ГРОТ. "Больше, чем живы" (Интернет-релиз).
Залезая на рэп-территорию, по-прежнему чувствую некую неуверенность. Как если бы пришлось говорить о металле. Хочется, чтобы появились свои Адорно или тексты вроде "Структуры Лабиринта" Андрея Игнатьева, где имеется глава-набросок к социологии тяжёлой музыки. Дело даже не в системе смыслов. Необычны и какие-то правила, особенности, режимы.
Особое отношение к релизам. Вот "Грот" традиционно ориентирован на мини-альбомы, ЕР, из 5-7 песен. Причём, если для кого-то ЕР — следствие нехватки материала и желание сделать пробный вброс, то у "Грота" проблем с содержанием явно нет. Работа над каждой записью ведётся основательно. Дискография состоит из шести ЕР и только одной "полноценной" пластинки "О пути по встречной". И, несмотря на задекларированный "более жёсткий и кропотливый отбор музыки, речевых оборотов, образов", пластинка, пожалуй, проседает на фоне мини-альбомов, включая последний "Больше, чем живы". Видимо, такой формат куда более точно оформляет высказывание группы.
Кстати, насчёт "пластинок". Если у большинства людей с гитарами всё ещё присутствует печально-раздражённый вздох: "Альбом, да… эх… мы выложим в сеть, но если бы вы покупали пластинки, то жизнь была куда лучше", то у рэперов доводилось читать обратную реакцию вроде ехидства над любителями "коробочек": "Тираж дисков сделаем для специальных любителей, хотя альбом давно в открытом доступе". Принимая новые реалии, сам я ценю уходящий формат — оформление, преамбула, слово от музыкантов являются составной частью произведения. Ведь даже интернет-релизы сопровождаются традиционной картинкой-обложкой. Хотя, казалось бы, её можно выполнить в виде треугольника, юзерпика или разнобойного набора символов — экран стерпит.
"Грот" — коллектив с ярко выраженной мировоззренческой позицией, в силу чего можно проследить идейных союзников и таких же антагонистов. В отличие от "Кровостока", ставшего уделом эстетов, именно "Грот" и ему подобные, не имея особой поддержки СМИ в силу идейной инерции, представляет господствующую линию русского рэп-сообщества. Хотя и по реальной, а не медийной популярности, "Грот" запросто может дать многим сто очков вперёд.
"Грот" появился на свет в Омске, в начале нулевых, но первая официальная запись датируется 2009 годом. Участники — Виталий Евсеев и Дмитрий Геращенко, однако принципы исповедуемые коллективом куда важнее личных амбиций — на пластинках вместо имён регулярно звучит "кто-то из Грота". Не иначе "Да возвеличится Россия! Да сгинут наши имена!". А какой должна быть Россия, с чем и как бороться, участники группы представляет и не стесняется об этом заявлять громко, пафосно и резко.
"В сегодняшнюю эпоху глобальных перемен мы нацеливались на максимальную актуальность и полезность продукта. Вместе выстоим!" Но актуальность не носит не сиюминутный характер. Скорее омичи обращаются к фундаментальным основам жизни. И "польза" вовсе не из серии "эффективности" и "конкурентноспособности".
"Участники поднимают патриотические и религиозные темы, в текстах не рассказывается о "жизни на районе" и наркотиках, а, наоборот, затрагивается антиалкогольная и антинаркотическая тематика — в частности, в композициях "Алкотестер" и "Наркотестер" — вот такая аттестация, без сомнений и без иронии. Главное, что по жизни "Грот" придерживается идей, которые выражает в песнях, двигает в массы.
"Больше, чем живы" — достаточно неоднородный альбом. Если сравнивать с предыдущими прорывными работами, то пластинка требует более тщательного прослушивания — с первого раза запросто может не покатить.
Есть очевидные удачи вроде "Красной нити", но есть и проходные номера. Над некоторыми битами, пожалуй, можно было ещё поработать.
Речь "Грота" ясная, весомая, критики порой ехидничают, что отдаёт турником и пробежкой — понятное дело: поющий алконавт куда привычнее. И безопаснее. Но "Мы продолжаем двигаться вперёд, не вписываясь в рамки".
У кого-то из "Грота" обнаружил на личной странице "В контакте" следующую цитату из Андрея Кочергина: "Эгоизм, наполнивший этот мир, ухитряется делать из мужчин нытиков, а из женщин — сучек! В этом случае одни уже "мертворождённые", а вторые — "бесплодны". Не вижу иного выхода, как обретение в мужчине Воина, а в женщине — Матери. И та, и другая категории живут не для себя, а значит, живут наполненные идеями жертвенного Добра и с абсолютной беспощадностью к несущественному. К себе, в частности".
"Грот" — это такие повстанцы, оказавшиеся в мире, который по большинству параметров не имеет отношения к традиции, правде и красоте, где "нет сложного, мораль это день вчерашний". Сдаться, уйти, начать боевые действия? Но есть сложный путь борьбы и самосовершенствования.
Неправильно в корне,
когда всесилен кэш,
Совсем бедово,
когда ложь с большей охотой ешь.
Ступени к высшим осознаниям,
Идем, пока несут ноги,
навстречу новым знаниям.