ВЕЖЛИВЫЙ ОТКАЗ. "И-и-раз!.." ("ГЕОМЕТРИЯ")
Иногда брат-меломан может сильно удивить. Мимоходом заглянул в раздачу на рутрекере переиздания альбома "Этнические опыты" и обнаружил такой пассаж одного из комментаторов: "Несколько насторожило то обстоятельство, что выход этого диска любимой мною группы горячо приветствовал такой одиозный печатный орган, как газета "Завтра". Вот крамола-то…Забавно, что зашоренное сознание сплошь и рядом демонстрируют граждане, декларирующие свободомыслие. Тем более, тот отзыв не содержал ни йоты какой-то политической составляющей: абсурдно разбирать партбилеты у группы, славной своим тонким музыкальным мышлением. Хотя то, что диапазон мировоззрений в "Отказе" простирался — от убеждённого либерала Дмитрия Шумилова до ценителя европейского традиционализма Максима Трефана — хорошо известно. А то в настоящем издании можно было бы, например, обратить внимание на "Ревельский чарльстон" — нет ли в названии композиции (посвящённой лидеру группы "Не ждали" Леониду Сойбельману) имперского реваншизма…
Словом, рискну порадоваться и выходу альбома "И-и-раз" — несомненно, это одно из самых сильных переизданий минувшего года. Оно завершает второй том бэк-каталога группы, в который также вошли альбомы "Этнические опыты", "Коса на Камень" и "Герань". Впереди первый том с альбомами "Опера-86", "Пыль на ботинках", "Вежливый отказ на фирме Мелодия" и "1985-1995", выпуск которого запланирован на 2015 год — год тридцатилетия "Вежливого отказа".
В бонусный DVD-диск включён концерт в телестудии на Шаболовке (1992), снятый творческой группой "Программы А", песня "Танго" на московском фестивале "Сдвиг" (1989) и выступление в берлинском Podewil Kulturzentrum в 1993 году. В шаболовском концерте на сцене вместе с "Отказом" можно увидеть создателей легендарной арт-группы "Север" Александра Лугина и Екатерину Рыжикову
Альбом был записан за четыре дня в 1991 году, но издать его удалось только спустя год. Что ценно, несмотря на два с лишним десятилетия, прошедших с с первого выпуска на фирме грамзаписи "Фили", альбом не потерял ни красок, ни энергетики. Лёгкий скепсис по части "сделанности", "отстранённости" как со стороны музыкантов, так и аудитории возможен, но параллельно работают и свежие открытия, и новые интерпретационные ходы. К слову, на том самом рутрекере жанр альбома обозначен как джаз-рок, — пожалуй, явный промах.
Композиции программы "И-и раз!.." появились ещё в конце восьмидесятых. Альбом в чём-то наследует подходы "Этнических опытов" — создан квартетом Суслов-Шумилов-Трефан-Митин. Это в значительной степени инструментальный альбом, не считая развития темы фонем и случайных слов. Исключение составляет только первая кавер-версия "Отказа": полуминутный акапелльный "Эпиграф" — слегка искажённые полтора куплета довоенной песни Павла Арманда, ставшей знаменитой по фильму "Человек с ружьём" в исполнении Марка Бернеса, ещё её пел Вадим Козин.
"Этнические опыты" — это необозримые пространства русского космоса, "И-и-раз!.." — путешествия по континентам, по большей части сквозь призму воображения - "Я учусь танцевать по-японски", "Вальс", "Босса-нова", "Свадебный марш".
"И-и-раз!.." — вполне законченное произведение, несмотря на фрагментарность составляющих, обилие эффектных пауз, разнообразие аллюзий — от бибопа и классики до эстрады и "маршей" пианиста Родионова. Музыканты здесь изысканно-техничны и вдохновенно- дерзки, а композиции сложны, многомерны, красивы.
Альбом - это снятие "конфликта" форма-содержание, это обращение к форме как в аристотелевском (близком "идее" Платона) значении, так и в современном — образ, внешний вид.