Авторский блог Дмитрий  Ершов 18:55 6 января 2014

Может ли Ливан пойти по пути Сирии?

Материал посвящен текущим событиям в Ливане.

После гражданской войны Ливан остался светским, но очень неустойчивым в политическом отношении государством. По сути, Ливан контролирует несколько сил. В первую очередь это шиитская группировка «Хезболла», которая полностью контролирует юг Ливана. «Хезболла» во главе с шейхом Хасаном Насрулла, вместе с такими движениями, как «Амаль», которое возглавляет спикер парламента Ливана с 1992 года Набих Бирри; а также «Свободным патриотическим движением» во главе с генералом Мишелем Ауном, входят в так называемую «Коалицию 8-ого марта», которая на данный момент имеет 57 голосов в Парламенте Ливана. Противостоит им «Коалиция 14-ого марта», в которую входят: движение «Аль-Мустакбаль», «Прогрессивная соцпартия», «Ливанские силы», а также «Христианская партия фалангистов». Возглавляет коалицию лидер движения «Аль-Мустакбаль» Саад Харири, бизнесмен-миллиардер, сын убитого в феврале 2005 года в Бейруте экс-премьера Ливана Рафика Харири. «Коалиция 14-ого марта» обладает 71 местом в Парламенте Ливана. Собственно, между всеми этими группировками и идет основная политическая и не только борьба за доминирование в этой стране.

Помимо политических сил, в Ливане также действуют и обладают достаточно серьезным влиянием и радикальные исламистские группировки. В первую очередь тут можно отметить такое движение, как «ФАТХ аль-Ислам». Это суннитская исламистская группировка, образовавшаяся в ноябре 2006 года. Ее лидер Шакер аль-Абсси, палестинец, родился в Иерихоне в 1955 году. Численность группировки сегодня – около 150-200 бойцов, базирующихся в лагере Нахр аль-Баред.

Помимо «ФАТХ аль-Ислам», в Ливане действуют еще такие группировки, как входящая в «Аль-Кайеду» группировка «Джунд аль-Шам», которая базируется в лагере беженцев «Айн эль-Хильве» под Сайдой в южном Ливане и группировка «Бригады Абдаллы Аззама». К слову, на днях был арестован главарь «Бригады Абдаллы Аззама» - Маджид аль-Маджид, который обвиняется в организации теракта рядом с посольством Ирана в Ливане. Этот теракт произошел в ноябре прошлого года. В результате него погибли 23 человека, в том числе атташе иранского посольства по культуре.

Также в Ливане действует еще и множество других более мелких радикальных группировок.

Помимо внутреннего фактора, на ситуацию в Ливане активно влияет и фактор внешний. В первую очередь это, конечно же, Сирия. Сирийское влияние в Ливане было очень велико все последние десятилетия. Но сейчас, из-за гражданской войны в этой стране, ситуация может измениться. Уже сейчас активно начинают искать пути к влиянию на ситуацию в Ливане представители монархий Персидского Залива. Так, стало известно, что президент Ливана Мишель Сулейман заявил, что «Саудовская Аравия предоставит армии Ливана грант в размере 3 миллиарда долларов. Король братского Королевства Саудовская Аравия предлагает щедрую и высоко ценимую помощь армии Ливана, желая оказать помощь в укреплении наших Вооруженных сил». При этом, что очень показательно, Посольство Саудовской Аравии в Ливане обратилось к находящимся в этой стране согражданам с настоятельной просьбой покинуть страну.

Стоит также отметить, что ранее еще и Президент Франции Франсуа Олланд в ходе официального визита в Саудовскую Аравию заявил, что готов оказать ливанской армии помощь в виде поставок оружия, если с ливанской стороны поступит такая просьба.

Если все это не подготовка Ливана к чему-то очень не хорошему, то, что же тогда происходит?!

А на самом деле в Ливане происходят очень серьезные события. Во-первых, это ставшие уже регулярными теракты. Буквально вчера, 2-ого января, на улице Аль‑Арид на юге Бейрута, в районе, который контролирует «Хезболла», взлетел на воздух заминированный автомобиль. Это уже второй взрыв в ливанской столице за неделю – 27 декабря начиненный взрывчаткой автомобиль стал причиной гибели экс‑министра Ливана Мухаммеда Шатаха и еще семи человек в центре столицы. Во-вторых, Ливан активно втягивается в гражданскую войну в Сирии. Исламские радикалы из Ливана уже третий год воюют в Сирии на стороне группировки «Ан-Нусра», а «Хезболла» в прошлом году с оружием в руках выступила на стороне законного правительства Башара Асада, освободив от террористов несколько сирийских городов на границе Ливана и Сирии. При этом, зачастую, с сирийской территории бои переходят на территорию Ливана. Сирийская авиация также вынуждена наносить удары по ливанской территории из-за скопления боевиков в районе ливано-сирийской границы.

Взорвется ситуация в Ливане, как до этого в Сирии – сейчас предсказать сложно. Усиление нестабильности в Ливане налицо. Равно как слабость политических элит Ливана и центральной власти в этой стране также очевидна. Но до полноценной гражданской войны в Ливане пока все же еще далеко и я очень надеюсь, что этого никогда не случится.

Стоит понимать, что основная выгода от взрыва ситуации в Ливане, равно как и от происходящего сейчас в Сирии, достанется Израилю. Мягко говоря, у Израиля и Ливана с Сирией отношения не очень хорошие. Причем негативно настроены в Ливане по отношению к Израилю, практически, все силы, включая армию и исламских радикалов. Так что когда они начнут убивать друг друга – в Тель-Авиве начнут пить шампанское. Это и стоит понимать, прежде всего.

Ну и под конец материала немного истории. Мой хороший знакомый – бывший посол Ирана в России Реза Саджади перед Новым годом посетил Ливан и Сирию. Про Ливан он написал небольшую заметку под названием «Почему сионисты называют….?», посвященную израильской агрессии против этой страны. По моему, представленная в заметке информация, а также фотографии служат отличным наглядным примером истинного геополитического баланса сил в регионе, а также того, кому выгодно в нужную для себя сторону, после провала операции «Мир Галилее», этот баланс сил изменить.

Дмитрий Ершов, политолог.

1.0x