пнвтсрчтптсбвс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Сегодня 15 марта 2025
Сообщество «Салон» 00:00 6 февраля 2014

Музон

ОБЩЕСТВО ЗРЕЛИЩА. "А бензин — низ небА". ("Выргород") Примечательная пластинка редкой андеграундной формации, уходящей корнями в Тамбовскую губернию. И несколько неожиданная даже для "толерантно"-добродушного "Выргорода"

ОБЩЕСТВО ЗРЕЛИЩА. "А бензин — низ небА". ("Выргород")

Примечательная пластинка редкой андеграундной формации, уходящей корнями в Тамбовскую губернию. И несколько неожиданная даже для "толерантно"-добродушного "Выргорода".

"Общество Зрелища"" — творческое объединение, существующее ещё со второй половины девяностых и провозгласившее "искусство дебилизма ("отгрибизма", "профанации", "радикального радикализма", "стиль хрэщ"), основной эффект которого направлен на борьбу с массовой культурой по принципу "клин клином вышибают" (т.н. "антикатарсис"). В музыкальном плане материал сильно варьируется: в зависимости от композиции/альбома в нём присутствуют как откровенно пародийные элементы, так и серьёзные, подчас эзотерические, или их синтез: от авангардных (около)вербальных экспериментов (саунд-поэзия, радиоспектакль) и псевдоблатняка до фанк-кора и живого и электронного арт-рока и индастриала". В общем, "ОЗ" — одновременно музыкальный коллектив, художественный проект и некое полумагическое сообщество с внутренней мифологией, системой координат и лексикой.

"Общество Зрелища" в прошлом году стало лауреатом культурно-просветительской премии "Независимой газеты" — "Нонконформизм", причём в актуальной номинации — "поступок" за "тексты и аудиоспектакли".

Костяк "ОЗ" — тандем писателя Алексея Шепелёва и музыканта, поэта и акциониста Александра О’Фролова, кстати, присутствующего в качестве персонажа в произведениях своего соавтора.

Собственно, пластинка состоит из трёх частей. И альбом занимает примерно половину диска. Далее два бонуса: "Шаривари" — собрание весьма достойных синглов, записанных в 2012-2013 гг., и несусветный радиоспектакль "Антиантисептин, День Моркови и другие приключения святых от Алкоголизма Ундиния и Максимия".

Как водится в подобных историях — своеобразие произрастает на богатой культурной подложке, кругозору участников "ОЗ" можно только позавидовать. Начиная с русской классики и обэриутов, до сюрреалистов и Дебора; от подобия ар-брюта, разнообразного экспериментального искусства и мировых музыкальных эксцентриков до Петра Мамонова (особенно после переезда в деревню), Глеба Успенского, "ДК" времен "радиотеатра" и, разумеется, "Коммунизма" с прочими летовскими и рябиновскими проявлениями. Так радиоспектакль упакован цитатами — тут тебе и "Песняры", и "Песня гонщиков" из "Большого космического путешествия", и трэш- металл. А между ними из хаоса девяностых — господин Дадуда и группа "Ласковый бык" — то время тоже провоцирует появление нетривиальных произведений.

Обращаясь к работе философа и ситуациониста Ги Дебора, в отличие от прозвучавших в России переводов, Шепелёв и О’Фролов используют именно вариант "зрелища", а не более эффектный, но частный случай "спектакля". Язык Дебора, с одной стороны, условно гегелевский, но одновременно и почти дадаистский, за исключением прозрачных "комментариев к Обществу зрелищ", "ОЗ" весьма близок. А в ситуации, когда рынок с лёгкостью захватывает и переваривает любой радикальный жест, уход от зрелищности — логичный путь, пусть и непростой в полноценной последовательности.

Вместо искусственного конструирования истин и нагромождения смыслов "ОЗ" устраивают полную зачистку территории, двигаясь к непосредственному переживанию и проживанию. Тем самым открывая простор возможному рождению новых смыслов.

"А бензин — низ небА" странен, загадочен, сумбурен, абсурден, порой смешон, но иной раз пронизывающе холоден. Название-палиндром, композиции иногда малокоммуникативны, иногда вполне открыты даже для слушательского "воспроизведения". Здесь хватает эпатажа, впрочем, уравновешенного самоиронией. Табу на темы и источники, пожалуй, нет. И при всей аутсайдерской депрессивности и некоторой механистичности композиции "ОЗ", обладают явственным человеческим измерением. А в мире, где даже самые авангардистские опыты эксплуатируются масс-культом (например, поп-песенки с псевдообэриутскими текстами) — такое обращение работает только на усиление самого "радикального радикализма". Как замечает сам Алексей Шепелёв: "Вектор нашего творчества направлен к доброте, гармонии и любви, у нас явлены не только издёвка и ненависть, но всё же сочувствие к человеку, "маленькому человеку" русской классики, поражённому теперь болезнью тотального дурновкусия и безразличия, порабощённому антигуманной системой всемирного шоу-биза и капитализма… Наша задача только в том, чтобы показать, что на самом деле зло сейчас — это быть, как все, жить в России по Карнеги, "быть успешным, несмотря ни на что", и т.д. При пристальном взгляде: не об этом ли говорит православие…Что касается русского народа, то он, несмотря на падение индивида, показывает чудеса выживания, его спасает какой-то мистический, ничем не искореняемый русский дух. Если масскульт всё же его победит, тогда всё, конец истории".

18 февраля 2025
Cообщество
«Салон»
25 февраля 2025
Cообщество
«Салон»
11 марта 2025
Cообщество
«Салон»
1.0x