АУКЦЫОН. "На Солнце" ("ГЕОМЕТРИЯ")
В силу выдающейся активности Леонида Фёдорова даже относительно большие паузы между альбомами "Аукцыона" почти неосязаемы, а ведь "На Солнце" вышел после пятилетнего перерыва — "Юла" увидела свет ещё в 2011 году. По многим параметрам — почти в другой эпохе. Впрочем, и Фёдоров, и "Аукцыон" умело балансируют между тезисом, что музыка — это реальность, и убеждённым нежеланием видеть мир сквозь социально-политическую призму или, точнее, — через медийную тотальность.
"На Солнце" — часовой альбом из восьми композиций, самая короткая "всего" шесть минут. За музыку коллективную ответственность несут "Аукцыон" и Леонид Фёдоров, финальная "Мир тает" — авторства Владимира Волкова. А все тексты созданы штатным текстовиком группы и клавишником Дмитрием Озерским. Процесс записи занял всего восемь дней, почти половина треков записана "живьём", с минимумом дублей. Открывающий альбом "Сынок" появился непосредственно в студии. Многолетний фронтмен "Аукцыона" Олег Гаркуша был отправлен на скамейку запасных в ожидании концертных выступлений и в записи не участвовал, зато впервые появился женский бэк-вокал: голос Лидии Фёдоровой звучит в финале композиции "И день, и ночь".
К альбому изначально было выпущено специальное приложение для смартфона: оно давало возможность прослушать альбом, но для активации этого приложения камеру надо было навести на солнце. Довольно удивительное для Фёдорова и Ко баловство. Или же некий ответ обществу, обалдевшему от технологий: мол, и мы так можем, но без покемонов.
"На Солнце" — максималистская пластинка, в которой словно собран весь возможный "Аукцыон", включая и сольные проекты Фёдорова, и одновременно какие-то неожиданные окольности. Это альбом-дуализм, начиная с названия. Как признавались музыканты, альтернативой была "Луна упала", но победил солярный вариант. Однако балансирование между солнцем и луной осталось, равно как между днём и ночью, между землёй и водой. Умеренный мейнстрим и авангардистские жесты. Неизбежные обэриутские маршруты игривого слова, но рядышком почти выходы к Волошину, Гумилёву и Бальмонту.
Это — импровизационный, живой альбом, то бишь с задачей представить как можно меньше звука, который не связан с концертами, но выточен в студийных сессиях. Есть традиционная "аукцыоновская" ритмика, и тут же необычные для "Ы" тяжёлые гитарные риффы. Волшебная труба Юрия Парфёнова, издающая свои ориенталистски-потусторонние вздохи и стоны, и вылазки на территории пост-панка, прогрессивного рока, на который как-то внезапно всё чаще возникает спрос в русской независимой музыке.
Утробно-тяжёлый "Сынок" и гуттаперчивая депрессия "И день, и ночь", ударный боевик "Чайки" и атмосферная баллада "Плыть", изматывающая психоделия "Пропал" и пронзительная меланхолия "Мир тает", которую, впрочем, можно представить и в репертуаре "ДДТ".
Мрачное настроение, которое больше свойственно фёдоровским коллаборациям, и вечная улыбка Леонида Валентиновича… Несмотря на уверения, что "альбом весёлый" - скорее, печальная гримаса.
"На Солнце" — это пляски кали-юги, но очень собранные и подконтрольные. Или компромиссные к возможностям и представлениям музыкантов. Фёдоров, сотворивший массу волюнтаристских проектов, в группе сталкивается со старыми соратниками, которых трудно, да и не к чему менять. Отсюда стойкое ощущение, что альбом не улетает в неведомые дали, а мерно покачивается на волнах бытия. Местами чуть ли не топчется на месте, снова и снова проверяя былые ходы. В принципе, и это возможно: в мире хватает музыки, что не развивается и не должна, у неё другие задачи. И Леонид Фёдоров как-то об этом размышлял вслух. А может, "На Солнце" — альбом этапный, венчающий некую историю "Аукцыона", за которой начнётся новое движение, например, в сторону идей, намеченных пластинкой "Взрыв цветов".