"Стартрек: Возмездие" (США, 2013, режиссёр — Джей Джей Абрамс, в ролях: Крис Пайн, Закари Куинто, Карл Урбан, Зои Салдана, Саймон Пегг, Бенедикт Камбербэтч, Антон Ельчин, Элис Ив, Джон Ли Броди, Фелисити Рен)
Планета Нибиру. На глазах у изумлённых туземцев из океанских вод поднимается звездолёт "Энтерпрайз". Но планете грозит гибель от действующего вулкана. Первый помощник Спок (Закари Куинто) оказывается на краю гибели, ради его спасения капитан Кирк (Крис Пайн) грубо нарушает конвенцию — отсталый народ Нибиру не должен был увидеть космический корабль. Теперь, по возвращении на Землю, Кирка понижают в должности — он теряет "Энтерпрайз". Но светлое будущее омрачено террористической деятельностью бывшего звездного пилота Джона Харрисона (Бенедикт Камбербэтч). Опальный Кирк получает секретное задание от адмирала Маркуса (Питер Уэллер). Он должен возглавить "Энтерпрайз" и отправиться на враждебную планету Кронос, где, по данным разведки, прячется Харрисон. В арсенале землян загадочные боеголовки, которые необходимо пустить в цель, если злодей не пожелает сдаться. Кирк и не подозревает, что за этой миссией сокрыта милитаристская ловушка, и его команда — всего лишь пешки в чужой игре.
Немного истории. Сериал "Звездный путь" стартовал на американском телевидении в 1966-м году. С тех пор вселенная "Стартрека" насчитывает шесть телевизионных сезонов, в том числе и один анимационный, множество комиксов, рассказов, несколько десятков компьютерных игр и двенадцать полнометражных фильмов. Для американца "Стартрек" — это больше, чем простая история. Но для отечественного зрителя сериал не стал массово популярным. Хоть и породил в определённой среде культовый статус, оставшись уделом исключительно фанатской аудитории. Выстроенный в формате разговорного жанра, этакой своеобразной производственной драмы, оригинальный "Стартрек" не отличался бойким сюжетом и межгалактическими приключениями. Стартовавшие ещё в видеосалонах "Звёздные войны" приняли на себя все лавры истосковавшегося по фантастике российского зрителя. После этого сериал показался многим слишком скучным. С выходом на экраны картины "Стартрек: Возмездие" ситуация рискует значительно измениться.
Можно с уверенностью заявить, что именно этот фильм выведет "Звёздный путь" на новую орбиту. Привлечёт к себе не только поклонников сериала, но и рядового зрителя, любителя качественных развлечений. Режиссёр Джей Джей Абрамс отлично понимает, как следует раскручивать отлично придуманный сюжет, не оставляя без внимания и отношения между героями. Именно здесь он сохраняет необходимый баланс между ретро и навороченным, согласно всем современным лекалам, экшном. Единственное, что можно поставить "Стартреку" в минус — это несколько скомканная режиссура в эпизодах перестрелок. Но, к счастью, не это в фильме главное.
Очень странной в наши дни кажется ситуация, которая сложилась с жанром космической фантастики. В эпоху победного шествия комиксов по большому экрану исследования космоса почему-то перестали быть актуальными. Ситуацию немного переломил фильм Джоса Уидона "Миссия "Серенити" — отличный пример жанрового великолепия, почему-то прошедший для масс практически незамеченным. Непонятным кажется и то, что редкая звёздная пыль, достигающая наших экранов, откалывается не от оригинальной драматургии, а имеет за собой солидный монолит прошлых наработок. Сценаристы оказываются не способны создать новую вселенную, предпочитая "земные дела" небесным. И это происходит в тот момент, когда технологии спецэффектов, казалось бы, достигли своего пика. Но все силы кинематографа брошены на экранизации комиксов и боевиков. И даже вышедший недавно анимационный фильм Георгия Данелии "Ку Кин-дза-дза" не стал в вопросах драматургии примером новаторства. Единственный пример, опровергающий вышесказанное, — картина "Луна 2012" Дункана Джонса. Ею всё и ограничивается.
На этом фоне выход "Стартрека" — настоящий подарок всем любителям "сайенс фикшн". Для понимания происходящего на экране совсем не обязательно быть в курсе всей многолетней стартрековской истории. Это самостоятельное произведение, отвечающее всем ожиданиям как фанатским, так и исключительно зрительским. Когда-то давно советская кинокритика атаковала "Стартрек" за отсутствие чёткой политической позиции. Сложно было понять, что за устройство общества показано в фильме. Ясно было одно — очевидно, коммунизм не победил и там. И тот факт, что в экипаже корабля отлично уживались и русский, и американец, и японец, также не радовал. В наши дни, когда мир рискует превратиться в одну большую горячую точку, будущее в "Стартреке" настраивает на позитивный лад. Ведь в первую очередь миссия "Энтерпрайза" сугубо исследовательская. Попытка развязать межзвёздные войны в той вселенной кажется кощунственной и непонятной. Не для этих целей корабли бороздили просторы вселенной. И многообещающий финал готов предложить зрителю очередное продолжение, где угроза терроризма станет обычным анахронизмом. А заезженное слово "гуманизм" заново родится на свет и обретёт новый смысл.