КАЛИНОВ МОСТ. "Contra". (Navigator Records)
Дмитрий РЕВЯКИН. "Grandi Canzoni, Opus I". (Navigator Records)
В минувшем году Ревякин представил целых два творения: сначала сольный альбом, ближе к концу 2013-го новую пластинку "Калинова моста". Обе работы — и узнаваемы, и по-своему оригинальны с точки зрения подачи, отношения к материалу. Не буду говорить — вехи, но, точно — этапы. Сильная сторона ревякинского отношения к миру — мобильность, неравнодушный взгляд, но без какого-либо "искусственного омоложения". И естественность даже спорных историй куда симпатичнее противоестественных удач. К слову, 13 февраля Ревякин отметит пятидесятилетний юбилей.
"Grandi Canzoni, Opus I" — нечастый, но достаточно регулярный опыт сольного творчества. Все сольники в той или иной степени были встряской для группы — и ранние акустические записи, и "Всё поле в цветах", и такие эпохальные пластинки как "Обряд" и "Жатва".
Возможны ли были "Большие песни" в рамках "Калинова моста" — для гипотетического обсуждения, хотя костяк обоих альбомов составили тексты, написанные в начале 2010 года. Ревякин решил, что точнее эти песни будут звучать в ином ключе. "Grandi Canzoni" возникли при активнейшем участии "старинного" соратника Александра "Анаксагора" Владыкина, который выступил в качестве аранжировщика, продюсера и музыканта, так что его по праву можно считать соавтором альбома.
Вновь привлечена легендарная эстрадная певица Татьяна Анциферова, на альбоме "Обряд" она пронизывающе исполнила песню "Ветер южный", здесь, спустя полтора десятилетия, живописную казачью стилизацию "1904 год".
Это очень разнообразный, многоплановый, местами даже неожиданный альбом — и если фолк-элементы привычны, то отголосков танго или классического шансона от Ревякина ждать было сложно. Возможно, "Grandi Canzoni" — продолжение темы альбома "Жатва" — столкновения цивилизаций, но с большим охватом традиций "старой" Европы.
"Восстание против современного мира" идёт сквозь стили, жанры. Манифест "Антибля" напоминает по интонации "Вымыты дождём", забавная "Дульсинея" стоит на страже рыцарских идеалов.
"Grandi Canzoni" — альбом личный, даже исповедальный, покоящийся, впрочем, на мировоззренческих кодах Ревякина — честь как верность, правда, реванш.
"Contra" — урбанистический современный блюз-рок. Вполне мейнстримовый, умеренно тяжёлый, плотный. В некоторых случаях музыкальная составляющая сознательно спрямлена, уведена на второй план, а вокал срывается в крик. Главная задача — высказаться. "Против современных тенденций мира, которые мне представляются разрушительными, катастрофическими. Против разрушения семьи, против разобщенности, против гендерных маргиналов, наступления биотехнологий, погружения общества в виртуальную реальность", — из интервью "Российской газете".
Фундаменталистская символика, неполиткорректные формулы и образы. Здесь "Тень Раскольникова бродит по Петербургу", звучит "приказ №15" — знаменитый документ барона Унгерна.
Ревякин с его достаточно непростым поэтическим миром умудряется одновременно воевать с миром на уровне строки, но и атаковать "мерзость запустения", не уходя в публицистику. Среди новых авторитетов он нынче называет Леонида Губанова, поэтическое "я" которого, порой, несколько неуклюже определяют как соединение языков Есенина и Маяковского. Это очень русское, живое и стихийное слово, объяснимо близкое Ревякину.
Тем, кто жаждет условно новой "Дарзы", — стоит задуматься: прозвучал бы сегодня этот альбом так, как два десятилетия назад? Или же всему своё время?
Дмитрий Ревякин — по-прежнему почвенник, который, однако, осознаёт реальность Вавилона, герой его песен вынужден вести боевые действия, дабы сохранить (или же открыть в себе) свою сущность, устоять перед зомбированием и контролем. Но предельная апокалиптичность содержания созвучна ожиданию-выкликанию нового мира.
Вспыхнули речёные зарницы,
Время полюса менять местами,
Утро воскресением струится,
Пламенем нордических восстаний.
Судная тотальная расплата,
Сорваны астральныепечати —
В бой ведёт предвечный Пантократор
Знаменем означенных ручательств.