Авторский блог Редакция Завтра 17:59 28 января 2016

О Монументе Дружбы

В настоящее время в Манеже проходит выставка Э.Неизвестного. Один из центральных экспонатов этой выставки — Монумент Дружбы на Асуанской плотине в Египте. Аннотация на выставке к этой работе гласит: «Памятник в честь сооружения величественной Асуанской плотины в Египте — одна из главных монументальных работ Э.Неизвестного ». Однако коллизия в том, что работа не принадлежит авторству этого прекрасного скульптора. Сама идея монумента в виде цветка лотоса и собственно архитектурные решения принадлежат двум архитекторам, моему отцу, Ю.Омельченко (Омеля) и его другу, П. Павлову.

Уважаемые господа!

В настоящее время в Манеже проходит выставка Э.Неизвестного. Один из центральных экспонатов этой выставки — Монумент Дружбы на Асуанской плотине в Египте. Аннотация на выставке к этой работе гласит: «Памятник в честь сооружения величественной Асуанской плотины в Египте — одна из главных монументальных работ Э.Неизвестного ». Однако коллизия в том, что работа не принадлежит авторству этого прекрасного скульптора.

В реальности история создания Монумента следующая. Сама идея монумента в виде цветка лотоса и собственно архитектурные решения принадлежат двум архитекторам, моему отцу, Ю.Омельченко (Омеля) и его другу, П. Павлову. В процессе работы над конкурсным проектом, возникла необходимость заполнить внутреннее пространство пилонов-лепестков барельефами. Архитекторы предложили Э. Неизвестному выполнить эскизы таких барельефов. Скульптор выполнил эскиз внутреннего барельефа одного из пяти пилонов памятника по высланному ему шаблону-контуру (оригинал этого эскиза с подписью на руках, прилагаю к письму). С этим рисунком материалы были поданы на конкурс и в ноябре 1967 года проект был объявлен победителем.

Однако в дальнейшем, при подготовке рабочей документации и непосредственно на этапе строительства, Стало понятно, что стилистика барельефов, предложенная Э. Неизвестным, не соответствует стилю и эмоциональному настроению Монумента и финальные барельефы разрабатывал и реализовывал другой скульптор, Николай Вечканов. Именно с его барельефами Монумент сейчас и возвышается над Асуанской плотиной, став новой достопримечательностью Египта и точкой притяжения туристов со всего света.

Несмотря на то, что в финально реализованном Монументе нет даже минимальной доли участия скульптора Э. Неизвестного, это не мешает заявлять в течение последних многих лет полное и безоговорочное авторство этого сооружения. В том числе и на проходящей сейчас выставке.

Общение и передача документов кураторам выставки и самому устроителю мероприятия, Феликсу Комарову, не привели ни к снятию работы с выставки, ни переформулированию аннотаций, прославляющих гений Э. Неизвестного в этой работе. Впрочем, после общения с кураторами была приклеена дополнительная мини-табличка сбоку, которая добавляет имена настоящих авторов, но, по сути, не ставит под сомнение авторство самого Неизвестного.

Разумеется, у нас на руках есть все документы и материалы, подтверждающие авторство Ю. Омельченко, П.Павлова и Н. Вечканова. Мы хотели бы донести до общественности столь досадное несоответствие действительности информации на выставке, проходящей в главном выставочном зале страны, и восстановлении в общественном мнении авторских прав настоящих создателей этого знакового сооружения.

Николай Омельченко

Мини-сайт монумента: aswan-monument.ru

1.0x