Сообщество «Салон» 00:00 16 октября 2014

Музон

Мир "Ива Нова" — бесконечно живой, одухотворённый и, несмотря на весомую техническую оснащённость, вполне несовременный. И как альфа и омега "ивановского" космоса — женщина, что вовсе не озабочена борьбой за равноправие, женщина, которая знает (как минимум догадывается) о своей подлинной силе.

ИВА НОВА. "Крутила пила". ("ГЕОМЕТРИЯ")

«Женщинам, напротив все свободные искусства и все добродетели и благодеяния обязаны своим процветанием; недаром сами названия искусств и добродетелей все женского рода».

Агриппа Неттесгеймский, "Речь о достоинстве и превосходстве женского пола".

Четвёртый студийный альбом необычной питерской группы. Существующая уже дюжину лет "Ива Нова" — весьма успешный коллектив, и, как мне иногда кажется, некий таинственный женский союз. Во всяком случае, привлекая мужчин к работе над альбомами, состав группы, несмотря на неоднократные изменения, остаётся строго женским.

Группа активно гастролирует по Европе и представляет Россию во многих музыкальных фестивалях. Впрочем, и по нашей стране заметно перемещается, не забывая самые отдалённые уголки. "Ива Нова" — редкий и удачный пример русской независимой группы, которая открыта миру, но постоянно что-то открывает в себе и в мире. Непростое самоопределение "этно-экстрим", которое явно не загонишь в рамки фолка и псевдофолка, тем более тут народность проявляется скорее интуитивно и легко обращается к неконвенциональным формам.

Нынче "Ива Нова" — квартет, последняя версии группы существуют без гитары. Ритм-секция, перкуссии, аккордеон, аналоговый синтезатор. Пожалуй, больше электроники, больше экспериментов, при сохранении рок-драйва и буйства плясовых. "Ива Нова" — узнаваемы, хоть и меняются с каждым альбомом.

"Крутила пила" — лихая, эмоциональная пластинка, звенящий высокоэнергетический саунд, попытка максимально сблизить студийное и концертное звучание. "Ивановы" подчёркивают большие заслуги продюсера Ричарда Дойча в осуществлении проекта. По словам, аккордеонистки Наталии Потапенко, отсутствие гитары сначала пугало, "но страх привел нас к поиску нового звучания. Катя, барабанщица, обзавелась сэмплером, Настя — вокальным процессором, а с аккордеоном начались эксперименты через гитарный звуковой процессор. Эти поиски привели к результату, который нас радует и открывает новые неограниченные звуковые горизонты".

"Ива Нова" творит в непрерывном поиске новых звуков. Да и тексты, не перегруженные образами, иногда именно звуковой опыт, органично вплетённый в ткань композиции, а не существующий параллельно музыке.

Вот удивительно-стихийная "Гроза", вот индустриальная "Фабрика 76" с рыком тувинского уникума Альберта Кувезина ("Ят-Ха"), вот "Жаворонки" (из репертуара дружественной группы "Зга"), сложенные из двух произведений футуриста Василиска Гнедова, причём "Ива Нова" ставит идею Гнедова — неожиданное сочетание слов с целью новых смыслов — с ног на голову. Смыслы здесь растворяются в цельном многомерном пространстве звуков, образов, что разыгрывает свои захватывающие представления.

Один из центров альбома — "То не ветер ветку клонит" ("Лучина"), песня середины XIX века авторства поэта Семёна Стромилова. За полтора века "Лучину" пели многие, вплоть до американо-русской группировки Red Elvises и Янки Дягилевой; строгая интерпретация "Ива Нова", пожалуй, претендует на то, чтобы быть одной из наиболее ценных.

Мир "Ива Нова" — бесконечно живой, одухотворённый и, несмотря на весомую техническую оснащённость, вполне несовременный. И как альфа и омега "ивановского" космоса — женщина, что вовсе не озабочена борьбой за равноправие, женщина, которая знает (как минимум догадывается) о своей подлинной силе. "Крутила пила" — это коллекция женских образов — от наивной девицы-"дуры" до инфернальной Саломеи, которая, впрочем, представлена здесь скорее в духе поэтических прочтений — как вечный прообраз роковой женщины или даже "не танцующая женщина, а метафора — в форме меча, кубка, цветка" (С.Малларме).

Венчает альбом (или же это вообще бонус) композиция "Вальс оглохших под мостами". "Вальс" родился спонтанно и был исполнен только один раз — 1 января 2014 г. Сначала был записан аккордеон и "постновогодний монолог"-текст, а потом запись оказалась в руках друзей-музыкантов из разных стран, наполнивших "Вальс" множеством разных звуков — от тубы Михаила Коловского и гитар западноевропейцев до пушки Петропавловской крепости и шума Парижа. "Ива Нова" знает, что мир полон музыки. Надо только уметь услышать.

26 ноября 2024
Cообщество
«Салон»
3 декабря 2024
Cообщество
«Салон»
Cообщество
«Салон»
1.0x