее бы разорвали в клочья? Время рождает лидеров. Сталин возглавил СССР не потому, что он был такой великий и гениальный, как я уже говорил, он – недоучившийся семинарист. Народ выковал из него вождя, чтобы возглавил и спас от краха. В каждой эпохе рождаются такие великие люди. Что было бы с Македонией, если бы в ней не родился Александр?

- Она всё равно бы вторглась в Персию. Македонскую армию создал царь Филипп, он же был провозглашен Грецией гегемоном всех эллинских войск и подготовил всё для вторжения вплотьдо плацдармов.

- А как же бескрайняя империя Чингисхана? История явила его, и он создал величайшее кочевое государство. Кто бы еще объединил степи?

- Ну, например, Тогорил-хан, вождь кераитов. Благо он разгромил и монголов Чингисхана, и джераитовДжамухи. добил бы вместо того, чтобы пировать, и история бы изменилась …

- Мелкая фигура!

- Чингисхан не считал зазорным служить ему и лет десять почитал как приемного отца

- Но владыкой стал именно Чингисхан. История не знает сослагательного наклонения. Советский народ, русский народ поставил на Сталина. Создал Сталина. Не было бы его, не было бы и этого народа. И многих других. Малые народы и племена сохранились только потому, что русские выжили в затяжной войне, которая тянулась почти полвека, начавшись с Порт-Артура. Вот в этом полувековом горниле из войн, мятежей и революции и отлился Сталин. Как человек, ставший сам себе памятником при жизни.

- Германия, проиграв Антанте Первую мировую войну, утратила всю армию, весь флот. Экономика была развалена. Нация подавлена. Часть территорий отобрали. И вот появился человек, «отлившийся в горне войн и хаоса». И в короткое время сплотил нацию, дал ей идею, переориентировал экономику, произвел индустриализацию, на пустом месте создал самую боеспособную армию в мире, в считанные недели захватившую всю Европу. Его боготворили соотечественники. И у него тоже вместо фамилии псевдоним. Гитлер. Он достоин памятника?

- Гитлер – масштабная фигура. Но сатаническая. Он и служил Молоху! Сатане! Противостоять ему могли только силы света. Только великая православная Россия!

- ?! Но СССР был атеистическим государством!

- А кто вернул в него церковь? Сталин вернул! Потому что Господь послал его народу в трудный час. Всё, что происходит в мире, происходит по воле Божьей.

- Вернул, потому что надо было поддержать моральный дух народа. А до этого Сталин лично объявлял пятилетку безбожия. Это тоже по воле Божьей?

- Да. Именно в тот момент так надо было сделать. во что превратилась церковь при царе-батюшке? Спивающиеся, играющие в карты попы, безумный пророк Распутин… Церкви необходимо было очищение, как и всему народу. И как народ она восставала из крови и огня.

- Почему же Гитлеру не потребовалось уложить в землю 7 млн. соотечественников, чтобы восстановить мощь Германии? А у нас именно столько умерло от голода, вызванного коллективизацией и хлебозаготовками, инициированными Сталиным в 1930-е годы.

- Не было такого!

- Архивные записи свидетельствуют об обратном. А Госдума даже специальным постановлением в 2008 г. признала организованный искусственно голод 1932¬1933 гг.

- Ага! Когда вам, журналистам, выгодно, у вас Госдума хорошая. Правильные решения принимает. А когда нет, вы депутатов как только не критикуете … Ну а что Госдума? Мы не знаем, как там голосуют? Завтра они, если скажут, проголосуют за 30 миллионов заморенных Сталиным. А послезавтра скажут, что это всё было вранье и Сталин на самом деле святой! Но даже если такое было … значит, без этого было не обойтись. Могла ли страна выбирать? Экономическая блокада со всех сторон, необходимость индустриализации – тут не то что напрягаться, жилы тянуть надо было. Или что? Весь народ после 1917 г. сам бы в едином порыве закричал бы: ура! ура! мы патриоты! и завтра пойдем и будем работать по 18 часов в сутки по своей воле! и во всем будем себе отказывать! Воля и жестокость иногда определяющими качествами.

- Это вы по своему опыту утверждаете? Про вас говорят, что вы как директор человек очень жесткий.

- Вот ты опытный обозреватель, скажи честно: «Алмазы Анабара» – хорошая компания? Сильная?

- Ну, не буду кривить душой – одна из самых успешных в Якутии.

- А почему? Потому что дисциплина!

- Сталинская?

- Железная! За что меня многие ненавидят? За то, что я не позволяю расслабиться, даже когда всё хорошо. Я точно знаю, во сколько у меня иные работники спать укладываются. Я также точно знаю, что даже самые высокие успехи – не повод расслабляться. Когда я пришел в «Алмазы Анабара», в год было 3 тыс. карат добычи. Я сказал: в следующем году мы возьмем 100 тысяч. На меня посмотрели, как на сумасшедшего. Д взяли в итоге 130 тысяч. Инженеры почесали в затылках и говорят: ничего себе! Командир, мы же так можем еще через год довести добычу аж до 150 тысяч и потом стабильно держать эту планку. Я ответил: нет, через год мы доведем ее до 180 тысяч. И дальше будем только расти. Сегодня «Алмазы Анабара» добывают 4 млн. карат. Такой рост и при плановой экономике мало кто видел.

- А вот что вы сделаете с рабочим, который план не выполнил? Уволите?

- Я не люблю увольнять людей. Со мной работают те, кто начинал 10 и даже 15 лет назад. Я разберусь с причиной невыполнения плана.

- Ну а Сталин бы расстрелял. Разница ощутима?

- Он не мог рисковать. Это было жуткое время. Борьба внутри партии, борьба с внутренними врагами в стране, белоэмиграция за границей, враждебное капиталистическое окружение. Если ты находишься во главе отары в кольце волков, приходится быть жестким и не позволять овцам разбредаться. Иначе сожрут всю отару. Д как иначе? Бросить посох, сесть на землю и сказать стаду: а, разбредайтесь кто как хочет, я устал вас защищать?

- А вот вы – лично вы согласны с тем, чтобы оказаться в числе тех, кто пострадал не потому, что виноват, а потому что «так надо»?

- Да, я это готов принять. Я прошел бы это как чистилище и воспарил бы выше. Если нет моей вины – я чист и достоин. И ничто на мне пятен не оставит.

- А родные и близкие останутся «врагами народа».

- Я уже говорил: всё, что происходит, – по воле Господа. Не только семьи – рода и целые народы проходят чистилище. Сколько испытаний Господь преподнес своему богоизбранному народу – сколько раз их покоряли, захватывали, угоняли в рабство? Это было его испытание.

- а потом боroизбранный народ решил, что больше никому не позволит себя покорять, захватывать и угонять. Вооружился и перестал подставлять щеку. И сейчас несколько миллионов евреев время от времени построят» миллиард арабов. Потому что они больше не хотят проходить чистилище.

- Потому что они прошли испытания и с ними Господь. Он сильнее, чем бронетанковые войска и ядерные боеголовки.

- У вас странное сочетание: Сталин и Господь, Якутск и Иерусалим. Вчера вы привезлиБлагодатный огонь из Иерусалима, а сегодня открываете памятник Сталину в Якутске. Вы знаете, уже говорят: Евсеев на почве пиара совсем голову потерял

- Вы что, всерьез думаете, что мне нужны какие-то экстраординарные ходы в Якутске, чтобы у себя в Анабаре выборы выиграть? Это же смешно.

- Зато вашей партии пиар не помешает. А вы один из немногих ярких единороссов, кого публика принимает.

- А какой здесь пиар? Вот привез я Благодатный огонь и – что сделал? Ничего! Было бы для пиара, собрал бы журналистов в этом кабинете и рассказывал им, какой я хороший и благообразный, как я за огнем для якутян ездил. И крестился бы на камеру на фоне флага. А я никого не собирал и никому не рассказывал. Это сделано от души. Поэтому я здесь даже не собираюсь как-то оправдываться.

- А в прошлом году?

- Что?

- Этот год – выборный. А в прошлом вы ездили в Иерусалим за Благодатным огнем?

- Нет.

- Почему?

- Не дозрел. Не был готов. Не был достоин. Я и сейчас не уверен, что достоин, но когда-то надо было решиться … (Долгая пауза). А насчет Сталина … Знаешь, почему он достоин памятника, несмотря на все страдания, которые принес?

- Почему?

- А вот представь ситуацию: человек получил рану, рана загноилась. Развилась гангрена. И, чтобы спасти организм, надо отрезать руку. По живому. И вместе с гнилыми тканями – часть здоровых. И хирург делает эту операцию, проливая кровь и причиняя боль. Он козел, потому что конечность отнял, или ему надо памятник ставить за то, что жизнь сохранил? Сталин сохранил жизнь нации. Но без анестезии.

Беседовал Виталий Обедин

yktimes.ru

P.S. На сайте kprf.ru ситуацию с памятником Сталину в Якутске прокомментировал публицист Александр Трубицын:

Пьета Микеланджело, Троица Рублёва, Афина Фидия для меня равно прекрасные произведения искусства, их оценка никак не омрачена принадлежностью к той или иной религии. Публично рубить иконы топором, как это делали внезапно разуверившиеся раньше и «либералы» сейчас, считаю неприличным. Христианская Пасха для меня такой же традиционный праздник, как и языческая Масленица. Мне очень нравился советский порядок разделения церкви и государства: хочешь послушать проповедь – сходи в церковь, хочешь послушать политический доклад или развлечься – включи телевизор.

Но сейчас «всё смешалось в доме Облонских» – политики и развлекатели стали демонстративно ходить в церкви, церковные деятели – заниматься политикой.

Мне, конечно, ни холодно, ни жарко от того, что Путин или Медведев внезапно уверовали и стали посещать соборы перед объективами журналистов. Но, мне кажется, что у посетителей синагог, мечетей, костёлов и пагод должен оставаться неприятный осадок – на высшем посту всё же должен быть человек, не отдающий предпочтения ни одной религии.

Церковные дела всегда были (и есть) от меня далеки, но вот события в Якутске пробудили к ним интерес. Их суть в том, что группа лиц, позиционирующих себя как «православные верующие», направила письмо с требованием снести недавно установленный памятник Сталину.

Я – повторю – человек неверующий, но, насколько я знаком с религиозными правилами, в любой религии есть достаточно строгая иерархия и системная логика. Их отсутствие или потеря приводит к серьёзным кризисам – пример тому вопрос «Бог всемогущ или всесилен?», который подрывал системные основы, и ответ на который дал Фома Аквинский (в советских вузах это изучали в курсе философии).

Так вот, в «Журнале Московской Патриархии» №12 за 1949 год http://ijkl.ru/a/277 напечатан Приветственный адрес от духовенства и мирян Русской Православной Церкви Вождю Народов СССР Генералиссимусу Иосифу Виссарионовичу Сталину в день семидесятилетия со Дня рождения:

«Глубокочтимый и дорогой Иосиф Виссарионович!

В день Вашего семидесятилетия, когда всенародное чувство любви и благодарности к Вам – Вождю, Учителю и Другу трудящихся – достигло особой силы и подъема, мы, церковные люди, ощущаем нравственную потребность присоединить свой голос к мощному хору поздравлений и выразить Вам те мысли и пожелания, которые составляют особенно драгоценную часть нашего духовного достояния.

Как граждане великой Советской страны и верные чада своего народа, мы прежде всего глубоко чтим подвиг Вашей многоплодной жизни, без остатка отданной борьбе за свободу и счастье людей, и усматриваем в этом подвиге исключительную силу и самоотверженность Вашего духа. Нам особенно дорого то, что в деяниях Ваших, направленных к осуществлению общего блага и справедливости, весь мир видит торжество нравственных начал в противовес злобе, жестокости и угнетению, господствующим в отживающей системе общественных отношений.

Так, торжество справедливости раскрывается для нас в Вашем мудром и твердом руководстве благодетельными преобразованиями внутри страны, а стремление к общему благу одушевляет дальновидную внешнюю политику нашего Государства, направленную к установлению длительного и прочного мира между народами. Ваша последовательная борьба за равноправие больших и малых народов свидетельствует о глубокой вере в достоинство человека, независимо от расы, национальности и религии, а неустанная забота о человеке, проявляющаяся в государственных мероприятиях по охране народного здоровья, по воспитанию детей и обеспечению немощной старости, постоянно оживляет горячую к Вам любовь трудящихся.

Ощущая на каждом шагу Ваши благородные усилия, направленные к тому, чтобы сделать жизнь людей мирной и счастливой, мы видим в Вашем лице не только великого государственного человека и Вождя, направляющего жизнь народов в новое русло истории, но и отечески заботливого попечителя всех сторон нашего человеческого существования со всеми его разнообразными нуждами. Близость последних Вашему сердцу сделала Ваше имя близким и дорогим всем простым людям на свете, всему передовому человечеству.

Как и все вообще интересы трудящихся, близки Вам и нужды верующих русских людей, составляющих Русскую Православную Церковь. Свидетельствуя о Вашем отношении к этим нуждам, мы прежде всего с чувством глубокого удовлетворения воздаем должное правам и обязанностям граждан Советского Государства, закрепленным Сталинской Конституцией. В ряду этих прав нам, церковным людям, особенно дорога ничем не стесняемая свобода и возможность исповедовать свою православную веру, как и полное гражданское равноправие нашего православного духовенства. Благодаря Сталинской Конституции церковные люди нашей страны могут не только свободно осуществлять свои церковные идеалы, но и принимать участие в общественной и государственной жизни.

Обязанные Вашей государственной мудрости полнотой и свободой своей церковной жизнедеятельности, русские православные люди еще тверже встали на страже интересов своей великой Родины и тем самым заслужили еще большее внимание с Вашей стороны к нуждам Православной Церкви. Когда для нее созрел вопрос о каноническом возглавлении Патриаршей властью, Вы, несмотря на бесчисленные заботы и тревоги военного времени, лично приняли в сентябре 1943 года трех высших иерархов нашей Церкви и благосклонно отнеслись к их планам благоустроения церковной жизни. Благожелательным содействием встретили Вы и их намерение созвать Собор епископов в 1943 году, на котором состоялось избрание Митрополита Сергия Патриархом Московским и всея Руси.

Дальнейшие шаги нашей Церкви, направляемые к укреплению своего внутреннего строя, встречают с Вашей стороны такое же неизменное сочувствие. После кончины Патриарха Сергия, так верно определившего направление церковной жизни, Ваше внимание к нуждам Русской Православной Церкви сказалось в широком содействии созыву Поместного Собора 1945 года, на который были приглашены восточные патриархи и представители других Православных Церквей. Как известно, этот Собор, избравший на место почившего Патриарха Сергия нового Патриарха, принял «Положение об управлении Русской Православной Церкви» и положил начало целому ряду мероприятий по укреплению ее правового положения.

С чувством глубокой признательности должны мы вспомнить и о Вашем содействии историческому путешествию представителей русского православного духовенства во главе с Патриархом в Святую Землю, как и поездкам многих патриарших делегаций заграницу с целью укрепления связей Русской Церкви с православным миром зарубежных стран. Благодаря этим путешествиям и связям, наша Церковь не только укрепила общение с другими Православными Церквами, но и собрала под свое крыло многих своих чад, рассеянных по всему миру.

Навсегда останется памятным и Ваше внимание к патриотической деятельности православного духовенства и верующих во время Великой Отечественной войны, когда решались судьбы нашего Отечества. В то трудное время на всякую жертву Церкви, приносимую на алтарь победы, Вы отвечали отеческой благодарностью, запечатленной Вашими многочисленными телеграммами на имя Патриарха, епархиальных архиереев, настоятелей храмов и верующих.

В 1948 году Русская Православная Церковь вновь ощутила Ваше содействие в деле проведения церковных торжеств по случаю 500-летия ее автокефалии и приуроченного к ним Совещания Глав и Представителей Автокефальных Православных Церквей. Это событие, ставшее достоянием мирового общественного мнения, показало всему миру, какие отношения возможны между Церковью и Государством, когда они построены на началах взаимного уважения и свободы.

И теперь, ощущая на каждом шагу своей церковной и гражданской жизни благие результаты Вашего мудрого государственного руководства, мы не можем таить своих чувств, и от лица Русской Православной Церкви приносим Вам, дорогой Иосиф Виссарионович, в день Вашего семидесятилетия, глубокую признательность и, горячо приветствуя Вас с этим знаменательным для всех нас, любящих Вас, днем, молимся об укреплении Ваших сил и шлем Вам молитвенное пожелание многих лет жизни на радость и счастье нашей великой Родины, благословляя Ваш подвиг служения ей, и сами вдохновляясь этим подвигом Вашим».

Этот адрес подписан Патриархом Русской православной церкви Алексием, пятью митрополитами, двадцатью одним архиепископом, сорока семью епископами. Более того, как следует из названия документа, они выступали и от имени всех мирян.

А сейчас упомянутая выше группа лиц выступает с требованием снести памятник тому, к кому всё духовенство и миряне РПЦ обращались с такими словами.

Я далёк от дел церковных, но мне – чисто с культурной точки зрения – интересно, что происходит в православной церкви? Опять раскол? Или просто группа отколовшихся, «сектантов», как их принято называть, присвоила себе право выступать против иерархов и мирян, живших в одно время со Сталиным, лично, а не понаслышке знавших и видевших все его дела? Интересно, если бы сейчас нашлись письменные свидетельства современников Христа, эта группа лиц тоже считала бы, что знает историю лучше, чем люди, видевшие всё своими глазами? Или, может быть я пропустил глобальное событие – все иерархи, подписавшие приветствие Сталину, признаны современной церковью лжецами и еретиками, или, по крайней мере, малодушными трусами и корыстолюбцами, предавшими Иисуса ради хлеба куса, а потому все их слова и проповеди признаны ложью и ересью?

Мне кажется, что на цоколе памятника И.В. Сталину и на всех информационных ресурсах Якутска необходимо вывесить приведенное выше послание иерархов и мирян РПЦ с тем, чтобы люди сами могли разобраться, кто прав – все миряне и клир Русской православной церкви, жившие в одно время с вождём, или нынешняя группа лиц, позиционирующая себя как «православные верующие».

Насколько я представляю себе внутрирелигиозные отношения, всё же те, кто причисляет себя к верующим, должны совершенно иначе относиться к духовенству – тем более, к покойным иерархам. Или готовить обвинительную речь для уличения покойных на Страшном Суде.

http://kprf.ru/history/soviet/118505.html

1.0x