Сообщество «Салон» 00:00 26 марта 2015

Музон

Кузьма & Виртуозы. "Sancta simplicitas"

КУЗЬМА & ВИРТУОЗЫ. "Sancta simplicitas". ("Выргород")

Пластинка была выпущена ещё осенью 2014 года, но презентована будет только 6 мая на "Шоколадной фабрике". Кстати, пластинка не образное выражение — первый вариант альбома выпущен был на виниле канадским лейблом Sutcliffe Records. И специально для "выргородовского" релиза пересведён.

В октябре прошлого года Константин Рябинов aka Кузя УО отметил своё пятидесятилетие. Рябинов — один из отцов-основателей "Гражданской обороны", соавтор концептуального "Коммунизма". С "Обороной" Кузьма играл до середины нулевых, но фактически покинул группу ещё в конце девяностых, когда переехал в Санкт-Петербург.

Странное прозвище Рябинова вышло из повести Льва Давыдычева "Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова, второклассника и второгодника", известной также по кино- и мульт-версиям. УО — "умственно отсталый", таковым как-то посчитали главного героя повести, несклонного к учёбе, знатного фантазёра. Пожалуй, некое воздействие персонаж Давыдычева оказал на методы Кузьмы — к летовскому воплю он прибавлял смех, абсурд, выдумку. Однако его собственная дискография — во многом неструктурированна, порой случайна и необязательна.

Территорий, на которые Рябинов забредал и недурно себя проявлял, множество — от гаражного рока и нойза до спокенворд-лирики. На счету Кузьмы и большое число альянсов, среди нынешних союзников сплошь стоящие имена: Сергей Летов, "Бром" или сам Артур Браун, дай Бог, чтобы всё выливалось в нечто большее, чем концертные акции. А вдохновение (и вакхический допинг) позволяют ему превратить концерт из нескольких песен в два часа импровизаций.

Если отложить альбомы, изготовленные ещё во времена "Гроб-рекордс", то без большой натяжки, можно назвать "Sancta simplicitas" самым весомым проектом в дискографии Рябинова.

"Sancta simplicitas" был записана за несколько месяцев 2013-2014 гг, в межконтинентальном формате — канадская Оттава, израильская Нетания и Питер. Голос и клавишное соло в финальной "Я видел собаку" — принадлежат Кузьме, гитара в той же "Собаке" записана Андреем Васильевым на Ближнем Востоке, всё остальное — от гитар, басов и сэмплеров до мастеринга дело рук Дмитрия Коева, который фактически в одиночку и представляет на этой пластинке "Виртузов", как минимум абсолютно равноправных с Кузьмой.

Коев — один из самых серьёзных знатоков отечественного андеграунда, как музыкант соприкасался в основном с московской формацией — "Банда четырёх", "Брешь безопасности" и пр. Из десяти композиций большая часть хорошо известна поклонникам Кузьмы — однако здесь "Чёрный цвет", "Пяли муррр" и прочие, кочующие по записям номера, обрели новую жизнь. Широкий диапазон ассоциаций — психоделия шестидесятых, экспериментальный рок, дарк-вейв, апокалиптическая эстрада, киномузыка. Коеву удалось придать рябиновским темам эстетичное обрамление, сохранив дух. Что в случае героев "сибирского рока" очень непросто: так, даже у "Гражданской обороны" при переходе на дорогостоящую технику вместо оригинального нерва возникала помпезная выхолощенность.

Коев выстроил альбом так, что он вполне коммуникабелен, но не теряет лучших черт Рябинова, выдающегося бредографа и настоящего авангардиста, в отличие от иных претенциозных деятелей, например, из художественного цеха.

Интересно, что было бы, если Рябинов оказался в первой половине ХХ века — и дело даже не в пресловутых обэриутах. Кажется, что он плодотворно бы пообщался с супрематистами, футуристами, композиторами, творившими разнообразные "Симфонии гудков". Двадцатое столетие столкнуло сторонников Руси-тройки и тех, кто посчитал, что символ России — это паровоз. А Рябинов угнал паровоз туда, где нет рельсов, по пути разбирая и собирая его заново. Иногда ловлю себя на мысли, что условно позитивистская речь здесь бесполезна и говорить об этих песнях стоит на языке парадоксов. Кузя УО — это такая антигалактика "Кин-дза-дза", где "ку" почти исчерпывает словарный запас, Рябинову же явно не хватает всех лексик и грамматик, дабы выразить свои миры.

По легенде выражение "O sancta simplicitas" ("О, святая простота!") приписывают Яну Гусу, углядевшему как лепту в его сожжение вносит не то крестьянин, не то старушка, подбрасывая хворост в костёр. Впрочем, биографы Гуса это опровергают, есть и исследования, относящие выражение к эпохе первых Вселенских соборов. В отношении Рябинова некоторые до сих пор подозревают маску, сомневаются в подлинности его "абсурда". А может, все эти странные сказки — от желания Кузьмы избежать "святой простоты" века сего?

Стоя в голубом и собирая пыль

Глядя в окно на беззвучный стон

Далеко-далеко не видно где

И ржавеет мозг, растворяя смысл.

3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x