Алексей ХВОСТЕНКО. "Скорпион" ("ГЕОМЕТРИЯ")
Поэзия — святая пустота,
Голодный блеск в глазах пустого слова,
Незыблемая паузы основа,
Крик вопля слёз,открывшего уста…
Необычный альбом, возникший на стыке жанров, эпох, персонажей. Между началом и финалом работы над "Скорпионом" прошло почти десять лет. За это время в мир иной ушли главные участники проекта — сам Алексей Хвостенко и знаменитый джазмен Анатолий Герасимов. Проект подхватили друзья-соратники, довели до настоящего завершения — пластинка из новой серии "Голос поэта" вышла в свет. И как всё изданное под эгидой Хвоста, обречено на внимание преданной публики. В какой-то момент авторитет Алексея Хвостенко стал так весом, что всё, связанное с ним, принимается безоговорочно, хотя некоторые записи из его разнообразной дискографии явно курьёзны или весьма относительны по качеству.
Но "Скорпион", без сомнений — и оригинально, и содержательно. Весной 2004-го года, за полгода до смерти, Алексей Хвостенко начитал под запись 22 произведения. Стихи — свои и совместные с Анри Волохонским, автором текста знаменитого "Рая" ("Над небом голубым"), что стал общесоюзным хитом в исполнении Гребенщикова, который, правда, "приземлил" место действия песни.
С музыкальным оформлением для стихов поработали бывший участник оркестра Дюка Эллингтона Анатолий Герасимов (флейта, саксофон), уникальный трубач Юрий Парфёнов и музыканты круга "Аукцыона" — Борис Шавейников, Михаил Коловский, Владимир Волков, Николай Рубанов. Фактическим продюсером альбома стал Леонид Фёдоров, который обрабатывал и сводил записи в своей домашней студии
При всех границах заявки — "поэт у микрофона" — альбом получился очень музыкальным. Тут и тембр Хвоста, и — условно — музыкальность его строк и образов, и больший диапазон участников, не скованных компромиссами рок-бард-традиции. И получилось соблюсти баланс поэтического "я" и звуковых экспериментов.
Вообще, Хвостенко, если и зачислять по разряду "авторской песни", то только очень "метафизической", во многом отрицающей сам факт этой самой "авторской песни". В него выплеснулись и трубадуры, и Возрождение, и романтики, и Серебряный век, и авангард, и битники, наверное, и Южинский круг, и шансон. Хвост мог выступать как последователь некоей школы, направления, и тут же становится ниспровергателем оных.
Как настоящий любимец муз, Хвост был человеком искусств. Художник, скульптор, поэт, певец, артист. Он принадлежал к генерациям "неофициального искусства" — и в шестидесятые, и в девяностые — не сильно охотясь за временем. Хвостенко осознавал, что проживает в "пышном веке печатных схем и чеков". И по-своему решал взаимоотношения с миром, отстаивая свою самодостаточность и самобытность. В Париже, ставшим его пристанищем после выезда из Союза, обитал по сквотам и, кажется, не сильно обзаводился официальными регистрациями. А возращение российского гражданства уже в ХХI веке потребовало подписи российского президента. При этом Хвост всегда оставался своеобразным центром, вокруг которого начиналась "движуха", пусть сам он этим не сильно заботился. Хотя и имел звание вице-президента Академии русских художников.
С подачи контрабасиста Владимира Волкова альбом получил название по включённому в издание стихотворению "Под знаком Скорпиона", да и сам Хвост из астрологических "скорпионов". Хочется, ой, хочется, оспорить сей вариант — всё-таки традиционно символ имеет сугубо негативную трактовку. Пожалуй, за исключением античности: в древнем Риме скорпиона связывали с Меркурием, и уже не только покровительствующего торговле, но и открытого ремёслам и искусству. Или же вспомнить бальмонтовского скорпиона, "гордого и вольного". Таковым, очевидно, был и Алексей Львович Хвостенко, в ноябре 2015 года ему бы исполнилось 75 лет.
Наконец, традиционное доброе слово издателям — за качество диска, в котором, помимо голоса, музыки и текстов — есть любопытная видео-составляющая, подробная история создания пластинки от Сергея Гурьева и фундаментальное литературоведческое слово Натальи Вишняковой "Последний вагант".