Авторский блог Блог Изборского клуба 00:00 12 ноября 2015

"Мы - люди неба"

выездное заседание

Александр ПРОХАНОВ. Дорогие друзья, выездное заседание Изборского клуба, которое проходит в дивном божественном месте, посвящено теме справедливости. Казалось бы, это абстрактное понятие оно не связано с урожаем картошки, с выплавкой стали, с упорядочением дел в районе или в государстве. Но это не так. Потому что справедливость является ключевым понятием и ключевым словом, пожалуй, для всех священных текстов и ключевым понятием в жизни людей.

Русское сознание на протяжении всех своих превращений, всей истории грезило о справедливости. Начиная от волшебных сказок, где зло наказывалось, где торжествовало добро. Сама идея "Москва — Третий Рим", которая трактуется как государственная, державная идея, в глубине своей несёт концепцию справедливости. Потому что смысл государства, как мыслил старец Филофей, заключается не в том, чтобы стяжать богатства, увеличивать пространства, усиливать армию, а в том, чтобы отстаивать православие. А православие — это и есть квинтэссенция справедливости: отстаивать ценности, которые заповедовал нам Спаситель.

Советский Союз стремился построить царство справедливости. Эта грандиозная, небывалая в истории человечества попытка окончилась неудачей, обидами, слезами и торжеством сегодняшней плеяды людей, которые установили в России закон великой несправедливости. Но попытка была предпринята! И неслучайно она была предпринята в России.

И на утверждение, что советский период — это период неудавшегося дерзания установить земную справедливость, можно возразить тем, что квинтэссенцией советского периода была Победа в Великой Отечественной войне, а Победа — это установление вселенской справедливости. Причём торжество не просто социальной или идеологической справедливости, а божественной, потому что во время войны столкнулись космогонические силы: силы добра, рая, которые олицетворяла наша страна. Мы — люди неба, мы грезим божественными смыслами. И с нами столкнулись силы тьмы, ада, инфернальные силы, которые были представлены Германией.

Идеей божественной справедливости беременен сегодняшний мир, он чает справедливости. Если посмотреть на карту, где, в каких местах мира вспыхивают войны, восстания, бунты, сыплются бомбы, где расстреливают людей, где страдают целые народы и государства, видно, что эти зоны совпадают с теми, где испытывается острейший дефицит справедливости. И мне кажется, что для нашей Родины, которая вырвалась из чудовищного котла тьмы 90-х годов и проходит мучительный процесс возрождения и преображения, следующим этапом, вслед за сбережением территории, за возрождением оборонно-промышленного комплекса, вслед за стремлением соединить разорванные пространства истории должен быть период революции справедливости. Я жду, что в одном из своих манифестальных выступлений президент скажет о справедливости как об основополагающей ценности российского общества.

Игумен ГЕОРГИЙ (Евдачёв), настоятель Свято-Георгиевского Мещовского мужского монастыря. Вы хорошо сказали, Александр Андреевич, о справедливости. Я бы ещё с позиции нашей церкви выразился так: справедливость — это есть истина. Справедливость есть божественная гармония. Это есть жизнь. Это сам Бог.

Что такое Бог? Вся Вселенная наполнена энергией. О ней сказано в Писании, что это есть альфа и омега, это есть начало и конец, это есть жизнь, это есть Дух, это есть любовь, это есть Бог. И смысл жизни человека состоит в том, чтобы приобщиться к божественной энергии или соединиться с этой энергией. И это есть смысл обóжения человека: когда он обóжевается, и общество обóжевается той жизнью, о которой нам сказал Господь.

Сам Бог есть справедливость. И общество тогда гармонично и счастливо, когда в нём есть дух. Дух есть в каждом человеке, и дух есть в обществе, в мире. Но он может быть мёртвым и может быть живым. Внутри человека может быть мёртвый дух с покойницей-душой. И если признак мёртвого человека — это разлагающийся труп с червями, то признак разлагающейся души — это пороки и страсти, которые выходят наружу, становятся нормой жизни человека. Внутри человека есть главнейший орган, который даёт жизнь духу. Написано, что ум человека — это орган, обладающий энергией. Дух — это сущность, это жизнь. Поэтому ум — это энергия сущности, энергия жизни.

Великая Отечественная война. Победа. Как она осуществилась? В народе ещё был дух, оставленный генетикой духовной, люди ещё жили традицией, верой. И как только к общему уму общества придёт энергия, то выстроится божественная гармония.

Смысл одухотворения общества и его преображения в божественную гармонию заключается в том, чтобы ум отделить от рассудка и соединить с духовным сердцем.

Что такое ум с рассудком? Яркий пример. Европа говорит: "Мы должны быть толерантными ко всем меньшинствам". Здесь ум, соединённый с рассудком, проявляющий жалость к человеку. Если бы он отсоединён был от рассудка и был в духовном сердце, он бы отталкивался от заповедей Божиих, рассуждал бы так: "Мы не можем быть толерантны к этим меньшинствам, потому как нарушается основная заповедь — не прелюбодействуй". Ум, как орган, обладающий энергией, должен быть и внутри человека. То есть человек должен следить за собой. Монахи называют это умным делом, а вообще умными делами должен заниматься не только монах, а каждый христианин. Умное дело называется так — трезвение ума.

Бог триипостасен, и душа человеческая триипостасна. Поэтому триипостасность выражается так, что разум есть образ Отца, он рождает мысль, которая воплощается в слово. И когда к человеку приходит мысль, он должен понять, соответствует ли эта мысль заповеди Божьей. Если она не соответствует Евангелию и заповедям, не давать ей воплотиться в слово. Потому что неправильно воплощённая мысль есть отрицательно материализованная энергия внутри человека, которая разрушит и человека, и всё вокруг него. Поэтому сегодня мы должны вернуть дух.

Энергия по проводам бежит, ток благодаря генератору получается, и энергия неотделима от источника энергии. А источник энергии есть сам Бог. Это уже свет божественный — рассуждение. Это всегда было у русского человека, поэтому в России всем хорошо жилось. И мусульманам, и всем, они Россию чувствуют своей родиной, потому что она мать. И церковь православная — мать. И чтобы нам сегодня Россию вновь сделать Россией, и чтобы она встретила Христа на Втором пришествии, нужно вернуть России утраченный дух. Дух надо не просто вернуть, нужно, чтобы он был живой, с энергией. А для этого правильный должны ум иметь, чтобы он был органом, обладающим энергией. Правильно должен ум работать и в образовании, и в культуре, и в поэзии, и в прозе, и в науке, и в церкви, и в семье. Посмотришь на сегодняшние передачи по телевидению, всякие искушения, и думаешь: в каком мире мы живём? Надо вернуть дух. Даже тот, советский. Самая лучшая в мире школа была в советское время, где были октябрята, пионеры, которые помогали старшим, где был патриотизм.

Я часто общаюсь с молодёжью. И однажды молодой человек, возглавляющий молодёжную политику, сказал: "Батюшка, вы, взрослые, пытаетесь патриотизм нам привить на примерах Великой Отечественной войны. Мы знаем, что там были герои. А вы нам покажите героев среди вас, которые в правильном духе, сегодняшний покажите героизм. И тогда мы, молодёжь, к памятникам этих героев сами принесём цветы, и призывать нас не надо".

Это ненормально, неправильно, когда всякие Соросы учебники истории создают, и по этим учебникам учат.

Как же дух дать России? Все средства для этого — в церкви. Вновь стать православной державой. Всем объединиться — власти и церкви, и понимать, что мы делаем одно дело. Больше всего дух дает молитва. Нам под небом оставлено величайшее имя — Иисус Христос. Отец Иоанн Кронштадтский сказал: "В имени Иисус Христос — полнота энергии. А энергия неотделима от источника энергии. А источник энергии и есть сам Бог".

И когда мы призываем Бога, призываемый неотделим от призывающего, как энергия неотделима от источника энергии. Поэтому, когда мы только сказали с правильным настроем: "Господи, Иисусе Христе…", к нам повернулась вся Вселенная и сущность Святой Троицы, и говорит: "Что тебе нужно, мое любимое чадо? Создание мое, дите мое, что ты хочешь?" А вы скажите: "Спаси Россию, помоги мне, вразуми, научи".

Нам сегодня надо нарожать и Сергиев Радонежских, и Достоевских, и Пушкиных, и Ломоносовых. Они были великими потому, что у них ум был органом, обладающим энергией. Они были глубоко верующими людьми. А когда будет эта энергия, около них всем будет тепло в России, всем — и мусульманам, и верующим, и неверующим. Матерью станет Россия, обнимающей всех и вся. Будет любовь в народе. А настоящая любовь, она всегда жертвенная, она служит. А что такое смирение, к примеру? На латыни звучит это так — земля. Смирение — это когда человек всё принимает, как земля, не возмущается, всё переваривает, делает это плодородной почвой и плоды взращивает, как это всегда делала Россия.

Леонид СЕВАСТЬЯНОВ, глава фонда Св. Григория Богослова. Справедливость прежде всего заключается в праве на жизнь для всех. И несправедливо, когда человек считает, что он обладает бóльшим правом на жизнь, чем окружающие, даже окружающие его звери… Поэтому очень важен вопрос об экологии, об использовании ресурсов, об отношении к окружающей среде, и прежде всего отношении к себе подобным. Несправедливо огромное наличие богатства, которое даёт возможность произрастания большей жизни одних, при этом ограничивать в ресурсах других, тем самым лишая их права на жизнь.

Я считаю, что противоречием Советского Союза было то, что на заре желания построить справедливое общество СССР был первым в мире, кто построил самую главную несправедливость — легализовал аборты. Получалось, что вот мне, матери, тяжело, значит, я тебя рожать не буду, если я буду тебя рожать, у меня будет меньше ресурсов, и я лишаю тебя возможности родиться. И в этом отношении аморально и современное общество тоже: мы лишаем возможности рождаться и считаем эгоистичность нормой…

Справедливое общество должно выстраиваться на морали. Но на морали не просто — что можно, что нельзя, а на морали фундаментальной — это отношение к жизни. То есть Бог даёт жизнь, я не имею права отбирать. Это касается и экологии, и вообще окружающей среды. Справедливо, когда я ограничиваю себя, давая возможность жить другим.

Алексей АЛЕКСАНДРОВ, член Совета Федерации. Самое главное в обществе — справедливость, правда, я бы сказал ещё право, православие. Это всё то главное, наверное, божеское начало, которое и в мире главное. Но особенно в нашей стране, в нашей цивилизации, в отношении которой совершено покушение. Нас пытаются сделать частью другой цивилизации — частью Запада, что в принципе неправильно. И главный вопрос — что нам делать?

Сейчас в силу объявленных нам войн — экономической, информационной, правовой — навязывают такие противоречивые законы, что разрушают не то что гражданско-правовое законодательство, а даже уголовную практику. И мы из-за этого не знаем, как осуществлять правосудие — а правосудие предполагает справедливость — по уголовным делам. И вбросы идут постоянные, в которых одно противоречит другому.

Как защититься от этого? Что сделать, чтобы спастись? Нужно воспитывать детей. И надо объединиться. Мы единомышленники, мыслим одинаково, но нам кроме того надо выстроить систему совместных действий.

Отец ГЕОРГИЙ. Не будем изобретать велосипед, он уже есть. Надо вернуться к своей традиции, во всех направлениях: и в образовании, и в культуре, и в правовом законе, и к своей вере вернуться к традиции, и телевидению вернуться к традиции нравственной. Вернуться к своим основам, которые были фундаментальны и гармоничны с православной верой. К заповедям вернуться.

У нас хорошие традиции. Мы смотрим наши старые фильмы — это классика, которая одухотворяет. Мультфильмы одухотворяют. Иосиф Виссарионович сказал: "Чтобы наши были мультфильмы лучше, чем в Европе". И они были. Надо опять так сделать. И правительству, и власть имущим, и руководству державы проявить волю и характер в некоторых моментах. Волю и характер. Проявить и силу, и волю, и вернуться к традиции. И всё поднимется.

Виталий АВЕРЬЯНОВ, доктор философских наук. Я бы хотел оттолкнуться от слов, которые вызывают много вопросов, особенно у людей, которые не знакомы с православной экзегетикой. Я имею в виду слова из Псалтыря царя Давида: "Милость и истина встретятся, правда и мир облобызаются. Истина воссияет от земли и правда приникнет с небес".

У святых отцов эти слова толкуются таким образом, что истина, которая от земли, — это Христос. Почему от земли? Потому что, хоть он и был Богом, но родился как человек. И, казалось бы, что истину естественно ожидать с неба, а она в данном случае воссияла от земли. И тогда получилось, что правда и истина, милость и мир сошлись в одном лице — лице Господа Иисуса Христа.

Но помимо чисто богословского толкования, здесь может быть и религиозно-философский подход. Я сейчас попробую развернуть его.

Здесь явлена неочевидная для человека связь между истиной и милосердием, а также между правдой и гармонией. Она неочевидна, потому что в нашей жизни мы, как правило, строгое и непреклонное знание истины воспринимаем как что-то беспощадное, нелицеприятное, есть такая формула известная — срывающее все и всяческие маски. А здесь получается, что она каким-то образом стыкуется именно с милосердием, с гармонией. Как же это возможно?

Мне кажется, что настоящее стремление к истине и к справедливости имеет своим венцом, после того как оно обличило зло и пороки, всё-таки милость, милосердие. Потому что любой преступник и грешник в последнем приближении сам является жертвой — либо дурной наследственности, либо дурной среды, дурного воспитания или собственной извращённой воли, которую он по глупости проявил.

И поэтому именно здесь пророк Давид показывает как бы уже последние глубины познания мира, познания законов бытия. И когда мы говорим о справедливости божественной и человеческой, мы тот зазор, который в нашей реальной жизни присутствует, должны всё время ощущать и правильно на него смотреть.

Когда мы говорим о социальной справедливости или справедливости в юридической плоскости, мы должны различать эти измерения — высшее измерение, которое в своём полном объеме заключает всё, в том числе и малую человеческую правду, узкую правду, которой человек смотрит на жизнь. Обычно под справедливостью понимают распределение благ, когда люди стараются никого не ущемить, пропорциональное распределение, когда есть некая соразмерность правосудия.

Например, что такое соразмерность правосудия? Око за око, зуб за зуб. По этому принципу юридическая мысль и функционирует. Потому что главная забота, которую человек полагает в своём человеческом правосудии, заключается в том, чтобы за одно око два ока не выбить, или, наоборот, за один зуб человек прощается и не получает, никакого наказания. То есть может быть уклон и в одну, и в другую сторону.

И справедливое распределение — это, конечно, очень важно, но если мы стремимся никого не ущемить, но при этом общество не развивается, то это не даст плода. Если мы даже учредим справедливый суд, а при этом нет развития, если достоинство человека как образа Божьего, как творящего начала не подтверждается, то не удастся воровство одолеть, мы захлебнёмся в воровстве и обмане.

В этом смысле настоящая справедливость для общества заключается в том, что оно должно развиваться и раскрывать потенциал человека. Только в динамичной модели справедливость может восторжествовать. В статистической модели она не восторжествует. В энтропии она заглохнет.

И сегодня наиболее остро в России ощущается эта проблема как некое противоречие между волей олигархического, богатого меньшинства, которое хочет сохранить статус-кво, и представление о справедливости как гармонии слоёв общества. Потому что меньшинство этой гармонии не хочет. Оно хочет сохранить пропасть между собой и обществом. В конечном счёте они заинтересованы, чтобы их дети, которые, как правило, учатся не в России, сохранили свои привилегии любой ценой, несмотря на то что есть более достойные дети. Это вопиющая несправедливость, которая видна всему народу.

Андрей КОБЯКОВ, экономист. Абсолютно согласен с тезисом о том, что вопросы справедливого распределения благ, имущественного равенства или неравенства, уровень дифференциации должен быть увязан с вопросами общего развития нашего народа, нашей страны, развитием человека.

В то же время Виталий Аверьянов сформулировал это в достаточно для меня парадоксальной постановке: что не имеет смысла говорить о необходимости распределять блага, если мы имеем дело с ситуацией застоя. То есть эта ситуация должна сначала стать динамичной, и после можно было бы говорить о необходимости перераспределения доходов, собственности, имущества и т. д.

Чисто умозрительно это, наверное, верное утверждение. Но беда России заключается в том, что у нас эта ситуация прямо противоположным образом выглядит. У нас уже достигнутый уровень социальной дифференциации таков, что блокирует всякое развитие страны. Не осуществив перераспределение и не сократив уродливую, чудовищную бездну между сверхбогатыми и сверхбедными, мы просто-напросто никуда двинуться не можем.

Россия, русская цивилизация глубоко консервативна в том смысле, что российский социум только тогда динамично развивается, когда он связан как бы отношениями семьи, когда мы думаем о своём народе как о едином семействе. Конечно, абсолютное равенство ни в какой семье не существует, это противоречит даже самому замыслу Господа. Но кому больше дано, с тех больше спрашивается. То есть это определённый баланс прав и ответственности. Если ответственность больше, то и прав больше, а если больше прав, то больше и ответственности.

Но представим себе такую семью, в которой старшие братья или отец семейства сидят, обложившись продуктами питания, пинают их ногами, при этом младшие члены семейства голодны. Уродливая картина! Это не семейство, а зона. Это правила жесточайшие, такого нет даже в животном мире. Зона — это страшное порождение. Совершенно антиобщественная модель, противоречащая замыслу об общественном устройстве, который был у Творца. И в этих обстоятельствах общество находится в состоянии глубочайшего раскола. Ощущение несправедливости сейчас является доминирующим чувством.

По опросу, который проводился совместно Институтом социологии и Фондом Эберта, "Острое чувство несправедливости испытывает 93% россиян". Причём по формулировке совершенно чудовищной, я опираюсь на цитаты исследования: "34% опрошенных постоянно, а 38% иногда испытывают желание перестрелять всех взяточников и спекулянтов, из-за которых жизнь в стране стала такой, какая она сейчас".

Абсолютно нехристианские чувства, желание насилия возникают именно в силу обострённого ощущения несправедливости в обществе. Без наведения порядка мы просто-напросто не можем сдвинуть ситуацию с места, потому что общество может развиваться только в том случае, если у него будет большой проект… Большой проект предполагает, что его осуществляет общество, скреплённое солидарными отношениями, а не конфронтационными. То есть нужен дух семейственности, дух братства.

Проблема сейчас именно так стоит, что уровень неравенства блокирует возможность развития. В данном случае он непосредственно является фактором дальнейшей деградации нашего социума.

Александр АГЕЕВ, доктор экономических наук, действительный член Российской академии естественных наук. Мы констатируем диагноз, что несправедливо что-то в жизни. И возникает представление, что мы стремимся к жизни справедливой. При этом сказано, что справедливость — тоже вещь сомнительная. Ведь сам путь к справедливости железной рукой загонит человечество к счастью на Соловках. И если только эта цель будет поставлена, только этот идеал выдвинуть, то в процессе приближения к лучшему состоянию мы можем сильно испортиться. Значит, методы на этом пути должны быть самые точные и не усугубляющие ситуацию. Потому что право без любви жестокость есть.

В этой тематике два сюжета. Один сюжет — это внешняя несправедливость. То есть вся наша страна, общество погружено в глобальную несправедливость, и мы выступаем в мировой жизни в роли жертвы и данника: каждый год в самых разнообразных формах выплачиваем дань — 150 млрд. долларов. Это практически равно бюджету страны.

Кстати, Сталин это прекрасно понимал, когда перед войной так сказал о международном положении: "Они хотят, чтобы мы были у них батраками, да ещё и задаром". Собственно говоря, эта идея глубоко народная, безо всякой теологии и богословских терминов определяла борьбу за национальную независимость: "Мы не хотим быть батраками".

И последующие события и холодной войны, и т. д. строились по этому принципу. Мы хотели сохранять свою независимость и право строить здесь жизнь на своих принципах. Потому это фактически антиколониальное движение является основой всей нашей внешней политики — мы хотим освободиться от внешних указок, в которых погрязли. А правовая зависимость? Если посмотреть, какое создано правовое поле, то здесь одно решение — это правовой дефолт на какое-то время, потому что так жить нельзя, мы стали настолько правовиками, что нами правят нотариусы и юристы. Необходимо освобождение от внешней несправедливости.

Второй сюжет — несправедливость внутренняя. Да, расслоение достигло немыслимых пределов. Но здесь тоже можно представить, как могут разжечь классовую борьбу, и получится то, что вышло на Украине — Майдан. На поверхности — стремление к социальной справедливости, недовольство беспределом со стороны Януковича, а фактически спонсировали Майдан другие олигархи, которые сами контролировали бóльшую часть этих несправедливых распределений.

В таких условиях всегда найдётся третий, самый хитрый игрок, который стравит две стороны: русских с русскими. Дьявол — отец всех распрей. Поэтому очень важно не разжечь новый пожар, потому что в стадии "заряжать" всем захочется стрелять, начнётся гражданское дробление.

А Церковь и другие традиционные конфессии могли бы компенсировать моральный провал, очень важна соборность, общинные принципы.

Справедливости нет в плане глубокого равенства, а есть любовь. Обиды должны уйти и замениться любовью.

Шамиль СУЛТАНОВ, востоковед. Я сформулирую несколько тезисов. Первый заключается в том, что мы живём во всё более и более несправедливом мире. И по мере вступления в шестой технологический уклад, при котором совершенно меняются и социальные отношения, и нравственные, эта несправедливость будет увеличиваться.

Второй момент. Нынешняя Россия, может быть, наиболее несправедливая Россия за всю историю существования. И это определяется не только тем, что люди плохие или хорошие. Просто господствующая западная цивилизация, индустриальная цивилизация создала такие нормы поведения, жизни, формы жизнедеятельности. И, собственно говоря, будь это китайцы, Россия или исламский мир — все играют по этим правилам, которые по сути своей несправедливы. И эта несправедливость будет проявляться не только в том, что неравенство социально-экономическое будет увеличиваться, что количество бедных и нищих будет расти в стране, но и во всех других проявлениях.

Например, в этом году Верховный суд Соединённых Штатов принял закон, который по всей территории делает законными однополые браки. Если Америка приняла такую норму, значит, все остальные обязательно примут: в ближайшие пять-шесть лет на всём Западе этот закон будет распространён. И на этом не остановятся! Через семь-восемь лет начнётся травля обычных традиционных браков. Через 20 лет традиционные браки будут поставлены в роль маргинальных, и люди, стремящиеся к нормальным бракам, будут осмеиваться, унижаться.

Следующий тезис. В России за последние 25—30 лет положение религий (православие, ислам, иудаизм, буддизм) резко улучшилось. Все процветают, храмы ставятся, мечети появляются, синагоги. Но это не мешает росту несправедливости. Более того, умные режиссёры, наоборот, используют, они говорят: "Ребята, у нас свобода, смотрите, религии процветают, люди ходят в церкви, всё нормально, мы живём, как на Западе". Неслучайно Бжезинский сказал несколько лет назад: "Не надо спорить по поводу Путина, его заявлений, а надо подождать пять-шесть лет, к власти придут те люди, которые воспитаны с ориентацией на западные ценности. Их уже сейчас в России 30—35 миллионов, через пять-шесть лет их будет 40—45 миллионов, и тогда всё будет нормально."

С их точки зрения — нормально. Что нам делать в этой связи? Согласен, надо и разного рода духовные шаги делать, и нравственные, но, с моей точки зрения, ключевой момент следующий. Справедливость есть двух видов. Первая — социальная, она основывается на том, что люди равны перед законом. И некоторые христианские авторитеты Средневековья чётко сказали: "Если в государстве нет справедливости, то это не государство, а шайка разбойников". И когда мы говорим о равенстве, то это равенство перед законом.

Существует ли у нас равенство перед законом? Два момента. Первый — наш закон, наше правовое поле некодифицировано: в правовом поле специально создавались противоречия.

Второе: равенство перед законом должно быть жесточайшим.

Второй аспект справедливости — это гармония с божественным законом, с божественным предписанием, с божественной волей. И должна быть гармония между двумя аспектами этой справедливости. Но если нет равенства всех перед законом, если женщину, которая украла миллиарды рублей, выпускают, а человека, который хотел украсть, чтобы накормить своих детей, сажают на пять лет, где справедливость? Мы должны бороться за равенство всех перед законом.

Олег РОЗАНОВ, ответственный секретарь Изборского клуба. Ильин говорил: "Справедливость есть искусство неравенства". В этом определении кроется много ответов на поставленные нами вопросы. Справедливость не требует равенства, справедливость требует предметно обоснованного неравенства.

Наше государство всегда стремилось к абсолюту справедливого государственного устройства. Но в силу многих причин этого никогда не получалось. Пожалуй, самым справедливым государством на русской, российской земле был Советский Союз. Он сумел построить социальное государство. И, выстраивая его, заставил англосаксонский мир следовать в своём фарватере. Первым в мире официально восьмичасовой рабочий день ввёл Советский Союз. Избирательное право женщинам, социальные гарантии, оплачиваемые отпуска — всё это пошло из Советского Союза.

В Конституции написано, что Россия является социальным государством. Но так ли это? Мы видим, что государство устраняется из медицины, из образования, вместо преподавания образа (образование — от слова "образ") вводят некий образовательный стандарт. И уходит самое понятие образа. А русская школа всегда отличалась преподаванием в первую очередь духовности, и учебник истории — это не книга о датах, о событиях, это книга о любви к Родине. И когда её, пишет господин Сорос, ничего хорошего от поколения, которое вырастет на этом учебнике истории, ожидать не приходится.

Но в то же время существует в мире великая справедливость. И, на мой взгляд, великая справедливость заключается в том, что Россия является второй, а, может быть, первой ядерной державой в мире. Именно ядерное оружие России позволяет миру не скатиться в глобальный хаос, в глобальную войну. Поэтому русское ядерное оружие (тут я согласен с Александром Андреевичем) священно. Наша военная мощь помогает всему миру не скатиться в хаос бесконечной братоубийственной войны.

Америке выгоден мировой хаос, он не затрагивает американский континент. А Евразия, Африка, по мысли американцев, должны постоянно находиться в состоянии большой войны. Потому что в этой ситуации доминирование доллара остаётся неизменным и неизбежным. Все уходят в доллар, который считается самой стабильной валютой. 18-триллионный долг, который имеет Америка, заставляет её действовать так. И этот алгоритм не поменяется, потому что если ты вступил на путь зла, из него выйти не можешь. И само американское государство сейчас является воплощением всемирного зла.

В этой ситуации нам, в первую очередь великорусскому населению, необходимо вернуться в церковь. И преподавание православия в школах должно быть обязательной законодательной нормой, как и преподавание ислама в мусульманских республиках.

Мне режет слух слово "толерантность". Давайте вернёмся к русскому слову "терпимость". Толерантность — это англосаксонское понятие. Изначально англосакс ставит себя выше всех других, и он позволяет себе терпеть низшие народы, низшие цивилизации. Такое понимание абсолютно не свойственно русскому человеку. У нас гармонично себя чувствовали все народы. С англосаксонской цивилизацией сейчас не на жизнь, а на смерть столкнулась русская цивилизация, русский мир. И это противостояние не закончится завтра. Из этого противостояния кто-то должен выйти победителем. Тут нынешний статус-кво закреплён не будет. Или — или. Поэтому консолидация, воспитание духа нации, возрождение нации — это, может быть, самые главные вопросы, которые должны стоять в повестке дня государства российского.

Есть у меня один национальный проект, который я хочу озвучить. Дело в том, что из Центральной России — этого сердца и ума русского государства — из исконного ареола обитания русского народа на протяжении практически трёх веков высасывали соки. Когда смотришь демографические таблицы, видишь, что Центральная Россия, корневая Россия вымирает. Псков, Новгород, Тверь, Владимир. Растёт население лишь в одном городе — это Москва. Но Москва, к сожалению, сейчас уже не является русским городом. Москва в нынешнем её состоянии — Вавилон. За счёт Центральной России вся остальная империя всегда решала свои вопросы. Переселение, особые формы эксплуатации, закрепощение — всё это было в Центральной России. И сейчас надо возвращать ей долги. Если мы не реанимируем сердце и ум России, которые находятся в Центральной России, у русского народа не будет будущего.

Национальным проектом России должен стать проект по возрождению Центральной России, по возвращению долгов ей со стороны остальной нашей великой державы. Это будет справедливо.

Валерий КОРОВИН, член Общественной палаты РФ. Русское представление о справедливости отличается от представлений Запада, где в центре находится индивидуум, то есть отдельная атомизированная личность, которая считает справедливым то, что касается исключительно её лично. А отсюда принцип протестантской этики — от каждого по способности, каждому по труду; кто сколько поработал, тот столько и заработал; кто умный и сильный, тот богатый, а значит праведный, а значит, Бог его любит больше, чем других, а значит, справедливо то, что умный богат, а дурак, немощный, калека, инвалид беден, несостоятелен и поэтому ничего не имеет, Бог не любит его. Но такая этика противна русскому человеку, который исповедует принцип — от каждого по способности, каждому по потребности. И если кто-то не работает, его скорее заставят работать, нежели дадут умереть с голоду или испытывать нужду и несостоятельность.

Этот русский принцип справедливости и лёг в основу советского государства. И именно в Советском государстве реализовался принцип — от каждого по способности, каждому по потребности. Каждому по труду — это капиталистический, буржуазный лозунг, который сейчас реализуется. А по потребности — это коммунизм. Мы ведь строили коммунизм. Он не реализовался, потому что мы не достроили коммунизм, то есть мы не достроили русскую справедливость.

Не реализовался как финал, но реализовывался как процесс. И наше представление о справедливости нужно отделить от западного представления о справедливости. Отсюда следует стремление вообще избавиться от ценностей Запада, от его принципов, потому что они разрушительны для нашего общества.

Отец ГЕОРГИЙ. Идея вашего клуба очень хорошая, Александр Андреевич.

Александр ПРОХАНОВ. Главная наша задача — это создать константы, на которые могла бы опереться наша государственность, создать для чиновников высокого ранга некие логически осмысленные постулаты, оправдывающие их служение. А национальная идеология проста: Россия всегда была империей, сила государства — это имперский характер. Второе: внутри государства справедливость должна быть высшей ценностью. А для русского мира справедливость и православие — это синонимы. И третье — развитие. Мы не можем оставаться на месте, история динамична. В динамичной истории мы не можем быть неподвижными, нужен стремительный рывок. Рывок, развитие потребует мобилизации. А в мобилизации будут выстроены приоритеты.

Всех благодарю за высказанные суждения.

Подготовила Екатерина Глушик

На фото: Свято-Георгиевский Мещовский монастырь. Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева и маленький Алексей Михайлович Романов

29 февраля 2024
1.0x