Авторский блог Алексей Анпилогов 00:00 3 декабря 2015

Москва-Крым

Безусловно, большинство крымских вопросов досталось России в наследство от Украины, но тут уже ничего не попишешь: в советское время, учитывая единство СССР, все жизненно важные функции Крыма привязывались к "боль- шой земле" через Украину. Это в Ливадийском дворце или в Массандре можно рассуждать о "возвращённой русской ривьере", а в реальности же приходится жить с "советским Крымом", который получал и электроэнергию, и воду, и продовольствие именно через Чонгар и Перекоп. И которые теперь весьма трудно заменить Керченским проливом и тонкой ниточкой переправы. Корень сегодняшней проблемы Крыма — именно на Украине.

Кратчайший путь между двумя этими географическими объектами лежит через территорию Украины, что известно всем автомобилистам, которые хотя бы раз ездили из первопрестольной на полуостров. В прошлом.

Сегодня этот путь стал чуть ли не на 350 километров длиннее: если вы хотите быстро и безопасно попасть в Крым, то вы скорее воспользуетесь Керченской переправой, нежели рискнёте дважды пересечь границу соседней, но уже недружественной к России Украины.

В этой реальности уже полтора года живёт российский Крым. И последний энергетический кризис лишь максимально выпукло высветил все те проблемы, которые возникали месяц за месяцем вокруг полуострова.

Безусловно, большинство крымских вопросов досталось России в наследство от Украины, но тут уже ничего не попишешь: в советское время, учитывая единство СССР, все жизненно важные функции Крыма привязывались к "большой земле" через Украину. Это в Ливадийском дворце или в Массандре можно рассуждать о "возвращённой русской ривьере", а в реальности же приходится жить с "советским Крымом", который получал и электроэнергию, и воду, и продовольствие именно через Чонгар и Перекоп. И которые теперь весьма трудно заменить Керченским проливом и тонкой ниточкой переправы.

Корень сегодняшней проблемы Крыма — именно на Украине. Украина считает себя по факту в состоянии войны с Россией — и любые заявления российских политиков никак не могут отменить этого одностороннего украинского решения. И, понятное дело, краеугольным камнем такого рода украинской позиции является именно крымский вопрос. Который не был решён именно в Киеве, вслед за тем, как он был решён в Симферополе и в Москве. Киев по-прежнему находится во всех смыслах между Москвой и Симферополем: и географически, и политически, и экономически. И желание Киева продолжать войну актуально опять-таки только в украинской столице, но не в Москве или, тем более, в Симферополе.

Любая война всегда заканчивается мирным договором — этот факт стоит иметь в виду при планировании будущего Крыма. До тех пор, пока в Киеве будет находится узурпировавшее власть в 2014 году правительство или же его преемники — крымский вопрос для Украины будет по‑прежнему вопросом войны. Причём войны именно с Россией и ни с кем иным.

Упущенное время и потерянные возможности весны и лета 2014 года уже не наверстать. Сегодня невозможно подписать в Киеве капитуляцию Украины или убрать с переговорной доски узурпаторов, которые свергли законное правительство Украины зимой 2014-го. Невозможно прокрутить назад тот жуткий "фарш", что возник стараниями Киева на Донбассе, невозможно вернуть "старую Украину, но без Крыма". И, в общем-то, по тем же самым причинам невозможно решать проблемы Крыма с опорой на Киев, поскольку за Крым в этом случае надо будет не просто платить, а расплачиваться по самому высокому счёту — и с совершенно неопределённым конечным результатом. Поскольку Киев, находясь в состоянии войны с Россией, прекрасно понимает, что для него единственным выходом является подписание мирного договора. Но уже только в Москве и на своих условиях.

Поэтому, в сложившейся ситуации позиция России понятна и, в общем-то, является вынужденной. Противодействовать негласному нападению Киева на Крым с использованием "советского наследия" (ЛЭП, каналы, дороги) Москва может лишь столь же непрямыми, косвенными действиями. Например, заявляя о возможности прекращения поставок угля с территории ДНР и ЛНР в сторону Киева. Именно таким образом были купированы прошлогодние попытки Киева произвести "длительный ремонт" на крымских ЛЭП.

Однако "донбасский рычаг" не вечен. Украина шаг за шагом решает вопросы своей энергетики и экономики — хотя и теряя по пути их важные и критические части и снижая уровень жизни украинского народа. Но это, в конечном счёте, выбор самой Украины, на который, как и на вопрос негласной войны, Россия теперь может воздействовать лишь косвенно.

В нынешней логике — важна уже только опора на свои собственные силы. Энергетическая, транспортная, городская инфраструктура Крыма находится в катастрофическом состоянии и требует полной реконструкции в максимально сжатые сроки. И, конечно же, с учётом того, что дорога из Москвы на Симферополь лежит теперь через Керчь.

Окончательно вопрос Крыма всё равно предстоит решать именно в Киеве. Но сейчас это сделать абсолютно невозможно, поэтому Москва сегодня просто молча признает невозможность такого рода договоренности. И строит новую дорогу в Крым.

1.0x