Авторский блог Андрей Коробов-Латынцев 13:20 17 марта 2014

МС 1.8 - "Почти фантастика"

МС 1.8, он же DJ Navvy, он же КузмитчЪ на днях выпустит свой сольный альбом «Почти фантастика». А ваш покорный слуга послушал альбом еще вчера и теперь делится мыслями и впечатлениями.

МС 1.8, он же DJ Navvy, он же КузмитчЪ на днях выпустит свой сольный альбом «Почти фантастика». А ваш покорный слуга послушал альбом еще вчера и теперь делится мыслями и впечатлениями.

Илья МС 1.8, кроме всего прочего, известен также своей идеей интегрального хип-хопа. В основу идеи интегрального хип-хопа он кладет интегральные исследования Кена Уилбера, современного систематизатора, который в своих книгах делает попытку свести в единую систему всю мировую мудрость (на языке Кена Уилбера это звучит как «составить карту»). Вот и МС 1.8 хочет составить своеобразную карту русского рэпа. Его собственный путь может подарить этой карте немало интересных пунктов: МС 1.8 был Кузмитчем в группе «Многоточие», затем был диджеем Navvy в группе 25/17, теперь вот его собственный альбом как МС 1.8…

Интегральный подход к русскому рэпу весьма интересен и его, несомненно, нужно разрабатывать с теоретической стороны, поскольку русский рэп сейчас находится как раз на такой стадии, когда дальнейшее его серьезное развитие нуждается в серьезной критике и осмыслении. Интегральный подход к русскому рэпу может составить немалую часть в этом осмыслении (трактовке) русского рэпа.

Что же касается практики, то здесь уместно привести одну фразу Кена Уилбера. Он пишет, что трудно создать интегрального человека, гораздо легче создать интегральную группу. Этот принцип можно применить к русскому рэпу, и тогда в интегральной рэп-группе должны быть и Бледный с Антом, и Баста с Гуфом, и Влади с Ассаем, Шым, Типси Тип, ГРОТы, конечно, МС 1.8 и… Даже не знаю, кто еще, ведь русский настолько разнообразен, что трудно представить себе не только рэпера, который бы вобрал в себя все тенденции, существующие в русском рэпе, но трудно представить себе даже и интегральную рэп-команду, так чтобы в ней мирно уживались эти различные тенденции… - Да и не будет ли это означать одновременно унификацию самого творчества, выравнивание всех творческих особенностей того или иного рэпера? В этом недостаток одновременно интегрального хип-хопа в частности и интегрального подхода вообще: он стремится найти общие черты в двух явлениях и на них основывать дальнейшее теоретическое построение, в то время как наиболее важными характеристиками сравниваемых явлений могут оказаться как раз черты различающиеся... Я, однако, уверен, что при дальнейшем развитии интегрального хип-хопа ему найдется и достойная критика. Философский посыл в нем определенно есть и над ним стоит задуматься. И, конечно же, без знания основных идей зачинателя интегрального подхода Кена Уилбера писать про Интегральный хип-хоп, как я понимаю, просто бессмысленно. -

Однако альбом «Почти фантастика» ни в коем случае нельзя воспринимать как художественное приложение к идеям Кена Уилбера, или как поэтическую иллюстрацию или как апологетическую работу, которая призвана защитить интегральную теорию. Потому что с таким же успехом можно было бы назвать альбом поэтическим приложением к философии всеединства В.С.Соловьева, или к космизму Циолковского, или философии общего дела Н.Ф.Федорова... Но альбом ценен сам по себе. Это серьезная философская лирика вопрошающего человека. И над ней следует задуматься вне зависимости от того, читали ли вы Кена Уилбера. Ведь в конце концов интегральные методы лишь предлагают нам карту, но цель, куда идти, себе мы выбираем сами и только сами. Думаю, в каком-то смысле альбом «Почти фантастика» как раз об этом выборе. Илья МС 1.8 на своем сайте об интегральном хип-хопе так и пишет: «Мы можем питать различные иллюзии по поводу своего местоположения на интегральной карте. Так или иначе, это всего лишь карта».

Давайте бросим только лишь первый взгляд на альбом, и мы сразу же увидим здесь необходимый уровень философской абстрактности («что ты ответишь вопросу, когда он ударит обухом?», «Ты можешь ничего не искать, но прямо здесь и сейчас ответы останутся ждать, Мы можем ничего не найти, но прямо здесь и сейчас вопросы готовы уйти»), который сочетается с необходимой философской конкретностью («эволюция здесь и сейчас»). Что мы увидим еще? – Конечно же, оптимизм. Автор уверен в наличии «безупречного божественного Плана», он верит в благой исход, верит, что «человек идет навстречу к переосмыслению». В творческом мире МС 1.8 само бытие есть благо, мир добр: «Вселенная делает новый вдох, выдыхая белым пламенем Любовь как основу основ». Это, однако, не слепой оптимизм розовых очков, но зрелый философский взгляд, трезвый и проработанный. И этот трезвый философский взгляд не может не дать объяснения злу, которое мы встречаем в мире. То, как МС 1.8 объясняет зло в мире, в целом укладывается в рамки философии всеединстве Вл.Соловьева: сам мир добр и един, зло же возникает от раздробленности человеческого сознания, которое дробит сам мир, воспринимая его не целостно. Наш разум, наша логика дробят мир на части, таково наше познание, таков принцип индивидуации: «так верили в различия, забыв о главном, частицы безупречного божественного плана», и далее: «в логических цепях похоронили главное – частицу безупречного божественного плана». Прекрасная метафора, в которой зашифровано древнее философское подозрение: мир, данный нам через наш разум, предстает нам не таким, каков он на самом деле, наш разум дробит единый мир, и в результате этого дробления мы видим зло, которого нет в реальности единого и неделимого бытия. Эту мысль можно проследить во многих песнях альбома, а также в цитатах, которые даны перед песнями. И ежели исходить из этой мысли, если принять её за главную мысль альбома, то тогда и весь альбом можно назвать поиском единства духовной жизни человека. И автор дает даже как бы инструкцию: «Продолжи то, что начато. Прими все, что достигнуто / Оставь после себя надежду и волю быть сильным». Но опять же автор не бьется в оптимистическом экстазе и не бросается просто так лозунгами, и вполне трезво видит человека и его стремления, констатируя их беспомощность посреди пространства постмодерна: «слепыми щенками в потоке информации плещутся дети 2.0 - квартирные повстанцы». Эта констатация затерянности нашего поколения посреди постмодернистских игрищ и пресыщенности информации, в которой можно запросто потеряться, констатация того факта, что мы все дальше и дальше ходим от главного, зарываясь в подробностях, служит таким необходимым балластом для воздушного шара идеалистических намерений автора, не давая ему улететь в заоблачные сферы своих фантазий. В итоге идеализм дополняется реализмом - интегральные методы в действии…

Что еще в альбоме, ежели кратко?-

Конечно, тема детства. «Папа, а чего ты такой космический?» - звучит голос ребенка в цитате к песне. Здесь, естественно, ссылка на «космическое сознание» Кена Уилбера, и ссылка эта звучит иронично, вернее – самоиронично. И вправду, что еще остается взрослому делать, когда с ним говорит ребенок, если не самоиронизировать?.. Все концепции и метафизические трактовки жизни рушатся, сталкиваясь самой жизнью и самым метафизическим существом – ребенком. Уилбер, Вл.Соловьев, или Циолковский с Федоровым – ведь все эти прекрасные мыслители тут, в нашем мире, и они в этом мире давно, они что-то пытаются сказать о мире и о его истоках, но ребенок сам только что пришел к нам из этих истоков и несет на себе след этих истоков жизни, саму жизнь воспринимая еще не так, как мы, но в свете исконной человеческой природы, божественной, а не падшей. И песня про ребенка звучит проникновенно и нежно, как никакая другая на альбоме.

Отлично получились совместные песни с 25/17 и с ГРОТами. Процитированные в начале альбома слова Мистера Фримана (вернее, процитированная им древняя философская фраза) о восхитительных парадоксах вспоминаются при прослушивании многих строк альбома («я растворяюсь в тебе каплей, мой океан» - «мечтаю стать твоим океаном» и т.д.). Автор горвоит про себя: «моя точка фокуса вместила оба противоположных полюса», т.е. он вместил в своем мышлении эти восхитительные парадоксы и готов ими пользоваться как техникой мысли. И вот мы слышим в припеве совместной песни с 25/17 «Дефрагментация» сначала: «время чистить свою черепную коробку», а затем: «время чистит твою черепную коробку». Так что же в итоге чистит мою черепную коробку: я или время? Или давайте переформулируем немного: что определяет реальность: бытие или сознание? – Автор старается показать нам выход из этой антиномии и акцентировать наш взгляд на самом Бытии, на бытии как бытии как оно есть, на жизни как она нам дана, на жизни в своей данности, или – в своей подаренности нам! На жизни, в которой мы делаем нечто постольку, поскольку должны, и в этом долженствовании мы обнаруживаем свою свободу, и вот уже здесь на альбоме помимо Уилбера и Вл.Соловьева обнаруживаются античные стоики: разумного судьба влечет, неразумного тащит. Или: время чистит твою черепную коробку, значит время чистить свою черепную коробку…

Ну и так далее – в песни альбома интересно вслушиваться, они многослойные, и открывать в них слой за слоем не просто интересно – это захватывает, как захватывает нас хороший философский текст. Таким философским текстом и является альбом МС 1.8 «Почти фантастика». Это философский текст, призванный пригласить нас к мысли и вскрыть парадоксальное многообразие единого бытия, показать парадоксальность и многообразие наших путей к духовному единству нашей жизни; но главное – показать важность всех этих различных и порой противоречащих друг другу путей, которые все-таки нужны каждый по-своему, потому что «Планета ждет героев, и победы будут разными».

Наслаждайтесь альбомом. Всем фантастика!

1.0x